СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страницы истории страны....

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

В настоящее время учителя и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения истории устарели. Чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории.

Последние годы ознаменовались активными поисками методик и технологий, позволяющих значительно повысить эффективность обучения истории. Сейчас не-малая роль в этом отводится факультативным занятиям, элективным курсам. Но, на мой взгляд, все-таки кружковая работа позволяет добиться максимального эф-фекта, т.к. в рамках кружка можно применять разные технологии: исследователь-скую и проектную деятельность, ИКТ, использовать индивидуальные и групповые формы работы, разные методы и приемы, а также формы занятий.

Программа кружка ««По страницам истории» разработана на основе методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы Д. В. Григорьев, П. В. Степанов, Москва “Просвещение”, 2010 г.).

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).

Данная программа актуальна в современное время. Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Ведущим принципом отбора содержания и конструирования программы является краеведческий принцип. Основу содержания программы составляет изучение истории Ивановского края и участие жителей и воинских формирований сформированных на нашей земле в Великой Отечественной войне.

Программа кружка «По страницам истории» направлена воспитывать чувство гордости за своих земляков, свой город, способствовать развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии, изучая архитектуру и историю города Иваново, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый,

усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторических событий и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть навыками исследовательской работы с использованием информационных технологий.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена следующими факторами:

не систематизирована работа по изучению истории своей малой Родины (нецелесообразно ограничиваться рассказом, беседой, показом, “разовыми” экскурсиями в музей);

количество часов, отводимых на изучение регионального компонента по истории совсем не значительно;

недостаточно скоординирована совместная историко-краеведческая деятельность школы с музеями, библиотеками и другими организациями района.

Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в основной и средней школе.

Цели реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего поселения и района; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие края, страны;

прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:

способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

расширять исторический кругозор учащихся;

Воспитательные:

способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям края;

воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Новизна и теоретическая значимость программы «По страницам истории» заключается в следующем:

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. Ведь краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе.

Поэтому в основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию систематической проектно-исследовательской деятельности школьников.

Программа кружка «По страницам истории» основана на следующих принципах:

Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов), собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 12 – 15 лет в течение одного года обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 40 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: краеведческим музеем с. Низкусь, районным краеведческим музеем, библиотеками поселения и района.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, акции, практические занятия, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, исследовательские проекты, конференции, написание статей на сайт, конкурсы, встречи.

Для реализации программы запланированы следующие виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая тимуровская работа), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность, игровая деятельность.

25.03.2022 17:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!