СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как воспитать любовь к труду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАК ВОСПИТАТЬ ЛЮБОВЬ К ТРУДУ

Трудиться, выбрав дело по душе, - такое же естественное со­стояние, как жить и дышать. И одно из главнейших качеств, кото­рое мы должны воспитать в детях, - это любовь и уважение к тру­ду, готовность трудиться. Труд должен стать жизненной потребно­стью будущего гражданина. Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, слож­ном и многогранном. Воспитание трудолюбия потребует от воспи­татели большого терпения, знания возрастной физиологии, особен­ностей личности ребенка. Основы трудолюбия закладываются в семье. Подражание — важнейший мотив, побуждающий детей к ак­тивной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает у ребенка желание делать то же самое. Не погасить это желание -главная задача родителей, если они хотят вырастить своего ребенка трудолюбивым.

Профессор И. Ф. Свадковский в книге «Воспитание у детей трудолюбия» пишет: «. простейшая трудовая операция произво­дит серьезные изменения в психологии и физических способностях ребенка, Эта операция как бы разделяет человека на две равные жизни: до этой операции он был не умеющим человеком, после нее стал умеющим человеком». На основании многочисленных наблю­дений он делает вывод, что центральным моментом, определяю­щим появление любви к труду - трудолюбия как неотъемлемого качества личности человека, является УСПЕХ. Именно успех на­полняет сердце ребенка радостью, вызывает прилив энергии, жела­ние снова взяться за дело. Вот почему родители должны стремить­ся не просто привить трудовые навыки детям, но и следить, чтобы ребенок видел результат своего труда, пользу от него. Желание по­вторить успех, вновь ощутить радостное чувство, рождает потреб­ность в труде. С этого момента ребенок, работает потому, что его не только вынуждают к труду внешние обстоятельства, а труд стал

для него жизненной потребностью,, удовлетворением его непосред­ственных влечений.

Посеешь привычку - пожнешь характер. А. С. Макаренко пи­сал: «Я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек. Он имел в виду выработку у человека таких форм поведения, чтобы в конкретных ситуациях у него возникла потребность поступить так, а не иначе. Под группой привычек он подразумевал санитарно-гигиенические, нравственные, культурное поведение, привычные способы мышле­ния, рассуждения и, конечно, трудовые привычки - привычное по­ложительное отношение к любому трудовому усилию. Потреб­ность в деятельности - особенность психического развития ребен­ка. Познавая мир, он стремится действовать в нем. Но между тягой к деятельности и трудолюбием дистанция огромна. Задача родите­лей и педагогов состоит в том, чтобы эту природную склонность, которая является лишь предпосылкой трудолюбия, путем опреде­ленных педагогических мер преобразовать в одно из важнейших качеств личности. Как это сделать? Вернемся снова к привычкам, которые, согласно известной поговорке, являются «второй нату­рой» человека.

Воспитание привычки к труду - дело хлопотное, легких и бы­стрых результатов здесь ждать не следует. Любовь к труду можно воспитать только в труде, всякий труд связан с преодолением не­умений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодоле­вая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетво­рение. Получилось! До сих пор не получалось, а теперь получи­лось! Приобретено еще одно умение. Это очень важный момент в эмоциональной жизни ребенка, который нельзя оставить без вни­мания. Разделите с ребенком его восторг и радость.

Начинать трудовое воспитание надо с самообслуживания. Сколько надо терпения, чтобы усвоить эту непростую науку: по­вторять изо дня в день, пока ребенок не научится правильно оде­ваться, с каждым днем все быстрей, сноровистей, постепенно при­обретая автоматизм, благодаря которому энергии тратится меньше, а неприятные эмоции исчезают вовсе. Так же дела обстоят с пуго­вицами, крючками, застежками, шнурками. Всему его нужно тер­пеливо учить, пока не привыкнет. Взять такое немудреное дело, как умывание. Скользкое мыло все время вырывается из рук, вода

льется в рукав и на одежду, полотенце не слушается. Наберитесь терпения, покажите пять, десять раз, как нужно сложить ладошки лодочкой, чтобы вода не вылилась, как нужно наклониться над умывальником, чтобы не облиться. Объясните все спокойно и лас­ково. А игрушки в доме! Их можно обнаружить в самых неожи­данных местах. А виноваты взрослые. Нужно не только напоми­нать ребенку, что их надо убирать в специально отведенное место, по и помогать ребенку, пока не появится привычка делать это са­мостоятельно. То же самое и с одеждой. Пришел из школы - сам повесил пальто па вешалку. Перед сном аккуратно повесил одежду или сложил на стул.

С возрастом сфера самообслуживания растет. К 5-ти годам ре­бенка уже надо приучать стелить свою постель и заправлять. Нау­чить ребенка пришить пуговицу, помочь маме убраться в доме и т. д. Делать «взрослые дела» поможет сказочная Золушка, умная мама или дальновидная бабушка непременно прочитают эту сказку своей дочке-внучке. А если сами мама и бабушка работают по дому весело, легко, что смотреть со стороны приятно, то и ребенок уви­дит в этом не тяжкую повинность, а желание сделать дом уютным, чистым, радостным. «Глаза страшатся, а руки делают» - такая лю­бимая поговорка бабушки вселит уверенность в ребенка, подбод­рит его и нацелит на успех.

Бытовой труд в нашей повседневности занимает значительное место, детей надо готовить к самостоятельной жизни. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем при­вычку трудиться, а вместе с него - привычку заботиться о ближних, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок матери, если дочка или сын скажут ей: «Ты уста­ла, отдохни, а я уберу комнату сам!» Именно с трудового быта на­чинается трудовое воспитание. Привычка, умение что-то делать своими руками пригодятся всегда, кроме того, они в огромной сте­пени содействуют умственному развитию ребенка. Ведь любая трудовая операция требует от ребенка умственного напряжения. Мы должны приучать ребенка выполнять любую домашнюю рабо­ту, независимо от того, грязная она или чистая. Любой труд благо­роден. Не внушив этого нашим детям в детстве, вырастим белору­чек и чистоплюев, которым в жизни будет нелегко.

Бытовой труд, формирующий трудовые привычки, не должен носить эпизодический характер. Нужна системность. У детей в се­мье и школе должны быть постоянные обязанности, они воспиты­вают ответственность. С годами перечень обязанностей растет, они усложняются. Мама все сделает быстрее и лучше, но дочка полу­чит полезный и важный навык. С каждым днем она будет делать это лучше и тщательней. Ребенок будет гордиться своими умения­ми, ревниво относиться к тому, если вдруг кто-то из домашних начнет вытирать пыль или поливать цветы. Потом эта девочка пой­дет в школу, ее не нужно будет принуждать держать в чистоте тет­ради и учебники. Она усвоила, что обязанности - это нечто важное, необходимое, нельзя их не выполнять. Навыки играют огромную роль жизни человека и составляют более 90 % всех действий, кото­рые он совершает. Благодаря навыкам мы можем работать, зани­маться творчеством, потому что они освобождают наш ум от необ­ходимости обдумывать каждую деталь движения. Вот почему, вы­рабатывая у ребенка трудовые привычки путем постоянных упражнений и повторений, надо развивать навыки в той или иной деятельности, пока не приобретается автоматизм в движениях и действие не будет выполняться механически, при незначительном контроле со стороны сознания. Навыки закрепляют трудовую при­вычку. Без них она вообще не может появиться. Ведь не секрет, что некоторые наши дети не умеют постирать носки, почистить кар­тошку, сделать простейшие покупки. Плохую услугу оказали такие мамы своим детям, заботливо оберегая их от домашних обязанно­стей. Они, как правило, становятся предметом насмешек в школе, их неприспособленность в быту поражает.

Есть такое, слово «надо». Неумолимое, требовательное, как приказ самому себе. Через «не могу»; через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что в данный момент хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надеж­ными людьми. Среди трудовых привычек - эта самая главная. Уде­лить внимание развитию этой привычки с самого раннего возраста просто необходимо. Как это сделать? Да как обычно: все начинает­ся с мелочей. Сначала мы уберем игрушки, а потом пойдем гулять. Сначала «надо», потом «хочу». Это предпосылка воспитания воли. Ребенок очень рано должен различать понятия «нужно», «можно», «нельзя». Профессор А. В. Веденов в книге «Воспитание воли у школьников» пишет: «Для воспитания воли важно наряду с разви­тием самостоятельности приучать ребенка к некоторому самоогра­ничению. Слово «нельзя» должно быть одним из первых понятных ребенку слов. Что значит приучить ребенка к слову «нельзя»? Это значит приучить его сдерживать свои желания, капризы, переклю­чать их, воспитывать в самом первоначальном виде самоорганиза­цию ребенка, самоконтроль, который станет основой волевых ка­честв нашего воспитанника. В жизни есть множество примеров, когда люди благодаря усилиям воли, добивались невозможного. Мы восхищаемся людьми, которые умеют преодолеть себя. Пре­одолеть страх, боль, лень, тяжелые условия. Почему они такие? Почему одни могут, а другие нет? Почему одни теряются, панику­ют, надают духом, а другие, напротив, делаются собранными, бы­стро ориентируются в сложной обстановке, ведут за собой?

Возьмем, например, школьный труд. Как все охотно идут в первый класс, как дети радуются и гордятся новым званием ученик. Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения. Неумение трудиться проявляется с пер­вых дней, такого ребенка сразу видно. Его трагедия в том, что ро­дители не научили его трудолюбию, неумение трудиться порож­даете апатию, лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков ста­новится все крепче, и разрывать его все труднее. «Вырастет — всему научится. Еще наработается на своем веку!» — говорит иная мать. Но как она не права. Трудолюбие просто так, ниоткуда, са­мо собой не возьмется. А без него в жизни не обойтись ни одному человеку. Это неотъемлемое качество личности. Многие сомне­ваются, что потребность в труде можно воспитать. Можно и нуж­но и под силу каждому, если он хочет вырастить полезного обще­ству и самому себе человека. А все начинается с воспитания при­вычек. Пока ребенок мал, ему трудно принуждать себя или подавлять желания, только терпение, воля и настойчивость роди­телей помогают ему совершать те или иные волевые действия. Необходимо уже в первые годы учебы закрепить в сознании ре­бенка, что учеба - труд, требующий волевых усилий, внимания, настойчивости и дисциплины. Вот и настал черед трудолюбия вообще перенести на основную «ведущую деятельность» ребен­ка - па учебу. Одним словом, трудовые привычки являются ус­тойчивой формой поведения человека и накладывают на него определенный отпечаток. Кстати, слово «отпечаток», в переводе с греческого означает «характер».

«Дети гораздо менее склонны к лени, чем взрослые, и если не­которая часть этого деятельного настроения не направляется на полезные вещи, то в этом следует винить взрослых». (Локк.)

Можно ли лодыря сделать трудолюбивым? Конечно, если чело­век уже вырос в лени, то перевоспитать его трудно. Очень много значит личный пример воспитателя, основанный на требовательности и правильной организации жизни семьи или школы. Доброта, забота о человеке, потребность доставлять радость другим - вот основной мотив, побуждающий ребенка к труду. Трудолюбие плюс доброта - тот удивительный комплекс, который поднимает челове­ка на моральную высоту.

Если ребенок желаете что-то сделать, он непременно должен начать. Эта истина простая: начать, продолжить, завершить. Эти этапы неравнозначны и требуют разных психических усилий, Ино­гда камнем преткновения служит последний этап - завершения, а кому-то труднее всего начать дело. Дети сильно отличаются друг от друга именно по этому признаку. По приказу все исполнят, а самостоятельно палец о палец не ударят, а иным нужны жесткие рамки дисциплины, чтобы отогнать лень. Что такое лень? Каковы ее психологические основы? Что это? Чувство или свойство лично­сти? Всегда ли это результат порочного воспитания?

Нам всем иногда просто необходимы расслабление, покой, от­дых. Значит, биологическую составляющую лени мы определили. А если праздность и лень превращены в самоцель, приобретают самодовлеющую составляющую?

Воспитание трудолюбия должно быть не шаблонным и одно­типным для всех детей, а глубоко индивидуальным. Ребенок не­охотно берется за дело, но искренне радуется результату, тогда на­до фиксировать внимание на приятных ощущениях от самостоя­тельно сделанного труда. Постараться не разочаровывать ребенка критическими замечаниями, если даже что-то не так. Добиться, чтобы предвкушение результата стало стимулом к активности. Найти правильную прицельную точку, с которой воздействовать па ребенка, прививая любовь к труду. И еще важно понимать, что с возрастом у ребят меняется отношение к тем формам, посредством которых их родители приучали к труду. Если малыш требует внимания и похвалы, то подросток с его угловатой застенчивостью не терпит, когда его хвалят при посторонних. Ему хочется более серь­езных дел, большего доверия, он любит, когда с ним советуются, как с равным, любит работать с отцом молча и усердно, но совер­шенно не терпит мелочной опеки. Подростка раздражает то, что с ним обращаются, учат его как «маленького».

«Если ребенок до самого юношества не знает, откуда берутся средства семьи, если он привыкает только удовлетворять свои по­требности, а не замечает потребностей других членов семьи, если растет жадным потребителем, - это и есть воспитание индивидуа­листа, который потом принесет вред себе и обществу», - предосте­регал нас А. С. Макаренко.

Особого внимания со стороны родителей и воспитателей за­служивает вопрос о поощрениях и наказаниях, связанных с трудо­вой (в том числе и учебной) деятельностью детей. Прежде всего, нужно со всей категоричностью предупредить, что наказание тру­дом недопустимо пи при каких обстоятельствах. Наоборот, надо создавать такие ситуации, когда труд будет дан как награда, как форма доверия, (Как ты хорошо почистил зеркало! Загляденье про­сто. Теперь тебе можно поручить генеральную уборку перед праздником.) Здесь мы сочетаем поощрение за хорошо сделанную работу с доверием и раскрытием новой перспективы, в которой ре­бенку мы предоставим шанс проявить себя с лучшей стороны, а это так нужно всем им- и большим, и маленьким, От пас, взрослых, в значительной степени зависит, какая позиция вырабатывается у детей по отношению к труду. Для разъяснения роли труда в жизни человека у семьи и школы есть много путей и средств. Это рассказ матери и отца о своих трудовых достижениях, мамины и отцовы почетные грамоты и награды, экскурсии на производство, послови­цы и поговорки о труде, высказывания великих людей, телепереда­чи. Родитель-производственник, квалифицированный рабочий - авторитет для детей. И его слово, мнение, совет имеют особый вес. Его главная сила воздействия - личный пример, личное отношение к труду, к общественному долгу.

Подросткам свойственно стремление к творчеству, к созида­нию, тяга к активному участию в трудовой деятельности взрослых. Эти побуждения возникают рано, сначала находят выход в игре. Смена игры настоящим трудом происходит не стихийно, не сама по себе. Здесь необходимы сознательные усилия со стороны роди­телей, школы, общественности. И осуществляется такая смена в основном в подростковом возрасте. Содержание трудовой деятель­ности подростков в семье существенно отличается от того, каким оно было лет 30-40 назад. Но объективная потребность в посиль­ной помощи родителям со стороны подрастающих детей всегда была и остается, как бы ни изменялись содержание и форма этой помощи. Еще А. С. Макаренко заметил, что в воспитательном от­ношении «труд-забота важнее намного, чем «труд-работа». Важно не забывать, что сам по себе труд, без идущего рядом нравственно­го воспитания и основ профессионального образования вне целе­направленной системы педагогических мер, может остаться, как говорил А. С. Макаренко, «нейтральным процессом, не дающим положительного воспитательного эффекта». При всем многообра­зии содержания и организационных форм трудовая деятельность подростков является ценной в воспитательном отношении при со­блюдении ряда основных требований. Прежде всего, труд подрост­ков должен осуществляться в строгом соответствии с охраной гру­да несовершеннолетних. И воспитатели, и родители, организуя труд детей, обязаны знать это. В любой работе необходимо соблю­дать нормы техники безопасности, гигиены труда. Здесь крайне важно соблюдать чувство меры, правильно нормировать труд, что­бы не причинить вред здоровью подростка. Нельзя поручать им пользоваться электроинструментом, если они в точности не знают инструкцию о правилах пользования им. Все необходимо учиты­вать воспитателю. Даже безобидная генеральная уборка класса, групповой комна­ты, когда ее начинают после 5-6 уроков на голодный желудок, в той же школьной одежде, пользуясь при этом холодной водой, ста­новится примером ничем неоправданного нарушения норм гигиены детского труда. Любая работа должна быть посильной, т. е. соот­ветствовать уровню имеющихся у него (ребенка) знаний, умений и трудовых навыков, а также возрастным, половым и индивидуаль­ным особенностям, степени моральной и психологической готов­ности. Один подросток рассеян, невнимателен, пассивен. Другой суетлив, нетерпелив - за вес берется, но не доводит до конца. Тре­тий - очень добросовестен, по не умеет рационально расходовать энергию. Четвертый - неаккуратен. Все это надо учитывать, организуя работу. Физически развитому и более сильному можно пору­чить работу большего объема и сложности. Посильность труда за­висит от степени подготовленности, насколько созданы необходи­мые условия для его выполнения. Плохой инструмент, неисправ­ный инвентарь, сомнительного качества сырье могут свести на пет самые пылкие стремления подростков хорошо выполнить работу и сделать ее непосильной и безрадостной, Посильность не означает легкость. Труд не должен быть легким, иначе он не будет побуж­дать творческую мысль, учить преодолевать трудности. Посильное, по достаточно сложное задание побуждает интерес к самому про­цессу труда как творческому. Выполнение задания - это победа над собой прежде всего. Результат труда - это чувство удовлетворения, радости, наслаждения работой, творческого вдохновения. Безре­зультатное деяние не сделает человека счастливым. Механический тренаж по выработке трудовых навыков, совершаемый ради уп­ражнений, быстро наскучит ребятам, не вызовет интереса. К ре­зультатам труда, так же как и к самому трудовому процессу, необ­ходимо предъявить эстетические требования. Любовь к работе не­мыслима без эстетического наслаждения трудовым процессом. От работника физического труда требуется работа головой, так же как от работника умственного труда. Любая работа может быть выпол­нена быстрее, лучше, с меньшей затратой сил и средств при соблю­дении культуры труда. В процессе труда воспитываются сноровка, смекалка, выносливость, волевые усилия, дети учатся планировать свою работу. А это очень пригодится, когда ребенок, став взрос­лым, станет на пороге выбора своей профессии.

Помните:

«Ручной труд является огромным фактором умственного раз­вития ребенка».

(Блонский.)

«Почему радость труда является высшей нравственной ценно­стью? Радость труда несравнима ни с какими другими радостя­ми. Она немыслима без чувствования красоты, по здесь красота - не только то, что получает ребенок, но, прежде всего, то, что он создает радость труда, - это красота бытия. Познавая эту кра­соту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. Чувство радости доступно лишь тому, кто умеет напрягать силы, кто знает, что такое пот и усталость. Детство не должно быть по­стоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильно­го для детей, для ребенка останется недоступным, и счастье тру­да.».

(В. А. Сухомлинский.)

«Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать».

(Л. Н. Толстой.)

12.01.2017 15:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!