СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Способы формирования информационной и коммуникативной компетентности обучаемых на занятиях русского языка и литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я учу, чтобы научить другого.

А ты учишься для того, чтобы научить меня.

Таким образом, мы знаем в два раза больше,

чем знали до этого.

В. К. Дьяченко

Содержание образования — важнейшая составляющая образовательной системы и соответственно главная цель планируемых изменений в ней.

Компетентностный подход ориентирует на построение учебного процесса сообразно результата образования: в учебную программу изначально закладываются параметры описания того, что обучающийся будет знать и уметь «на выходе» из того или иного общеобразовательного учреждения (далее ОУ). В быстро меняющемся мире система образования, на мой взгляд, должна формировать и такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий выпускник должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и своей будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Главной целью дисциплины «Русский язык» является овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста.

Уровень информационной культуры обучающихся по предмету «Русский язык» определяется уровнем его компетенций в данной информационной области. Эти компетенции развиваются у учащихся постепенно, проходя следующие уровни:

  • уровень исполнительской компетентности: умение точно и правильно создавать информационный продукт или совершать над ним заданную операцию по известной схеме, образцу;
  • уровень технологической компетентности: умение самому спланировать, придумать схему создания информационного продукта или операций над ним;
  • уровень экспертной компетентности: умение дать обоснованную качественную оценку информационному продукту, указав его достоинства и недостатки;
  • уровень аналитико-синтезирующей компетентности: умение на основе анализа готового информационного продукта и технологии обращения с ним предлагать изменения в структуре самого продукта или технологии его изготовления.

Понятно, что не каждый учащийся сможет достичь высшего уровня компетентности. Но первые два уровня вполне доступны выпускникам средней школы.

Поэтому я определила для себя тему по самообразованию «Формирование информационной и коммуникативной компетенции обучаемых на занятиях русского языка и литературы».

Каждому педагогу известно, что информационные технологии: психологически облегчают процесс усвоения материала обучающимися; возбуждают живой интерес к предмету познания; расширяют общий кругозор детей; повышают уровень использования наглядности на уроке; повышают интерес к изучению того или иного предмета и успеваемости; ведут к более полному усвоению теоретического материала; позволяют обучающимся овладеть умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий; формируют умение кратко и четко формулировать свою точку зрения; повышают производительность труда педагога и обучающихся на уроке. Чтобы сформировать компетентного выпускника, в своей педагогической деятельности, помимо традиционного метода обучения, применяю и такие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, а также элементы педагогических технологий, которые развивают познавательную, коммуникативную, мотивационную, информационную и личностную активность наших обучающихся. В своей работе опираюсь на классификацию формирования ключевых компетенций обучающихся, предложенную А. В. Хуторским — доктором педагогических наук:

1. Ценностно-смысловая компетенция;

2. Общекультурная компетенция;

3. Учебно-познавательная компетенция;

4. Информационная компетенция;

5. Коммуникативная компетенция;

6. Социально-трудовая компетенция;

7. Компетенция личностного самосовершенствования.

Акцент делаю на обучение через практическую, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений. Я ставлю цели и мотивирую обучающихся достигать их, провожу анализ и самоанализ, т. е. демонстрирую своё собственное компетентное поведение. Анализ особенностей содержания преподаваемых мною предметов и возможностей обучающихся, их уровня развития, позволил мне выделить в качестве наиболее актуальных следующие ключевые компетенции: информационную, коммуникативную и компетенцию личностного самосовершенствования. Похожая статья: Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка и литературы Сегодня буду говорить только о формировании информационной компетентности на уроках русского языка и литературы, хотя, на мой взгляд, все ключевые компетенции связаны между собой. Под информационными компетенциями принято считать комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности. Это и владение современными средствами получения информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, модемное устройство, копировальная техника) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Internet); поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача. Видами деятельности, которыми обучающиеся овладевают в процессе формирования и развития информационной компетенции, являются:

- поиск информации в библиотеке, а так же поиск информации в электронных энциклопедиях в городской библиотеке

- использование информации из сети Internet;

- создание мультимедийной презентации;

В своей педагогической практике я столкнулась с тем, что подавляющее число обучающихся, прибывших из основной школы, не умеет грамотно работать с информацией, а именно

- сопоставлять разрозненные фрагменты;

- соотносить общее содержание с его конкретизацией;

- целенаправленно искать недостающую информацию;

- обучающиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа художественного текста;

- не владеют навыками целеполагания.

Такая ситуация не устраивает ни обучающихся, ни меня как педагога. Для первокурсников я подбираю задания, обеспечивающие формирование начального уровня развития информационной компетентности (самостоятельный поиск и структурирование различных источников информации), например: используя поисковую систему сети Internet:

- самостоятельно подберите дополнительную информацию по теме «Жизнь и творчество А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова».

Запишите названия сайтов, на которых находятся статьи по данной теме, их электронные адреса (создайте электронную базу данных по этому вопросу).

- Подготовьте опорный конспект по теме «Служебные части речи». При оформлении конспекта используйте рисунки, таблицы, схемы.

- Создайте компьютерную презентацию по теме «Словарное богатство русского языка». При подготовке используйте рисунки, таблицы.

Домашнее задание, как и др. формы внеаудиторной самостоятельной работы, зачастую носит творческий характер. Например, обучающиеся создают книгу о жизни и творчестве поэта или писателя в иллюстрациях и т. д.

К навыкам обращения с информацией, которыми овладевает ученик в ходе учебной деятельности, относят:

  • умение организовать поиск необходимой информации;
  • умение структурировать, систематизировать, обобщать;
  • умение представлять в другом виде отобранную информацию.

Получение навыков поиска информации по русскому языку начинается через:

  • систему специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность обучающихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности (развивающие упражнения, кейсы, синквейны, карточки-конверты, кластеры, а также кроссворды), создающие условия для повышения интереса к изучению предмета «Русский язык»;
  • использование компьютерных учебников, различных словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, мультимедийных продуктов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений;
  • организацию проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций обучающихся, в том числе информационной.
  • нетрадиционные формы занятий: урок-проблема, урок-соревнование «Лингвистическая олимпиада»… Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины «Русский язык», формирование информационно-коммуникативных навыков. Нетрадиционные формы занятий проводятся в рамках Недели ЦМК.

Подобные методы, приемы и формы работы с информацией на уроках русского языка позволяют:

  1. использовать новые информационные технологии в качестве формирования поисковой и творческой деятельности обучающихся.
  2. создать основу для организации самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.
  3. представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, “извлечь” любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся, озвучить любой текст (гостевые книги, сайты).
  4. практически применять знания, умения; делать обобщения и систематизацию изученного; контролировать и корректировать знания, умения;
  5. формировать информационную компетентность, культуру, грамотность студентов, развивать умение осуществлять обработку информации (в процессе совместной, а затем самостоятельной подготовки отдельных тем).

Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Особенность «человеческой» коммуникации – когда информация не только передается, но и «формируется, уточняется, развивается». Речь идет о взаимодействии двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S –S), или «субъект-субъектное отношение». Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Для эффективной коммуникации характерно: 1) Достижение взаимопонимания партнеров; 2) Лучшее понимание ситуации и предмета общения. Процесс достижения большей определенности в понимании ситуации, способствующий разрешению проблем, обеспечивающий достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов принято называть коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность равна коммуникативная способность + коммуникативное знание + коммуникативное умение, адекватные коммуникативным задачам и достаточные для их решения.

Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое умение" и включает следующие ключевые компетенции: • языковую /лингвистическую/ (осуществление высказываний на родном/иностранном языке возможно только на основе усвоенных знаний, понимания языка как системы); • дискурсную (связанность, логичность, организация); • прагматическую (умение передать коммуникативное содержание в соответствии с социальным контекстом); • разговорную (на основе лингвистической и прагматической компетенций, уметь говорить связно, без напряжения, в естественном темпе, без затяжных пауз для поиска языковых форм); • социально-лингвистическую (умение выбирать языковые формы, "знать когда говорить, когда нет, с кем; когда, где и в какой манере") • стратегическую (умение использовать коммуникативные стратегии для компенсации недостающих знаний в условиях реального языкового общения); • речемыслительную (готовность к созданию коммуникативного содержания в результате речемыслительной деятельности: взаимодействие проблемы, знания и исследования).

Итак, успешное применение компетентностного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне учебного заведения, т.е. в реальном мире.

Так как составляющими любой компетенции являются: владение знанием, содержанием компетенции, проявление компетенции в различных ситуациях, отношение к содержанию компетенции и объекту ее приложения, то коммуникативную компетенцию можно рассматривать с позиции трех составляющих: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной, личностно-ориентационной, где все компоненты составляют целостную систему личных свойств обучающихся. Поэтому коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.

Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена.

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку, литературе – один из путей решения данной проблемы.

В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.

Данный подход не противопоставлен традиционному, но и не тождественен ему, так как он фиксирует и устанавливает подчиненность знаний, умений, ставя акцент на практической стороне вопроса, расширяя содержание собственно личностными составляющими.

Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся данного возраста.

При определении учебных возможностей учащихся учитываются два параметра: обучаемость и учебная работоспособность. Одним из критериев определения уровня обученности являются оценки в журналах. Уровень сформированности интеллектуальных умений определяется в процессе познавательной деятельности путем наблюдения. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливается общий уровень обучаемости каждогоучащегося. Уровень учебной работоспособности определяется путем наблюдения за физической работоспособностью учащихся, сформированностью положительного отношения к учению. После определения уровней сформированности данных качеств, устанавливаются учебные возможности каждого.

Главным принципом формирования коммуникативной компетенции является личностная адресованность образования. Поэтому тема “Развитие речи” реализуется в первую очередь в возможности ввести учащихся в содержание данной темы различными путями в зависимости от личностно-психологических и физиологических особенностей учащихся.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. Исследовательский подход к темам литературных произведений помогает рассматривать жизнь литературного героя как учебное исследование. А дискуссия по результатам сочинений дает возможность высказать свою точку зрения, послушать других, поспорить.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта студента, процесс продолжения приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Какова же роль предмета "Русский язык”? Что может сделать преподаватель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учащихся? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого в образовательном пространстве. Для этого и необходимо знать учебные возможности учащихся данного возраста.

На уроках развития речи особое внимание уделяется коммуникативным компетенциям на основе работы с текстом.

Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе сосредоточиться, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи.

Однако в понятие коммуникативной компетенции входит не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире. Коммуникативная компетенция здесь становится частью культурной компетенции, ведёт к повышению общей гуманитарной культуры личности, формированию у неё высоких творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды деятельности.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология "критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – учащиеся свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию

Все виды пересказа

Все формы учебного диалога Доклады и сообщения Ролевые и деловые игры Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов Обсуждение, дискуссия, диспут Выступления в качестве ведущих на мероприятиях

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию

Сочинения и изложения

Подготовка заметок и статей в СМИ Телекоммуникационные тексты, сообщения Участие в конкурсах сочинений

Наиболее актуальной в последнее время становится проектная деятельность обучающихся как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочное время. Каждый проект предполагает создание презентации MS PowerPoint. Выполняя проект, обучающиеся должны уметь находить, критически отбирать нужную информацию, производить её электронную обработку, форматировать иллюстративный материал, работать с гиперссылками и управляющими кнопками, структурировать материал и соблюдать требования к оформлению проекта.

Проектная деятельность формирует у обучающихся учебно-познавательные компетенции и компетенции личностного самосовершенствования.

Результатом сформированности информационной компетенции обучающихся является их активное участие в научно-исследовательской деятельности, участие в дистанционных всероссийских конкурсах чтецов. Является важным, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, внеаудиторной и внеклассной работе помогут обучающимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что если обучающийся умеет работать в группе, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, высказывать свою позицию по той или иной проблеме, находить любую информацию, будет успешен в дальнейшем.

Используемая литература и интернет-источники

  1. Вознюк О. Л. Формирование информационной компетентности на уроках русского языка и литературы [Текст] / О. Л. Вознюк // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 196-198.
  2. Краснова Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. 2008. — № 5 (15). — С. 91—94. (Информатика и информатизация образования)
  3. Крючкова О. В. Комплексная информатизация образования [Текст] / О. В. Крючкова. — Минск: Красико-Принт, 2006. –– 176 с.
  4. Степанов С. В. Ключевые компетенции в современной школе: новые требования к содержанию образования и педагогу.
  5. Ткаченко И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. 2008. — № 5 (15). — С. 165—166. (Информатика и информатизация образования)
  6. Шитов С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шитов, И. Г. Агапов. — Мир образования — образование в мире. 2001. — № 4.
  7. URL: http://verhspas.68edu.ru/Romanzova/pervaj.htm.
  8. http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/08/19/
Категория: Русский язык
29.06.2017 15:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!