СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные информационно - коммуникационные технологии в ДОУ на современном этапе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в нашей стране реализуются Стратегии развития информационного общества, которые связаны с доступностью информации для всех категорий населения и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование современных информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании открывают новые возможности в обучении и воспитании дошкольников.

Для современного этапа развития образования в условиях реализации ФГОС ДО характерен переход от традиционных массовых средств информации (книги, телевидение, кинофильмы) к так называемым новым информационным технологиям - мультимедийным презентациям, компьютеризированным системам хранения информации, лазерным каналам связи и т.д.

Актуальность использования ИКТ в организации педагогического процесса, обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Применение ИКТ в обучении определило важный принцип – принцип индивидуализации. Согласно требованиям ФГОС нового поколения каждый обучаемый следует индивидуальному ритму обучения, со своим именно ему необходимым темпом и уровнем освоения образовательной программы, с заданной глубиной изучаемого материала.

Теоретические основы использования информационно- коммуникационных технологий в обучении дошкольников

Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, которые используют специальные технические информационные средства. Компьютерные технологии развивают идеи программного обучения, открывают совершенно новые, ещё не исследованные технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и коммуникаций. Компьютерные – информационные технологии – это процессы сбора, подготовки, хранения, обработки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, видео, CD, DVD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Ускорение ран­него развития детей делает реальностью использование ИКТ в период дошкольного детства. Современные исследования сви­детельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте трех—шести лет, поскольку в этом возрасте интен­сивно развивается мышление ребенка, и компьютер может выступать особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Самое главное для эффективного применения компьютера — это развитое логи­ческое, алгоритмическое и системное мышление. В связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, это соответствует физиологически обусловленному для старших дошкольников переходу от на­глядно-предметной формы мышления к наглядно-образной.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, это игра. Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребёнок пользуется своим опытом, знаниями, впечатлениями. Ребёнок обнаруживает способность наделять нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главной психологической базой для введения в игру дошкольника – компьютера, как игрового средства.

Комплексное использование ИТК с привычной для ребёнка предметно- развивающей средой: строительным и природным материалом, красками и мозаикой и т.д. сформирует у детей восприятие современных технологий как технологического средства для решения творческих, продуктивных задач, побуждает ребёнка к реальному созиданию, сохраняет от «ухода» в виртуальный компьютерный мир.

Занятия с использованием ИКТ должны содержать в себе не только непосредственную работу ребёнка с информационным средством(компьютером, интерактивной доской), но и собственную продуктивную деятельность. Это может быть конструкторская, изобразительная, театральная и иная детская деятельность направленная на оптимизацию воспитательно - образовательного процесса, усвоение поставленных задач, формирование у детей целостного восприятия изучаемого материала.

Методика проведения компьютерного занятия включает в себя несколько частей, из которых только одна проводится при непосредственной работе ребёнка на компьютере. Остальные части занятия несут на себе полноправную педагогическую работу.

Заключительным этапом работы ребёнка с информационными технологиями должно быть создание собственного продукта. Это может быть составленный рассказ, иллюстрация к сказке, печатный рисунок, открытка, театральная кукла. Результат детской деятельности должен быть опосредован желанием ребёнка придумывать, созидать, воплощать.

В планировании занятий важно учитывать взаимосвязь прохождения материала основной базовой программы с содержанием компьютерных занятий, с целью обеспечения для ребёнка единого образовательного поля.

Занятия с использованием информационных средств являются одним из этапов решения той или иной воспитательно–образовательной задачи: по развитию математических представлений, изобразительной деятельности, конструированию, развитию речи и началом грамоты, ознакомлению с окружающим миром.

Организация и методика проведения занятий с использованием современных информационных, компьютерных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности: развитию речи, математике, изобразительной деятельности.

Целью ИКТ является формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, умению принимать оптимальные решения, формированию исследовательских умений и подготовки личности «информированного общества».

Информатизация общества ставит перед педагогами задачи:

  • Стать для ребёнка проводником в мир новых технологий;
  • Повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность;
  • Наставником в выборе компьютерных технологий;
  • Сформировать основы информационной культуры.

Применяемые информационно-коммуникационные техно­логии можно разделить на технологии:

  • в которых используются мультимедийные презентации; технологии;
  • в которых исполь­зуются информационно-обучающие компьютерные програм­мы;
  • и технологии, в которых используются тестирующие про­граммы. [11,с.43]

Сегодня ИТК позволяют:

  • Сделать учебно-воспитательный процесс более современным, разнообразным и насыщенным;
  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольнику материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольному возраста.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов;
  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
  • Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности.

Основные направления развития ИТК:

  • Использование компьютера с целью приобщения к современным техническим средствам передачи и хранения информации;
  • ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний;
  • Сотрудничество с семьёй ребёнка в вопросах воспитания и обучения, в вопросах использования ИКТ дома;
  • Использование ИКТ педагогом в планирование, диагностиках, мониторингах, документации группы.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

  • Исследовательский характер;
  • Легкость для самостоятельных занятий детей;
  • Развитие широкого спектра навыков и представлений;
  • Возрастное соответствие;
  • Занимательность.

При подготовке к занятию педагог продумывает основные части занятия:

  1. Введение – создание эмоционального отношения к работе, уточнение пройденного раннее материала;
  2. Подготовка к новому материалу - беседа, рассматривание дидактического материала, моделирование занятия;
  3. Подготовка к самостоятельной компьютерной деятельности;
  4. Собственная деятельность на компьютере;
  5. Анализ занятия, подведение итога занятия.

При использовании ИТК в воспитательно-образовательном процессе детского сада нередко педагоги сталкиваются со следующими проблемами:

  • недостаточная методическая подготовленность педагога;
  • неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
  • бесплановость, случайность применения ИКТ;
  • перегруженность занятия демонстрацией слайдов, анимацией;
  • несоблюдение санитарно- эпидемиологических правил.

ИКТ в ДОУ можно применять в следующих видах деятельности:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям;
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
  • Оформление групповой документации, отчетов и мониторингов;
  • Оформление стендов группы и кабинетов;
  • Оформление стендов, газет и буклетов для родителей;
  • Знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
  • Ведение сайта ДОУ;
  • Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и в процессе проведения родительских собраний праздников;
  • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;
  • Использование видеокамеры и соответствующих программ для монтажа видеоматериала;
  • Оформление буклетов, визиток, материалов по различным мероприятиям ДОУ;
  • Использование электронной почты.
25.02.2021 10:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!