СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние годы в подходах к преподаванию предметов общественных дисциплин произошли значительные изменения. Сегодня, в связи с высокими темпами компьютеризации повседневной и профессиональной жизни человека, актуальной задачей является использование в процессе преподавания истории информационных технологий. Выпускник современного образовательного учреждения среднего профессионального образования должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к условиям жизни, которые меняются. Вполне очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту задачу невозможно. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность преподавателей является приоритетным направлением модернизации образования в целом и в частности преподавания общеобразовательных дисциплин в ГПОУ «Снежнянский горный техникум». В отделении по подготовке квалифицированных рабочих ГПОУ «СГТ» созданы условия, способные обеспечить следующие возможности: - вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс; - совместная работа в сотрудничестве преподавателей и студентов; - свободный доступ к необходимой информации. ИКТ позволяют оптимизировать урок, сделать его более ярким, запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, сделать работу всей учебной группы одновременной. Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий позволяет подойти к вопросу обучения с качественно новой стороны. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый план выходит индивидуальная, самостоятельная и групповая деятельность. Сам факт проведения урока в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует студентов, у них появляется (пусть внешняя) мотивация. Обучающийся чувствует потребность в знаниях. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Студенту интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень компетенций, навыки общения. Уроки с применением ИКТ не заменяют преподавателя, а наоборот, делают общение со студентами более содержательным, индивидуальным и деятельным. Создание данных уроков требует умения пользоваться компьютером и достаточно большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса обучающихся к предмету. Образовательные ресурсы нового поколения позволяют на качественно новом уровне преподавать историю, используя самые разнообразные методы и технологии. Это, прежде всего, возможность для преподавателя иметь под рукой большое количество иллюстративного материала, а главное быстрый доступ к нему, возможность подготавливать для студентов ресурсы, содержащие необходимый материал, возможность создавать самостоятельно тесты для проверки усвоения определенного материала, непосредственное знакомство с новинками методической литературы. Использование компьютера позволяет создавать информационную среду, которая стимулирует интерес и пытливость обучающихся. Использование возможностей компьютера, мультимедийных средств позволяет значительно активировать процесс восприятия учебного материала, способствует концентрации внимания, развитию воображения. Не секрет, что изучение истории вызывает у многих студентов затруднения, усвоение материала обычно строится на простом запоминании терминов и дат. Современные мультимедийные средства значительно облегчают процесс обучения через реализацию одного из фундаментальных его методов – наглядность. История в значительной степени является предметом, что требует наглядности с необходимостью использования демонстрационного материала. Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ребят в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом. В силу этого компьютер с его широкими мультимедийными и графическими возможностями в нашем учебном заведении используется в процессе обучения для решения ряда проблемных задач современной методики преподавания. Компьютер в урочной деятельности использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом он выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции преподавателя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий преподавателя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. К наиболее эффективным формам изложения учебного материала следует отнести мультимедийные презентации, созданные с помощью Microsoft Power Point силами преподавателя и обучающихся. Цель такого представления учебной информации, прежде всего, в формировании у обучающихся системы образного мышления. Представление учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы физических сил и внимания обучающихся. Использование презентаций на уроке истории позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: во время объяснения нового материала, закрепления, повторения, контроля. Одновременно презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего с коллективом. За время преподавания мною разработаны уроки с применением ИКТ по темам, а также отдельные мультимедийные презентации. Все презентации систематизированы по курсам, учебным дисциплинам, разделам, темам. Презентации используются и в воспитательной работе: при проведении воспитательных часов и мероприятий, уроков мужества, уроков памяти. Создание презентаций по различным темам пройденного материала, как форма самостоятельной работы обучающихся - эффективный методологический подход для обобщения и систематизации полученных знаний. Главной особенностью такой формы обучения является достижение конкретной практической цели – наглядная демонстрация результата работы: рисунки, графики, диаграммы, выполненные с помощью компьютера. Основной целью является организация творческой работы студентов. Кроме этого, в рамках проектной деятельности обучающиеся работают над выполнением презентации, используя знания и навыки, полученные не только на уроках истории, но и информатики. Применение технологии проектного обучения позволяет решить задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности обучающихся, они приобретают коммуникативные умения, работая в группе, что позволяет применить знания, полученные в процессе обучения, в решении практических задач. В преподавании истории метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на уроке, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету. Так обучающимися были выполнены учебные презентации к различным темам уроков истории, как помощь преподавателю при подготовке внеклассных мероприятий, воспитательных часов. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы города и республики, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий. Это возможно благодаря таким энциклопедиям: Кирилла и Мефодия, «Шедевры русской живописи», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Золотое кольцо России», «Википедия» и т.д. В своей практике также использую авторские слайд-шоу в качестве виртуальных экскурсий. Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием электронных карт. Практика показывает, что большой интерес студентов вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес обучающихся к предмету. При подготовке к итоговой аттестации также эффективно использовать ИКТ. Для этого имеются различные скачанные из интернета справочники для подготовки к экзамену по всемирной истории материалы размещенные на сайтах для подготовки к экзамену (ГИА 11 класс): сайт Донецкого РИДПО, сайт МОН Ресобрнадзор ДНР. Ребятам предлагаются тренажеры для работы с различными тестовыми заданиями в формате ГИА. Ауди и видеоматериалы позволяют сделать урок или воспитательное мероприятие более насыщенным и интересным. Для этого на рабочем столе преподавателя имеется папки с собранными и систематизированными записями по курсам и разделам курса истории. Например: очень оживляют уроки ауди и видеоматериалы по истории Великой Отечественной войны — это запись Ю. Левитана о начале войны, фрагменты военной хроники, фрагмент из художественного фильма «Освобождение» - «Штурм Берлина», парад Победы 24 июня 1941г и т.д. Используя мультимедийные средства, в частности презентации с гиперссылками, преподаватель интенсифицирует процесс обучения, делает его более наглядным и динамичным. Эффективное использование компьютера на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяет преподавателю повысить качество знаний обучающихся. Применение современных технологий на уроках истории ведет к созданию условий для развития умений и навыков самообразования путем организации творческо-исследовательской учебной работы обучающихся, направленной на интеграцию и актуализацию знаний по различным предметам, а также повышает статус преподавателя, который идет в ногу не только со временем, но и с обучающимся. Даже самые пассивные студенты включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. Конечно, это не означает, что роль преподавателя сводится лишь к обслуживанию техники. Ведь умение сочетать ИКТ с традиционными средствами обучения позволяет оптимизировать свой труд, создать современный урок, раскрыть способности и развить личность студента. При этом надо помнить также о том, что не все информационные ресурсы и материалы сети Интернет являются качественными и вполне подходящими для обучения. Многие из них содержат ошибки, неточности. Поэтому эффективность использования ИКТ зависит именно от преподавателя, его мастерства, умения, опыта. С моей точки зрения, применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения. Применение информационных технологий в преподавании на данном этапе модернизации образования - это необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам, активизируют познавательную деятельность обучающихся.
Категория: История
08.01.2017 14:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!