СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Страницы мировой истории »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Страницы истории» предназначена для организации внеурочной деятельности в 5-7 классах. Данная программа дополняет школьный курс истории Древнего мира и истории Отечества яркими страницами истории, сведениями о военной стратегии и об искусстве полководцев, деятелях культуры и их произведениях. Программа разработана на основе требований ФГОС ООО, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ООО.

Цели программы: сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого и настоящего России;

освоение знаний о важнейших событиях отечественной и всемирной истории их взаимосвязи и хронологической преемственности.

Образовательные задачи:

▪ способствовать формированию повышенного интереса учащихся

к исторической науке;

• формировать коммуникативные навыки, которые способствуют

развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою

точку зрения.

• приобщать к ценностям мировой и национальной культуры;

Развивающие задачи:

▪ развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие

способности обучающихся;

▪ развивать историческое мышление обучающихся на базе материала курса;

Воспитательные задачи:

• воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своей

Родины;

• воспитание уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.

Личностные:

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Регулятивные:

- формирование ответственного отношения к учению;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации; определить наиболее эффективные способы достижения

результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на

основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины

успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей

деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и

др.);

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных

заданий;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

собственную;

Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение

основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

(анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,

тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),

использовать современные источники информации, в том числе материалы

на электронных носителях.

Предметные:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших

исторических событий;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких

источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их

участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные

исторические эпохи;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в

учебной литературе;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в

создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по

поиску и охране памятников истории и культуры).

Ожидаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

◄ усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;

◄ помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

◄ формировать творческое мышление;

◄ способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх,

конкурсах.

Планируемые результаты реализации программы

Планируемые результаты реализации программы кружка «Страницы истории» ориентированы на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов.

Первый уровень результатов – приобретение обучаю­щимися социальных знаний (об общественных нормах, уст­ройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понима­ния социальной реальности и повседневной жизни.

Для до­стижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для не­го носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта (механизм: ученик – учитель).

Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности в современной жизни. (Механизм: ученик - учитель)

Второй уровень результатов — получение обучающими­ся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня резуль­татов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения (механизм: ученик – ученик)

Третий уровень результатов – получение обучающими опыта самостоятельного общественного действия. Школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Для достижения данного уровня ре­зультатов особое значение имеет взаимодействие обучающе­гося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общест­венной среде

(механизм: ученик – социум).

Содержание программы

5 класс

ВВЕДЕНИЕ (3 часа)

Что такое история?

Что изучает наука – история? История – наука о прошлом человечества. Почему следует изучать и знать историю? Геродот – «отец истории».

Богиня Клио раскрывает тайны.

Клио – муза истории, её атрибуты – свиток и палочка для письма. Эта муза «дарует славу» тем, кого она заносит в свой свиток. Мифы и легенды. Загадки забытых цивилизаций.

Науки-помощницы истории.

Как люди узнают о прошлом. Письменные источники о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого. Нумизматика – старинные монеты.

Лингвистика – наука о языке. Метрология - старинные меры веса, длины, площади. Историческая карта.

ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (3 часа)

Жизнь древнейших людей.

Древнейшие люди – наши далёкие предки. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.

Возникновение религии и искусства

Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков.

Игра «Что? Где? Когда?»

ТЕМА II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (6 часов)

Военные походы фараонов.

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Завоевательные походы фараонов.

Религия древних египтян.

Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Боги и люди в мифах и легендах. Представление о загробном мире.

Храмы и пирамиды.

Вавилонский царь Хаммурапи.

Древний Вавилон. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Законы Хаммурапи.

Китайский мудрец Конфуций.

Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций и конфуцианство. Мудрость – в знании старинных книг.

Великая китайская стена.

Памятники культуры Китая. Тайна Великой китайской стены. История и легенды. Самые интересные факты и события из истории Стены.

Турнир «Знатоки Востока».

Вклад народов Востока в мировую историю и культуру.

ТЕМА III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (7 часов)

Троянская война.

Троя и Троянская война. Троянская война: миф и реальность. Старинные предания о Троянской войне. Сокровища Трои.

Подвиги Герекла.

12 подвигов Геракла

Боги Древней Греции.

Боги и богини древней Греции. Пантеон олимпийских богов. Титаны и олимпийцы. Мифы и легенды о людях и богах.

Воспитание спартанцев.

Общественное устройство Спарты: воспитание и образ жизни. Спарта – военный лагерь. Воспитание мальчиков в Спарте.

Олимпийские игры.

Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Значение Олимпийских игр.

Александр Македонский.

Восхождение на трон. Поход на север и покорение Фив. Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта. Разгром Персидской державы. Царь Азии. Поход в Среднюю Азию. Поход в Индию. Последние годы Александра. Смерть Александра Македонского. После Александра. Память об Александре Македонском.

Путешествие по Древней Греции.

ТЕМА IV. ДРЕВНИЙ РИМ (4 часа)

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Установление власти Рима в Западном Средиземноморье. Установление власти Рима в Восточном Средиземноморье. Победы Рима над Карфагеном. Последствия римских завоеваний. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян.

Восстание Спартака.

Рабство в Римской республике. Начало восстания. Силы и планы сторон. Первая победа восставших. Рабы в ловушке. Война с Крассом. Итоги и последствия восстания. Образ Спартака в наши дни.

Юлий Цезарь.

Участие в политической борьбе. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Реформы Цезаря. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Викторина «Древний Рим».

История Древнего Рима. Великие люди Древнего Рима.

ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (6 часов)

Жизнь древних славян.

Кто такие славяне? Расселение, соседи, занятия, общественный строй восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Славянские боги и праздники.

Религия древних славян. Язычество на Руси. Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Праздники и обряды.

Первые русские князья.

Первые Рюриковичи. Рюрик – варяжский князь. Деятельность князя Олега. Правление Игоря. Походы князя Святослава. Владимир Святославич. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Владимир Мономах.

Русские летописи.

Летописец и летопись. «Повесть временных лет».

Лаврентьевская и Троицкая летописи. Новгородская и Псковская летописи.

ТЕМА VI. НАШ КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ (5 часов)

Наш край в годы Великой Отечественной войны.

Начало Великой Отечественной войны. Перестройка всей жизни на военный лад. Трудовые подвиги земляков.

Наши земляки - участники Великой Отечественной войны.

Героизм земляков на фронтах войны. Вклад каневчан в победу над врагом. Дети войны.

Выпуск газеты «Страницы истории».

Оформление и защита творческих работ. Оформление сборника «Страницы истории».

6- 7 класс

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Периодизация истории Средних веков. Источники

Хронологические рамки Средневековья. Примеры исторических источников.

ТЕМА I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (3 часа)

Истоки средневековой культуры

Римская империя и варварские племена.

Роль античного наследия в культуре Византии

Что такое античная культура? Вклад древних греков и римлян в культуру Византии.

Ислам и культура стран Халифата

Ислам – религия мусульман. Достижения культуры арабов

ТЕМА II. РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (7 часов)

Рыцарский турнир

Турниры – военные состязания. Герб. Геральдика – искусство составлять и описывать гербы. Воспитание рыцаря. Рыцарская культура.

Жизнь и быт горожан

Городское общество. Устройство средневекового города.

Разделение церквей

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский.

Крестовые походы

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.

Великая хартия вольностей, ее историческая роль

Хартия – грамота, дававшая те или иные права. Значение Великой хартии вольностей.

Архитектура и изобразительное искусство

Церковная архитектура. Романские и готические соборы.

ТЕМА III. «ОСЕНЬ» СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (8 часов)

Изобретение книгопечатания

Иоганн Гуттенберг – изобретатель книгопечатания. Печатный станок. Первая печатная книга.

Гуманизм и гуманисты

«Любители мудрости» - гуманисты. Создание нового учения. Первые гуманисты: Франческу Петрарку, Джованни Боккаччо.

Научные открытия и изобретения

Астрология. Алхимия. Первые механизмы. Появление огнестрельного оружия.

Достижения индийской культуры

Произведения искусства. Архитектура.

Освоение человеком Америки

Открытие Америки. Христофор Колумб.

ТЕМА IV. Русь в IX- первой половине XII века (5 часов)

Культура Древней Руси. Начало летописания

«Повесть временных лет» - идея единства Русской земли.

Деревянное и каменное зодчество, живопись

Десятинная церковь. Софийский собор в Киеве.

Оформление архитектурных сооружений

Фрески. Мозаика

Быт и нравы Древней Руси

Жилища. Одежда. Занятия.

ТЕМА V. РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII-XIII (6 часов)

Церковная организация на Руси

Организация православной церкви: митрополит, епископы. Черное и белое духовенство. Соборы, приходы.

Монастыри

Правила проживания монахов. Киево-Печерский монастырь. Миссионеры-просветители населения.

Древнерусские подвижники и святые

Духовные ценности. Борис и Глеб. Антоний и Феодосий Печерские. Ефросиния Полоцкая.

Школа живописи. Феофан Грек.

Икона Донской божьей матери. Спаситель.

Исторические повести

«Житие Бориса и Глеба». Иларион «Слово о Законе и Благодати». «Поучение» Владимира Мономаха. Героический эпос.

ТЕМА VI. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XV ВЕКЕ (4 часа)

Иван III – государь всея Руси. Софья Палеолог.

Возвышение великокняжеской власти.

Развитие общественной мысли и летописания

Теория «Москва – Третий Рим». Троицкая летопись.

Школа живописи. Андрей Рублев. Дионисий

«Троица» А. Рублев. «Спас Нерукотворный» Дионисий.

Быт и нравы. «Домострой»

Жилища. Одежда. Занятия.

Категория: История
12.03.2022 18:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!