СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совместная творческая деятельность учащихся и учителей в соответствии с современными требованиями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Ученик – это не сосуд, который надо

наполнить, а факел, который надо зажечь.»

Плутарх

Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщенное определение: “Творчество – это деятельность, порождающее нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности”.

Творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.

Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.

Творческий потенциал представляет собой сложное понятие, которое включает в себя компоненты, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившийся в той или иной сфере деятельности “творческий потенциал” представляет собой “творческие способности” личности в конкретном виде деятельности. Сам термин “творческий потенциал” часто может употребляться как синоним “творческая личность”, “одаренная личность”. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

В основе современной педагогической науки лежит понимание о человеке как о существе творческом. Именно в творчестве раскрывается его сущность как преобразователя мира, творца новых технологий и идей. В обществе все чаще и чаще, в связи с проблемой творчества, говорят о творческой личности, которую наделяют такими чертами, как направленность, самопознание, умение видеть проблему, анализировать ситуацию, мобилизовать знания, выдвигать гипотезы, оценивать результаты, критически мыслить и т.д.

Современная школа ищет новый контур понимания сути и назначения образования в целом. Должна ли она формировать у учащегося научную картину мира, или обеспечивать профессиональную квалификацию, или учить мыслить, или “готовить к жизни”? При этом исследователями все чаще подчеркивается та мысль, что все эти цели частичные по отношению к целостности человека, исчерпываемые рамками социальной адаптации, и равнодушие к творческому потенциалу личности. Поэтому потенциальные способности многих учеников остаются нереализованными.

Таким образом, задача формирования творческого потенциала личности на различных этапах функционирования системы образования является своевременной. Способность к творчеству присуща каждому человеку. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности.

Творческая деятельность ученика не может выйти за предел имеющихся у него знаний. Отсюда следует, что эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовывать ее.

Творчество школьника по самой природе своей – деятельность кооперативная – с взрослым, она просто не может осуществляться без участия наставника. В детском творчестве характеристикой является самостоятельность. Дело в том, что школьное творчество нельзя рассматривать как нечто готовое, где роль учителя только в том, чтобы регистрировать продукт творчества.

С точки зрения психологов, творчество проявляется при самостоятельном решении человеком новых для него задач. Деятельность учащихся может быть названа творческой, если ее результатом является продукт, обладающей не только объективной, но и субъективной новизной. Необходимо помнить, что путь к объективно новым изобретениям, открытиям лежит через субъективно новое.

Изучение процесса становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития открытого общества.

Решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся.

Опыт творческой деятельности, рассматриваемый сегодня в качестве составляющего элемента содержания образования, требует поиска адекватных путей формирования творческого потенциала учащихся.

Особую роль в развитии творческого потенциала отводят учителю.

Согласно образовательного стандарта основного общего образования, задача каждого учителя – выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной для учащихся деятельности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения в школе непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Задача учителя заключается в том, чтобы повысить уровень детского восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А, во-вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А. Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности – вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только тогда станет интересным увлекательным, “если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры”. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

О развитии творческих способностей ребенка в школе говорится и пишется очень много. Формирование потребности в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению знаниями, умениями и навыками является одной из главных педагогических целей современности. Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с учителем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни учитель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или техническую проблему, что обогащает и усиливает “пыл” мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др., для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность учителя в совместную деятельность с учеником.

Для того чтобы у учеников развивался творческий потенциал, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Цель деятельности каждого учителя: создать условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности школьников, создать атмосферу сотрудничества, увлечь ребят “поиском истины”, стимулировать их активность и творчество, подготовить их к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей, развить комплекс личных качеств, обеспечивающих формирование конкурентноспособной личности, заложить стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Фундамент отношений учитель – ученик составляет педагогика сотрудничества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого учащегося на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, учет его мнения и позиции.

Для формирования опыта творческой деятельности одной классно-урочной системы недостаточно, поэтому учителя в своей работе дополнительно организуют внеурочную деятельность:

Основные цели внеурочной деятельности в школе – организация образовательной и культурной деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных познавательных и деятельностных потребностей обучающихся, раскрытие их способностей и организаторских, деловых и личных качеств, создание условий для профессионального самоопределения, используя понятия и способы личностно ориентированного, продуктивно обогащенного образовательного процесса.

Задачи:

· Приобщение учащихся к ценностям мировой культуры и культуры своего народа.

· Развитие интересов, склонностей, духовных потребностей обучающихся.

· Создание условий для самореализации обучающихся.

· Формирование технологической культуры.

Внеурочная сфера общения и деятельности с учениками направлена на развитие обучающихся, а не на передачу знаний. Внеурочная деятельность строится на основе инициативы и самостоятельности учащихся.

В школе педагог и обучающиеся действуют как равноправные партнеры с разным жизненным опытом.

Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях личностного взаимодействия), складываются меж­ду ними отношения партнерства. Эти отношения проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согла­сованности их речевых и неречевых поступков.

С каждым годом в нашей школе увеличивается количество учителей, прошедших уровневые курсы повышения квалификации по Программе «Подготовка учителя к постоянно меняющемуся миру». В 2013году – 2 учителя (3-й уровень), в 2014 году- 3 учителя (3-й и 2-й уровни), в 2015 году обучаются – 2 учителя (3-й уровень).

В школе проводятся коучинги учителями, закончившими уровневые курсы.

Директор школы Даданова Айнаш Молдакишевна, обучаясь в городе Астана на курсах руководителей, во время практики применяет полученные знания при организации и проведении многих мероприятий совместно с коллективом учителей. Очень интересно и необычно прошло общешкольное родительское собрание, на которое пришли все родители и приняли активное участие.

Также строится новая система преподавания предмета, которая отвечает требованиям времени.

Цели наших уроков определяются в следующем:

- развитие любознательности учащихся и стимул к исследованиям.

-уважать и ценить идеи других.

- развитие креативности и творчества учащихся.

Сегодня каждый педагог в ответе за качество образовательных достижений своего ученика, за то, чтобы он состоялся как личность, смог адаптироваться к активно меняющимся социально-экономическим условиям современного общества. Решая современные образовательные задачи, каждый учитель ищет свой путь, создаёт свою педагогическую систему. Сегодняшний путь педагога - это путь сотрудничества учителя и школьника, совместная творческая деятельность. Учим «творить – значит выражать то, что есть в учащихся ».

Педагоги, успешно окончившие уровневые курсы, на сегодняшний день широко применяют в своей педагогической практике новые подходы в преподавании предмета, внедряют в учебный процесс формы и методы критериального оценивания. Широко применяют приёмы и методы развития критического мышления с целью обучения учащихся самостоятельной работе с информацией, формирования критического мышления, развития творческих способностей учащихся. И каждый из педагогов отмечает для себя, что повысился уровень мотивации учеников, интерес к изучаемому предмету, сплотился ученический коллектив, учащиеся научились работать в команде.

Учитель не считает себя единственным носителем информации и организует учебный процесс таким образом, чтобы побудить учащихся к поиску знаний, он помогает им добывать знания самостоятельно, создаёт учебную среду для освоения опыта.

Профессиональное мастерство — это взаимо­связь профессионально значимых знаний и опыта преподава­ния учителя, его творческих и личностных качеств. Иными словами, учитель должен знать предмет, который он преподает, и то, каким образом он должен строить педагогический процесс, чтобы добиться положительных результатов в достижении цели обучения. Он должен творчес­ки относиться к своей профессии, преломляя свой педагоги­ческий опыт в соответствии с индивидуальными особенностя­ми учащихся и конкретными условиями обучения. Но чтобы быть настоящим профессионалом, недостаточно только знания предмета и умения его преподать. Важно желание учителя работать в данной сфере, его положительный настрой по отношению к учительскому труду и потребность со­вершенствовать свои профессиональные знания и умения. Иными словами, современный учитель дол­жен владеть не только наукой обучения и воспитания учащихся, но и искусством общения с ними и с каждым из них в отдельнос­ти, а также быть толерантным и справедливым к ним, открытым в проявлениях своих собственных интересов и эмоций. Ему необ­ходимо уметь моделировать учебный процесс в соответствии с современными требованиями науки и практики и с учетом трех взаимосвязанных аспектов этого процесса: личностного, процес­суально-психологического и педагогического. Владение учителем названными выше знаниями и умениями, составляющими его профессиональную компетенцию, дает осно­вание полагать, что он сможет реализовать современную образо­вательную политику в области обучения. К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость. Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого человека.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны

. Если тронуть их умелой рукой – они красиво зазвучат»

В.А.Сухомлинский

И в заключении хочется показать вам совместную творческую деятельность учителей и учеников нашей школы. В 2014 году в ЛТК проводилась НПК «Декабрьские чтения ко Дню Независимости»где участвовала ученица 8-го класса Смоленцева Ксения, руководителем была Сафонова М.Н.

Выпускник 2014 года Турал Мустафаев занял первое место в городском конкурсе сочинений на казахском языке. Начиная с 7-го класса он неоднократно участвовал в конкурсах «Тіл шамшыра?тары» где занимал призовые места. Наставником Турала была учитель казахского языка Даушева Г.Ж.

Учителя Авдирахман Б. и Тулегенова К.Т. отправив сценарий новогоднего праздника в город Астана и получили сертификаты за участие.

На районных соревнованиях по шахматам и шашкам наши ученики : Асепов Р. (7 класс)Получил 2 место и будет участвовать в областных соревнованиях; Римашевский А.(9 класс) занял 3 место по шахматам. Руководитель Бирлестик Х. учитель физической культуры.

В течении 2013-2014 учебного года наши дети совместно со своими руководителями активно участвуя в районных и областных конкурсах занимали призовые места.

Категория: Всем учителям
30.08.2015 22:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!