СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Происходящие в мире события снова и снова показывают, что все меняется очень быстро и стремительно. Меняются тренды, совершенствуются технологии, пересматриваются подходы к обучению. Однако нельзя заглядывать в будущее не зная прошлого, забывать истоки.
2 октября в России отмечают День профессионально-технического образования. Профессиональное образование в нашей стране начало формироваться еще в середине XVII века благодаря появлению типографских школ, которые готовили печатников, посольских и лекарских школ. Более современное профессиональное образование появилось в XVIII благодаря Петру I. Именно он содействовал созданию профессиональных школ разного типа, которые готовили необходимых государству служащих.
Если говорить о ХХ веке – в это время профессиональное образование было весьма разнообразным и варьировалось от профтехшкол до мастерских, от технических училищ до рабфаков. Упоминая о профтехшколах – следует выделить два основных типа – это школы фабрично-заводского ученичества и школы фабрично-заводского обучения. В чем же разница? В школах первого типа обучение осуществлялось на базе общеобразовательной средней школы и продолжалось до 4 лет, позднее срок обучения был сокращен до 2 лет. Выпускники таких школ сразу знали свое будущее место работы – завод или фабрика. В школах фабрично-заводского обучения профессии обучали всего за полгода. Спустя какое-то время школы фабрично-заводского ученичества были реформированы в школы фабрично-заводского обучения, а их в свою очередь ожидал переход в профессионально-технические училища.
Термин «ПТУ», с которым все знакомы и слышали ни раз, возник не сразу. Профессионально-технические училища назывались по-разному: в зависимости от места расположения (городское профессионально-техническое училище – ГПТУ или сельское профессионально-техническое училище – СПТУ), в зависимости от условий обучения (среднее профессиональное техническое училище - СПТУ или специальное государственное профессиональное техническое училище СГПТУ). Существовали также и просто профессионально-технические училища (ПТУ) – именно эта аббревиатура закрепилась и сохранилась на долгое время. В любом случае, каждое техническое училище относилось к системе начального профессионального образования, и было самым распространенным учебным заведением – счет подготовленных там специалистов превышает миллионы человек. В начале 90-х годов ХХ века снова начали происходить изменения в системе профессионального образования. Часть профессионально-технических училищ были переименованы в лицеи, но так и оставались частью начального профессионального образования, другие же получили статус колледжа и техникума и имели возможность относиться к ступени среднего профессионального образования.
ХХI век снова внес свои коррективы, и согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ) статья 108, начальное профессиональное образование перешло в новый уровень образования и стало относиться теперь к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих). С каждым годом разрабатываются новые образовательные программы, меняются и дополняются федеральные государственные образовательные стандарты, перенимается и совершенствуется мировой опыт профессионального движения (WorldSkills Russia). Последними законодательными изменениями в системе среднего профессионального образования можно назвать ведущие принципы стратегии развития СПО до 2030 года, согласно которым следует постоянно обновлять содержание и технологии профессионального обучения и образования в соответствии с развитием технологий, актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников. Стратегия развития системы СПО также предлагает Федеральный проект «Профессионалитет», ключевыми позициями которого будет создание информационной платформы «Цифровой конструктор компетенций» и образовательно-производственных центров – кластеров. Кластеры будут предполагать участие работодателя, новое содержание и структуру образовательной программы, ориентированной на потребности современного рынка труда и ведущих предприятий, новый управленческий и педагогический состав, а также создание учебно-производственных комплексов. Главная цель проекта - массовая подготовка профессионалов по востребованным специальностям.
Неизвестно, какие изменения ждут систему среднего профессионального образования в будущем, но ясно одно, профессиональное образование было и будет одним из самых востребованных во всем мире, поскольку достойные профессионалы нужны в любых областях человеческой жизни.
© 2022, Сидельник Анна Игоревна 238