СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования  через компьютерные технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организации самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования через компьютерные технологии

И.Ю. Неверова методист, преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ СО «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж» (Россия)

Ключевые слова: квалифицированный специалист, инновационные технологии, современные образовательные технологии, компьютерные технологии, опыт применения.

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные понятия и опыт применения современных образовательных компьютерных и педагогических технологий, необходимых для выпуска квалифицированного специалиста востребованного на рынке труда.

На современном этапе в производственной сфере требуются творчески активные специалисты с развитым мышлением, которые обладают умением рационализировать и конструировать. Поэтому основной задачей современного образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентного на рынке труда, способного к инновационной деятельности.

Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметной области осталась в прошлом веке. Качество обучения зависит от содержания и методики обучения, основной целью которого является развитие творческого потенциала личности. Основой современного образования являются не учебные дисциплины, а способы мышления и деятельности. Необходимо уже на стадии обучения вовлечь студента в разработку инновационных технологий, адаптировать его к условиям современной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции по получаемой им специальности.

Для получения высококвалифицированных специалистов в образовании вводятся педагогические инновации. Инновациями в образовательной деятельности является использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью [1]. Изучение инновационного педагогического опыта показывает, что большинство нововведений посвящены как разработке новых педагогических методик и приемов, так и применению старых, но с новым к ним подходом.

В «Глоссарии современного образования» рассматривают три подхода к определению понятия «образовательная технология» [2]:

1. Систематический метод планирования, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знания путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

2. Решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться чёткому описанию и определению.

3. Выявление принципов и разработка приёмов оптимизации образовательного процесса путём анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения приёмов и материалов, а также посредством применяемых методов.

Современные образовательные технологии меняют функции преподавателя и студента, где преподаватель становится направляющим учебную деятельность консультантом, организующим конкретные формы и методы учебной деятельности, где студент имеет возможность самостоятельно выбирать пути усвоения учебного материала. Результат обучения будет зависеть не только от мастерства преподавателя, но и активной деятельности обучаемого.

В условиях образовательных реформ особое значение в образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на внедрение различных педагогических нововведений. К инновационным технологиям обучения можно отнести интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии.

Инновационные методы позволяют:

- активизировать самостоятельную деятельность студентов в получении новых знаний,

- сформировать более высокий уровень личной социальной активности обучаемых,

- создать условия при которых стимулируются творческие способности как студента, так и преподавателя,

- помогают формированию активной жизненной позиции.

Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации [3]. Преподаватели нашего колледжа стали активно использовать в своей деятельности образовательные интерактивные технологии, которые позволяют обучаемым принимать не только самостоятельные решения, но и эффективно усваивать знания через активизацию деятельности и практический опыт, формировать навыки практико-ориентированных исследований, решать задачи от простого накопления знаний к накоплению опыта аналитической и практической деятельности, повышают познавательную активность и развивают творческие способности обучаемых, формируют умения совместного решения производственных задач. В образовательном процессе интерактивные педагогические технологии создают комфортные условия обучения, при которых через творческую деятельность студенты и преподаватели активно взаимодействуют между собой.

С целью повышения качества подготовки выпускника-специалиста, активизации познавательной деятельности и раскрытия творческого потенциала студентов, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности обучаемых преподаватели нашего колледжа применяют в работе следующие образовательные методики: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов и исследований, кейс-метод, социо-игровые методы и деловые игры, методы развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проведение бинарных занятий, дистанционное обучение и другое.

Ролевые игры на занятиях позволяют студенту войти в конкретную производственную роль и раскрыть поисковые возможности будущего специалиста. Проектная деятельность ставит в центр практические навыки по овладению специальностью и на этой базе стимулирует интерес к теории. Анализ показывает, что студенты, разработавшие свой проект, могут аргументировать свою позицию и осознанно вести дискуссию, хорошо удерживают в памяти освоенный материал. Анализ конкретных ситуаций – «Кейс-метод» способствует активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, через наличие конкретной производственной ситуации, разработке вариантов решения проблем, публичной защиты разработанных вариантов решения задач и подведением итогов с оценкой результатов.

Для активизации образовательной деятельности студентов используются и компьютерные технологии, которые сегодня обеспечивают современную форму подачи учебного материала, обладают высокой информационной насыщенностью, позволяют осуществлять оперативный обмен необходимой информацией. Они используются на всех этапах процесса обучения многих дисциплин нашего колледжа: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний и умений, а также в исследовательской и научно-практической проектной деятельности студентов.

С помощью компьютерных технологий разрабатываются практические задания в электронных тетрадях, тренинговые упражнения, проверочные компьютерные тесты, использование в учебном процессе электронных учебников и пособий как через электронную библиотеку колледжа, так и через личный сайт преподавателя. Реализация учебной программы с использованием персонального сайта преподавателя позволяет обеспечить возможность самостоятельной внеаудиторной деятельности обучаемых, применении современных методик обучения. Например, мой сайт (http://multiurok.ru/neverova/) активно используется всеми студентами колледжа и преподавателями дисциплины «Информатика и ИКТ».

Конечно же особую роль в организации учебного процесса играет наличие современного программного обеспечения (текстовые, электронные таблицы, базы данных, графические, автоматизированного проектирования, электронных тестовых оболочек и других специальных приложений), а также его своевременного обновления и достаточного количества компьютерных мест. Наличие в библиотеке колледжа фонда мультимедийных и электронных учебников, видеофильмов, помогает организовать современный подход к организации учебного процесса и позволяет разнообразить учебный процесс, делая его более творческим и привлекательным.

При преподавании дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии» мною решаются задачи по нахождению наиболее оптимальных методов и средств, позволяющих активизировать познавательный интерес студентов, подвести их к пониманию того, что преподаваемые дисциплины на практике используются в освоении любой специальности и в социальной жизненной среде. При использовании образовательных ресурсов моего сайта студенты самостоятельно изучают такие методы как составление интеллект-карты и синквейна для выполнения домашнего задания, используют разработанный мною электронный комплекс дидактических материалов, в который входят:

- рабочие тетради «Основы информатики» и «Программирование на языке Паскаль» (в программе MS Word);

- электронные учебные пособия (в программе Power Point);

- электронное учебное пособие «Информатика» с мультимедийными эффектами, завершающееся проверочным тестом (в программе Adobe Captivate);

- компьютерные тесты в специальной программной оболочке колледжа и созданные с использованием форм Google диска.

Изучение чего-то нового всегда вызывает у студентов интерес к творческой работе и активизирует их деятельность. Выполнение самостоятельной работы через дистанционное заполнение электронных гугл-форм позволяет быстро и с большим охватом студентов проверить полученные ими знания, проанализировать результаты обученности. Обучающиеся показывают хорошие результаты при использовании электронных ресурсов разрабатывая исследовательские проекты и создавая электронные презентации для их защиты.

В результате использования современных компьютерных и педагогических технологий активизировалась самостоятельная и познавательная деятельность студентов, повысился уровень мотивации студентов к учебной деятельности, а это в свою очередь привело к повышению качества знаний моих обучаемых.

Хочется отметить также, что разработанная в электронной форме и выложенная на сайт преподавателя учебно-методическая продукция активно скачивается и используется не только студентами и преподавателями нашего колледжа, но и подписчиками сайта, а также была отмечена дипломами за первое место в региональном конкурсе Совета директоров УСПО Свердловской области, на областном конкурсе методической продукции Института развития образования и в международных конкурсах.

Используемые источники:

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000.

2. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

3. http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/168-metodicheskaya-rabota/1465.html

DEVELOPING A FLAIR OF STUDENTS TO INDEPENDENT EDUCATING THROUGH COMPUTER TECHNOLOGIES

I.Yu. Neverova, methodist, teacher of the highest qualification category

GAPOU SO "Ekaterinburg Automobile and Highway College" (Russia)

Key words: qualified specialist, innovative technologies, modern educational technologies, computer technologies, experience of application.

Annotation: In this article, the basic concepts and experience of using modern educational computer and pedagogical technologies necessary for the release of a qualified specialist in demand on the labor market are considered.

Категория: Всем учителям
15.05.2018 07:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!