СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературного вечера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературного вечера в 10 классе

«Любовь, похожая на сон…»

(любовь в жизни и творчестве

Ф.И. Тютчева)

Ход мероприятия

Цели и задачи: расширить знания о взаимосвязи творчества поэта с его жизнью, стимулировать интерес к изучению дополнительных материалов (писем, дневников) о жизни и творчестве Тютчева Ф.И., познакомить с некоторыми произведениями современных авторов, побудить к дальнейшему знакомству с творчеством А. Дементьева, В. Боровицкой, Е. Щетининой; развивать стремление к проникновению в мир поэтических образов с помощью произведений музыки и живописи.

Форма проведения: литературный вечер в рамках предметной недели в школе.

Оборудование: экран, проектор, презентация со специально выстроенным видеорядом и музыкальными фрагментами; декорации (расставлены по разные стороны от экрана, чтобы создать эффект переклички при чтении стихотворений): письменный стол, свеча, перо - для Голоса Тютчева, кресло, шаль, книга, свеча - для Голоса Денисьевой.

Вступительное слово учителя: взаимоотношения Поэта и Музы - это всегда повод к созданию поэтических произведений высочайшего накала, всеобъемлющей искренности; так было и с Ф.И. Тютчевым, который, переживая отношения с Е.А. Денисьевой, создал шедевры поэтического мастерства, вошедшие в "Денисьевский цикл": "Как ни дышит полдень знойный:", "День вечереет, ночь близка:", "О, как убийственно мы любим:", "Не раз ты слышала признанья:", "Последняя любовь" и др.; но в сегодняшнем мероприятии будут звучать стихотворения поэтов XX века (Андрея Дементьева, Екатерины Щетининой, Валентины Боровицкой), в творчестве которых найдено много таких произведений, которые созвучны знаменитым строкам Тютчева; рассказывая, ведущие передвигаются по сцене (лучше, чтобы она была ниже экрана с презентацией), становясь то за стол Тютчева, то за кресло Денисьевой, то останавливаясь между ними и проходя ближе к зрителю.

Голос Тютчева. (СЛАЙД №2)

Вы думаете, нет любви - Сияющей, шальной и вечной, И глубочайшей, и беспечной? Вы думаете, нет любви?

Вы думаете, всё обман? И только юность верит слепо В любовь, что в старости нелепа? Вы думаете, всё обман?

Вы думаете, всё пройдет, Когда придет последний поезд И завершится эта повесть? Вы думаете, все пройдет? Вы думаете?.

(СЛАЙД №3)

ВЕДУЩИЙ. Многие годы для Тютчева 15 июля было числом "блаженно-роковым". В этот день летом 1850 года он впервые увидел Елену Александровну Денисьеву. Встретил на квартире у ее тетки, инспектрисы Смольного института. Ему было 47, ей - 24.

Голос Тютчева. (СЛАЙД №4)

Кого благодарить мне за тебя? Ты слышишь, В небе зазвучала скрипка? В печальном листопаде октября Явилась мне твоя улыбка. Явилась мне улыбка,

Как рассвет. А как прекрасны мысли на рассвете! И я забыл, Что прожил Столько лет И что так мало Ты живешь на свете.

Но что года? Их медленный недуг Я излечу твоей улыбкой нежной. И возле черных глаз И белых рук Я чувствую биенье жизни вешней.

Кого мне за тебя благодарить? Судьбу свою? Или нежданный случай? И если хочешь жизнь мою Продлить - И веруй, И люби меня, И мучай.

Голос Денисьевой (СЛАЙД №5)

Я проснулась, стряхнув Странный сон, как кольцо. Мне увиделся ты - И другое лицо.

Что за снегом седым, За чертой огневой Ты меня отдавал, Точно в жертву, - другой.

Той другой, не похожей Ничуть на меня, Улыбаешься молча, Волненье тая.

Как ты просишь, сердясь: "Нет вины. Не вини. Ну, а если вина - Позабудь и прими".

Как ты сердце мое Подаешь, как залог: "В искупленье вины Все отдал бы, что мог:"

Потому, потому Так и рвется душа. Рвется снег за окном, От тревоги шурша.

Потому в эту ночь Я сжимаю виски И на сердце лежит Черный обруч тоски.

ВЕДУЩИЙ. Происходила она из старинного дворянского рода, некогда богатого, но к тому времени изрядно обедневшего из-за мотовства отца, который служил теперь где-то в провинции. Матери лишилась еще в раннем возрасте и жила у maman, как называла свою тетку, заменившую ей мать.

Любовь к Денисьевой вспыхнула сразу, как будто что-то ударило в сердце. Впрочем, и раньше ему доводилось испытывать подобное - натура у него была пылкая, часто увлекающаяся "земными очарованиями", он жил сердцем и много любил. Был дважды женат, оба раза по любви и оба раза на вдовах.

Голос Денисьевой (СЛАЙД №6)

Семья. Жена. Покой и проза. Он был всегда открыт и прям. Но жизнь, как рельса от мороза, Переломилась пополам.

Ему за сорок. Осень. Осень: Грехи. Да были ли грехи? Когда она (ей двадцать восемь) Легко вошла в его стихи.

Скользнула плавно и беззвучно. И повело. И понесло. Какою тоненькою ручкой Она накинула лассо.

Какой накал пера и речи! Он бросил все свои дела Для той, которая навстречу Грозовым облаком плыла.

(СЛАЙД №7)

ВЕДУЩИЙ. Первая его супруга Элеонора Федоровна, урожденная Ботмер, подарила ему трех дочерей, которые были обязаны матери жизнью дважды. В мае 1838 года она с детьми плыла на пароходе "Николай I" в Любек на встречу с мужем. Ночью в море возник пожар, и Элеонора Федоровна проявила редкое для женщины самообладание и мужество: спасла детей, но сама от судьбы не ушла, хотя и осталась жива. Она умерла три месяца спустя после катастрофы на море от нервного потрясения, отягощенного жестокой простудой.

В одну ночь Тютчев поседел у гроба жены - сердце его разрывала глубокая скорбь, казалось, что навсегда должен теперь отречься от счастья.

Голос Денисьевой

(СЛАЙД №8)

Что с нами будет, дорогой? Что с нами будет? Когда пронизаны весной Дома и люди

Как на голландском полотне, Коричневаты, Едва ожившие кусты, Цвета заката.

Чуть-чуть задетая лучом, Но не согрета, Мерцает робкая вода на грани лета.

Мерцанье. Блеск. Полутона: Под ними пламя. Куда нас вынесет волна, Что будет с нами?

(СЛАЙД №9)

Голос Тютчева.

Прости, что жизнь прожита. И в этот осенний вечер Взошла твоя красота Над запоздавшей встречей.

Прости, что не в двадцать лет, Когда всё должно случиться, Я отыскал твой след У самой своей границы.

Неистовый наш костер Высветил наши души И пламя свое простер Над будущим и минувшим.

Прости, что жизнь прожита Не рядом. Но мне казалось, Что, может, и жизнь не та. А та, что еще осталась?

Голос Денисьевой

Не разлюби меня. Не разлюби. Ведь все мои безумства и поэмы Лишь потому, что всюду рядом - ты, Что любишь так светло и неизменно.

Оставь меня - и сразу все уйдет. Зачем она тогда, моя свобода? Короткая история любви, Как целая история народа.

Но если вымирают племена, Сжигают государства суховеи - Как я тогда могу себя сама В незыблемость любви твоей уверить?

ВЕДУЩИЙ. Когда поэт познакомился с Еленой, он был одиннадцать лет женат вторым браком. Как и в первый раз, супругой избрал иностранку, красавицу и умницу Эрнесту Федоровну, урожденную Пфеффель (СЛАЙД №10)

Встретив Елену, прекрасную русскую девушку, Тютчев отдал всего себя, всю свою душу новой привязанности, почти порвав с семьей, однако не переставая по-своему любить жену. Об этом говорят его письма к ней. "Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! - пишет он ей.- Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобою!" И в этом была его драма.

Голос Денисьевой

Я слышала в Стамбуле древний храм Хранит упорно фрески Византии - Былые христианские святыни Наперекор турецким письменам.

Их ни закрыть, ни забелить нельзя. Из всех ремонтов выступают снова Их лица - величавы и суровы, Спокойные и мудрые глаза. (СЛАЙД №11)

И мне тебя никто не заменил. И как заменишь острый привкус счастья? Он нас довел до боли, до несчастья. И сжег. И ничего не пощадил.

Прошли уже не годы, а года. И все еще дымится пепелище. Не знаю, где огонь находит пищу - Но пламя оживает иногда.

Голос Тютчева. (СЛАЙД №12)

Выхода нет. Есть неизбежность. Наша любовь - Это наша вина. Не находящая выхода нежность На вымирание обречена.

Выхода нет. Есть безнадежность И бесконечность разомкнутых рук. Мне подарил твою нежность художник, Чтобы спасти меня в годы разлук.

Видимо, ты опоздала родиться. Или же я в ожиданье устал. Мы словно две одинокие птицы - Встретились в небе, Отбившись от стай.

Выхода нет. Ты страдаешь и любишь. Выхода нет. Не могу не любить. Я и живу-то еще Потому лишь, Чтобы уходом тебя не убить.

ВЕДУЩИЙ. Но еще в большей степени угнетало "людское суесловие" вокруг истории, о которой тогда много говорили. Тем не менее, наперекор молве, злословью света, Тютчев, ни минуты не задумываясь, принес в жертву своей любви блестящее положение в обществе, не обращал внимания на недовольство двора, и можно было счесть, что он бравирует перед общественным мнением.

О чем это говорит? Только о глубине его любви, о том, насколько сильно был он увлечен.

Голос Тютчева.

Сквозь золотое сито (СЛАЙД №13)

Поздних лиственниц Процеживает солнце Тихий свет. И всё, что - ТЫ, Всё для меня единственно. На эту встречу и на много лет.

О, этот взгляд! О, этот свет немеркнущий! Молитву из признаний сотворю. Я навсегда душой И телом верующий В твою любовь И красоту твою.

ВЕДУЩИЙ. В нем проснулась такая свежесть чувств, такая способность к безрассудной, не помнящей себя и слепой ко всему окружающему любви, что знавшие его положительно отказывались верить, будто такое возможно в его годы. (слайд №6)

В еще более сложном положении оказалась Елена. Ведь свет всегда снисходительнее относится к мужчине, не прощая ничего женщине.

Голос Денисьевой

Нам стоит все - не только вещи. За май заплатят октябрем, И одиночеством зловещим - За то, что счастливы вдвоем.

Минуты радости так зыбки. А все, что греет и влечет - От поцелуя до улыбки - Поставят будущему в счет.

Узнать бы раньше, как запишут, Какую плату спросят там За право только голос слышать И видеть только по утрам?.

ВЕДУЩИЙ. У нее было все, что требовалось для успеха в обществе. "Природа одарила ее большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувства и энергией характера",- вспоминал А. И. Георгиевский, московский журналист, муж ее единокровной сестры Марии.

Ей не простили "беззаконной любви", она испила более горькую чашу. Ее отвергли прежние знакомые, от нее отрекся отец, тетке пришлось уйти из Смольного института. "Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей".

Голос Денисьевой

Нас все дальше относит теченье. Я тебе ни жена, ни невеста. Разве это имеет значенье? Разве мы не по-прежнему вместе?

Наши звезды нам светят иначе. Нас целуют губами другим. Все другое - дела и удачи. Но ведь ты не забыл мое имя?

Время, время: Стремительный всадник. То зима, то весна проплывает. Ну и что. У Кремлевского сада Разве я не тебя вспоминаю? (СЛАЙД №14)

Много лет буде греть и тревожить Нас с тобой наш роман-приключенье. То, что он продолжаться не может - Разве это имеет значенье?

Голос Тютчева.

Мы встретились в доме пустом. Хозяин нас ждал и уехал, Оставив нам праздничный стол, Души своей доброе эхо.

Мы были гостями картин, Пророчеств чужих и сомнений, Сквозь сумрак тяжелых гардин К нам день пробивался осенний.

Весь вечер и, может быть, ночь Картины нам свет излучали. Как будто хотели помочь В былой и грядущей печали.

Как будто бы знали они, Что мы расстаемся надолго. И ты мне сказала: "Взгляни. Как горестны эти полотна.

Наверно, он нас рисовал. И нашу тоску в дни разлуки:" Я слезы твои целовал Сквозь грустные тонкие руки.

Мы в доме прощались пустом. На улице солнце сияло. И долгим печальным крестом Окно нас с тобой осеняло.

Голос Денисьевой

Пусть он продлится - этот рай и ад. Смотри, смотри насмешливо и строго. Умрем. И время двинется назад. И долгую обратную дорогу Я буду помнить этот острый взгляд.

ВЕДУЩИЙ. Она все выдержала, с готовностью пожертвовала всем. Ее любовь была безоглядная, хотя и сопровождалась горечью и разочарованием в жизни, оказавшейся к ней безжалостной.

Тютчева угнетало сознание вины перед ней. Поэт тягостно, как свои собственные, переживал страдания любимой женщины, которые та терпела из-за него - ее "безжизненного кумира". Временами ему казалось, что он недостоин того глубокого и цельного чувства - "искреннего и пламенного", возникшего в сердце возлюбленной. (слайд №7)

У него вырываются удивительные по откровению строки:

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

Любовь Тютчева привнесла в его творчество новое мироощущение. С ней, этой "земной и незаконной страстью", в его стихах возникла необычайная глубина, "какая-то исступленная стыдливость чувства и какая-то новая суеверная страсть, похожая на страдание и предчувствие смерти". Этой любви мы обязаны рождением великолепного лирического цикла стихов, обогативших русскую лирику бессмертными шедеврами.

Несмотря на тягостное и двусмысленное положение, Елена стойко несла свой крест все четырнадцать лет, что они были вместе. В жизни поэта это был не эпизод, не просто одно из его увлечений, о котором известно благодаря многим стихотворениям, его отражающим, это была самая большая, самая сильная любовь, пожар, которым заполыхало на склоне лет его пламенное сердце.

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней. Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!

У них был общий дом, общие дети - их дети - трое, носившие его фамилию, хотя юридически считались незаконнорожденными. Из них выжил один Федор. Двое других умерли в детстве - Леля четырнадцати лет и Коля полуторагодовалым. Елена Александровна была для них прекрасной матерью, нежной, заботливой. Когда они болели, проводила бессонные ночи у их кроваток, не жалела себя, их страдания разрывали ей душу. Нужно иметь большой запас энергии, убеждала она себя, чтобы не поддаться дурному настроению, этому безобразному, злому существу столь дурного тона. (слайд №8)

Когда ее Леля заболела корью и болезнь жестоко измучила ребенка, готова была сменить место жительства и переехать в Москву. В Москве ей не составило бы труда устроиться. На Малой Дмитровке жила ее сестра, а по соседству в Пименовском переулке снимала квартиру сестра поэта Дарья Ивановна, в замужестве Сушкова. Здесь, в доме №11 (ныне №13), у них был известный в ту пору литературный салон, посещаемый Гоголем, Толстым, Чаадаевым, Вяземским и многими другими. Но переезд не состоялся.

Точно также она ухаживала за Федором Ивановичем, когда он занемогал. Беспокоилась, переживала за своего, как называла его, Боженьку. (слайд №9)

Любила ты, и так, как ты, любить - Нет, никому еще не удавалось!

Голос Тютчева.

Поздняя любовь, Как поздняя весна, Что приходит на землю без солнца. Поздняя любовь чуть-чуть грустна. Даже если радостно смеется. Пусть морщины бороздят чело. Я забыл, Когда мне было двадцать. Все равно мне страшно повезло - Ждать всю жизнь и все-таки дождаться Той любви, Единственной, Моей, Чьим дыханьем жизнь моя согрета. Поздняя весна: И пусть за ней Будет жарким северное лето.

Голос Денисьевой (СЛАЙД №15)

В двадцать лет мы летим над свечой, Ослепленные счастьем движенья, Не считаясь с ценой пораженья, Не пугаясь, что так горячо.

В тридцать лет наша жизнь, как балет. Мы причудливо счастливы в тридцать. Искрометно и бурно струится Даже чуть отодвинутый свет.

Станет пламя звездой голубой Подниматься над нами все выше. Этим светом мы любим и пишем, И становимся сами собой.

Сорок лет - не для счета грехов. Пульс по-прежнему ровен и плотен, Это время старинных полотен Не замеченных прежде стихов.

И пока мы живем на земле, до последнего вздоха и взгляда Раздаем, принимаем награды, Догораем на вечном огне. Вы мне с нежностью смотрите вслед.

Ваш висок так давно серебрится. А душа, как бессмертная птица - Нет предела. И старости нет.

ВЕДУЩИЙ. Чутким женским сердцем Елена угадывала малейшие изменения в его настроении, однако и сама с годами становилась раздражительной, вспыльчивой и мнительной. Видно, не выдерживала своего двусмысленного положения - жизни отреченья, жизни страданья, уготованной ей судьбой. Она не хотела, да и ни за что бы не отказалась от любимого человека, но и мириться со всем тоже не желала. У них не раз бывали объяснения на этот счет, Елена Александровна требовала определенности, узаконенности их отношений, просила, умоляла. На все ее стенания и мольбы Тютчев отвечал, что она хочет невозможного. Потом, когда будет уже поздно, он поймет, как была права Елена в своих крайних требованиях, как верно предчувствовала, что должно было неизбежно случиться при его "тупом непонимании того, что составляло жизненное для нее условие". (слайд №10)

Запоздалым чувством вины проникнуты многие лирические признания "Денисьевского цикла".

Есть и в моем страдальческом застое Часы и дни ужаснее других. Их тяжкий гнет, их бремя роковое Не выскажет, не выдержит мой стих.

Еще недавно казалось, что как беспредельна любовь Елены, так и жизненные ее силы неистощимы. Но нежданно обрушилась болезнь, жестокая, неизлечимая. У нее открылась чахотка. Она мужественно боролась с недугом, надеялась. Но силы с каждым днем оставляли ее. Большую часть времени проводила теперь в постели - "это так скучно", не смея открыть окно в комнате, где задыхалась не столько от духоты, сколько от сознания собственной беспомощности и обреченности.

ВЕДУЩИЙ. (СЛАЙД №16)

Чего ты больше ей принес - Нежданных радостей иль слез? Печали тихой перед сном, Когда так пуст бывает дом?

Когда подушка горяча, И горяча рука во тьме, И нет любимого плеча, Чтобы забыться в сладком сне?

Чего ты больше ей принес - Переживаний или грез? Веселой нежности любви? Иль одиночества с людьми?

Весенних грез Иль стылых вьюг? Иль бесконечности разлук? Чего ты больше ей принес? - Себя ты спросишь в сотый раз.

И вновь забудешь свой вопрос Вблизи ее счастливых глаз, В медовом запахе волос: Чего ты больше ей принес?

ВЕДУЩИЙ. По ночам ее преследовали кошмары, мучила лихорадка.

Одно время, казалось, она начала поправляться, стала вставать и проводила большую часть дня в гостиной, обедала за столом. Радовалась на своего Боженьку, беспокоилась, чтобы ему не было скучно, и очень хотела поправиться скорее не столько для себя, сколько для него. Но, как часто бывает, улучшение самочувствия было обманчивым. Вскоре наступило резкое обострение, и четвертого августа 1864 года она скончалась. (слайд № 11)

"Все кончено. Вчера мы ее хоронили. Что это такое? Что случилось?. Во мне все убито: мысль, чувство, память, все. Пустота, страшная пустота. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то. Сердце пусто, мозг изнеможен. Даже вспоминать о ней, вызвать ёе живую в памяти, как она была, глядела, говорила, и этого не могу. Страшно, невыносимо."

Для Тютчева началась мучительная пытка, которая длилась долгие девять лет. Все это время его душевное состояние было ужасно, он погибал день за днем все больше и больше в мрачной бездонной пропасти. Смысл жизни кончился, и то, что чувствовал, невозможно было передать словами. "Если бы настал мой последний день, то я приветствовал бы его, как день освобождения",- признается он и желает, чтобы она поскорее взяла его к себе. Ему нестерпимо сознание, что на долю его выпала страшная участь - "жить четырнадцать лет сряду, ежечасно, ежеминутно, такою любовью, как ее любовь, и пережить ее."

Голос Тютчева.

Темная яма. Где нет тебя, Значит, и света нет: Очи мои навсегда ослепя, Скрылась - на сотни лет.

Мне пробираться сквозь них теперь Ощупью, наугад: Просится образ: "раненый зверь", Просится рифма: "ад".

Жалок образ, и рифма слаба - Жизни рельеф - страшней, И тем яростнее мольба Из темноты - к Ней!

ВЕДУЩИЙ. Те, кто встречал его в эти дни, видели - Тютчев был в отчаянном состоянии, часто рыдания подступали к горлу и слезы омывали грудь. Это были дни нравственной пытки и для него, и для его близких - он находился на грани умопомешательства. (слайд №12)

Голос Тютчева.

: Ich habe geliebt und gelebt. Я жил и любим. Боже мой! Какой вдохновенный рассвет Всю жизнь полыхал надо мной.

Ich habe geliebt: Я любил. Сквозь толщу событий и лет Остался и греет один - Далекий негаснущий свет.

Ich habe gelebt: Седина. А память вперед не спешит, Еще не исчерпав до дна Порывы ума и души.

И старость совсем не беда. Как пахнет от кленов и лип. Как ласково смотрит звезда. Ich habe gelebt und geliebt.

ВЕДУЩИЙ. Чтобы спастись от преследовавшей его памяти, Тютчев едет на полгода в Европу. Его видят в Германии, Швейцарии, Франции. Но "жизнь, как подстреленная птица, подняться хочет и не может". Путешествие, бегство от минувшего не спасло, не освободило от "муки вспоминанья", на которую его обрекла та, с кем ему так хорошо было жить, так легко и отрадно.

Голос Тютчева.

Любовь не только возвышает - Любовь порой нас разрушает, Ломает судьбы и сердца: В своих желаниях прекрасна, Она бывает так опасна, Как взрыв, как девять гамм свинца.

Она врывается внезапно, И ты уже не можешь завтра Не видеть милого лица. Любовь не только возвышает - Любовь вершит и все решает.

А мы уходим в этот плен И не мечтаем о свободе. Пока заря в душе восходит, Душа не хочет перемен.

ВЕДУЩИЙ. Он испробовал все, пытался и стихами излечиться от душевной боли. Понял, однако,- ничто не в состоянии ему помочь, ничто не утешало. Трагическим рефреном звучат в его письмах слова: "…не живется - не живется - не живется." Он решает вернуться туда, где еще что-нибудь от нее осталось, дети ее, друзья, весь ее бедный домашний быт, где было столько любви и столько горя."

Не спасло и это. Мука продолжалась, облегчение не приходило.

И когда пробил его последний час, лицо приняло какое-то особенное выражение торжественности и ужаса. Глаза широко раскрылись, как бы уставились в даль, туда, где ждала его она. Он просиял и погас.

(СЛАЙД №17)

Это случилось в приснопамятный для него день - 15 июля. Ровно через двадцать три года после того блаженно-рокового дня, как он встретился с ней, незабвенной своей любовью.

Голос Тютчева. (СЛАЙД №17)

Я твердо знаю, что любовь - всегда от Бога - Бери и радуйся, пляши в ее огне, Переживай ее, иди ее дорогой, Встречай с восторгом силуэт ее в окне.

Благодари любовь тогда, когда проснешься, Как луч вечерней или утренней зари, И воплощай ее во всем, чего коснешься И тварей божьих за любовь боготвори!

Категория: Литература
07.11.2018 23:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей