СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад. Использование на уроках истории имеющихся возможностей интерактивных учебных комплексов и мультимедийных средств обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование на уроках истории имеющихся возможностей интерактивных учебных комплексов и мультимедийных средств обучения.

Актуальность проблемы. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий на уроках истории.

Использование информационно-коммуникационных технологий, элементов инновационных технологий позволяет осуществлять разноуровневое обучение учащихся и овладевать коммуникативными навыками и умениями на высоком уровне. Способствует развитию памяти, внимательности, логического мышления, воспитанию информационной культуры. Стимулирует творческую инициативу, познавательную деятельность учащихся и помогает достичь образовательных результатов.

При освоении учебного материала с использованием ИКТ и Интернет-ресурсов учащийся вправе сам выбирать темп и ритм учебной деятельности, сроки выполнения самостоятельных работ и домашних заданий, тем самым создаются благоприятные условия для повышения мотивации познавательной деятельности учащихся, формирования и развития критического и творческого мышления школьников.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрал технологию на основе активизации деятельности учащихся. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Под этим понятием я подразумеваю такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. В нашей школе имеются компьютеры, есть доступ к Интернету, все больше компьютеров приобретается в семьях учащихся. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Стараясь повысить эффективность уроков, наряду с традиционными предметно-ориентированными технологиями, использую информационно-коммуникационные технологии.

Применяя в учебной деятельности информационно - коммуникационные технологии, я, безусловно, расширяю свою воспитательно-образовательную деятельность,

Компьютерные технологии на уроках истории предполагают:

  • использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
  • интенсивное использование компьютеров как инструмент повседневной учебной работы учащихся и педагогов;
  • реализацию межпредметных связей истории с другими учебными предметами;
  • разработку методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных телекоммуникационных проектов;
  • обучение учащихся методом коллективного решения проблем;
  • поиск и обработку информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
  • быструю и точную проверку знаний ;

Компьютерная коммуникация позволяет получить доступ к практически неограниченным массивам информации, хранящейся в централизованных банках данных. Это дает возможность при организации учебного процесса опираться на весь запас знаний, доступных жителю "информационного общества".

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой, интерактивное общение предоставляет Всемирная компьютерная сеть – INTERNET.

В настоящее время программы, ориентированные на использование компьютерных и интернет технологий можно разделить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие и тестирующие.

Презентации обычно создаём совместно с учениками и используем для анонсирования новой темы. Информационно-обучающие программы более сложны в исполнении. Это, как правило, презентация или слайд с материалами урока, которые дополнены ссылками на электронные справочники, словари, интернет репетиторы по предмету. Тестирующие программы как способ контроля широко применяю на своих уроках: это варианты опросных карточек с вопросами до стартового, промежуточного или итогового тестирования.

Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.

Хоть и изредка, на уроках я использую мультимедийный проектор для демонстрации содержания записей «на доске». Благодаря слайдам презентации, записи всем в классе хорошо видны, более чётки, ясны.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать и объяснять новый материал, предъявлять опорные конспекты, демонстрировать грамматические таблицы, слушать музыку и речь, посмотреть портреты классиков, экранизации их произведений, художественные полотна и иллюстрации, обратиться к интерактивным лекциям.

Обращусь к основным ресурсам ИКТ, используемым мною на уроках истории. В первую очередь это «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (адрес сайта: http://school-collection.edu.ru). Данная электронная коллекция была создана в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация системы образования". Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов образования.

В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

Отдельно стоит отметить «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» (адрес сайта: http://fcior.edu.ru). В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Но наиболее доступными образовательными средствами информационно – коммуникационных технологий остаются версии мультимедийных CD-дисков. В рамках изучения истории России второй половины XX века можно использовать мультимедиа учебник «История России XX век» (История России XX век [Электронный ресурс]. Ч.4 : 1964-2000 гг. : компьютерный мультимедиа) учебник / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М. : Клио Софт, 2004). Прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем (процессов, явлений, понятий и т.п.). Таким образом, диск предназначен для повторения и закрепления учебного материала, для анализа уровня усвоения материала по истории России, и уже, в конечном итоге, для подготовки к единому государственному экзамену по предмету. При этом, в ходе выполнения обучающих блоков осуществляется фиксация правильности выполнения заданий, времени выполнения задания и использования учащимся помощи. В тренировочных блоках одни и те же темы представлены в разном виде: текста, схем, таблиц, линий времени, картографического материала, картин, фотографий, анимаций и видеофрагментов. Таким образом, учитываются различные способы усвоения информации, типы запоминания и т.д. Большое значение я уделяю и использованию иллюстрации при подаче нового материала. Если раньше, чтобы показать какой-то исторический портрет или событие, необходимо было проштудировать огромное количество разных книг, то сейчас с использованием презентаций, эта проблема решилась сама собой.

При работе с презентациями необходимо выводить изображение на экран с достаточно большой диагональю. В своей работе я применяю мультимедийный проектор, дающий на экране изображение с диагональю до одного метра. Для ввода в компьютер графики необходимо иметь сканер, цифровую камеру или цифровой фотоаппарат. В крайнем случае, можно воспользоваться набором картинок из коллекций, широко представленных на многочисленных носителях информации и в Интернете. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть ненужны

Составил: Халимбеков Г.У. – учитель истории

Категория: История
09.01.2018 18:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!