СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема социальной адаптации воспитанников школ-интернатов становится остроактуальной в условиях нестабильной социально- экономической ситуации. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко даётся детям с нормальным развитием, и тем более сложно идёт процесс социализации у детей с недостатками интеллектуального развития. Поэтому школа-интернат создает условия для детей с особыми образовательными потребностями для воспитания качеств труженика, семьянина, гражданина, формирует у них основу общей культуры и предоставляет возможность овладеть доступными и востребованными социумом профессиями. С момента создания образовательного учреждения для детей с нарушениями интеллекта решающую роль в системе коррекционно-воспитательской работы играет профессионально-трудовая подготовка учащихся как основа их социальной адаптации и социализации. Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к труду - это важнейшая составляющая комплекса мероприятий, направленных на формирование целостной личности, обладающей качествами, необходимыми для успешной интеграции в социально-экономическую жизнь общества. Положительных сдвигов в подготовке к труду детей данной категории можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое. В нашей школе-интернате профессионально-трудовая подготовка ведётся следующим профилям: « Швейное дело», «Столярное дело».

Выбор профилей трудового обучения определяется потребностями производственного окружения, возможностями школы - интерната, психофизическими особенностями учащихся. Разумно оформленные, технически оснащённые мастерские способствуют формированию интереса к трудовому обучению, в них создаются необходимые условия для приобретения учащимися трудовых навыков. В настоящее время в школе-интернате имеются: швейная мастерская; кабинет социально-бытовой ориентировки, столярная и слесарные мастерские. Они оснащены необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами, позволяющими организовать работу с учётом технологических требований производства. Уроки трудового обучения носят и воспитательный характер. Учащимся учителя трудового обучения рассказывают о нормах поведения и дисциплины на рабочем месте в школьных мастерских и на производстве, о том, как влияет трудовая дисциплина на производительность труда отдельного рабочего, участка, цеха, всего предприятия, на качество конечного результата. Это способствует дальнейшей социализации учащихся. На уроках трудового обучения у детей с ранних лет формируется положительная мотивация к трудовой деятельности и людям труда, развиваются такие качества, как: трудолюбие, инициативность, активность, находчивость, ответственность, долг, честность, уважение к себе и другим людям, коммуникативные и другие свойства, составляющие основу современной личности. Трудовые навыки, сформированные на уроках трудового обучения, получают свое дальнейшее закрепление и развитие во внеурочное время.

Социализация умственно отсталых лиц предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. Огромную роль для социальной адаптации школьников играют уроки социально-бытовой ориентировки, где учащиеся повышают общий уровень своего развития, учатся ориентироваться в самостоятельной жизни. Этому способствуют различные сюжетно-ролевые игры («Я-покупатель», «Вызов врача на дом», «Ты пришел в гости» и др.) и учебные экскурсии на почту, вокзал, магазин, аптеку и др.

Для более успешной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общество нужно совершенствовать их социализацию. Невозможно говорить о полноценной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии без опоры на семью. Нужно проводить с родителями индивидуальные консультации, беседы, собрания, на которых знакомить с тем, какие знания, умения, навыки получают их дети в школе – интернате, и объяснять, как они могут продолжать дома готовить своих детей к самостоятельной жизни. И наконец, социализация детей с ограниченными возможностями и их интеграция в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Интеграция должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных и людей с проблемами в развитии. Из поколения в поколение необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Вполне возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

Проблема социальной адаптации воспитанников школ-интернатов становится остроактуальной в условиях нестабильной социально- экономической ситуации. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться, правильно строить свои отношения с людьми, иметь соответствующую возможностям жизненную перспективу. Это нелегко даётся детям с нормальным развитием, и тем более сложно идёт процесс социализации у детей с недостатками интеллектуального развития. Поэтому школа-интернат создает условия для детей с особыми образовательными потребностями для воспитания качеств труженика, семьянина, гражданина, формирует у них основу общей культуры и предоставляет возможность овладеть доступными и востребованными социумом профессиями. С момента создания образовательного учреждения для детей с нарушениями интеллекта решающую роль в системе коррекционно-воспитательской работы играет профессионально-трудовая подготовка учащихся как основа их социальной адаптации и социализации. Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к труду - это важнейшая составляющая комплекса мероприятий, направленных на формирование целостной личности, обладающей качествами, необходимыми для успешной интеграции в социально-экономическую жизнь общества. Положительных сдвигов в подготовке к труду детей данной категории можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое. В нашей школе-интернате профессионально-трудовая подготовка ведётся следующим профилям: « Швейное дело», «Столярное дело».

Выбор профилей трудового обучения определяется потребностями производственного окружения, возможностями школы - интерната, психофизическими особенностями учащихся. Разумно оформленные, технически оснащённые мастерские способствуют формированию интереса к трудовому обучению, в них создаются необходимые условия для приобретения учащимися трудовых навыков. В настоящее время в школе-интернате имеются: швейная мастерская; кабинет социально-бытовой ориентировки, столярная и слесарные мастерские. Они оснащены необходимым оборудованием, наглядными пособиями и инструментами, позволяющими организовать работу с учётом технологических требований производства. Уроки трудового обучения носят и воспитательный характер. Учащимся учителя трудового обучения рассказывают о нормах поведения и дисциплины на рабочем месте в школьных мастерских и на производстве, о том, как влияет трудовая дисциплина на производительность труда отдельного рабочего, участка, цеха, всего предприятия, на качество конечного результата. Это способствует дальнейшей социализации учащихся. На уроках трудового обучения у детей с ранних лет формируется положительная мотивация к трудовой деятельности и людям труда, развиваются такие качества, как: трудолюбие, инициативность, активность, находчивость, ответственность, долг, честность, уважение к себе и другим людям, коммуникативные и другие свойства, составляющие основу современной личности. Трудовые навыки, сформированные на уроках трудового обучения, получают свое дальнейшее закрепление и развитие во внеурочное время.

Социализация умственно отсталых лиц предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения. Огромную роль для социальной адаптации школьников играют уроки социально-бытовой ориентировки, где учащиеся повышают общий уровень своего развития, учатся ориентироваться в самостоятельной жизни. Этому способствуют различные сюжетно-ролевые игры («Я-покупатель», «Вызов врача на дом», «Ты пришел в гости» и др.) и учебные экскурсии на почту, вокзал, магазин, аптеку и др.

Для более успешной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общество нужно совершенствовать их социализацию. Невозможно говорить о полноценной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии без опоры на семью. Нужно проводить с родителями индивидуальные консультации, беседы, собрания, на которых знакомить с тем, какие знания, умения, навыки получают их дети в школе – интернате, и объяснять, как они могут продолжать дома готовить своих детей к самостоятельной жизни. И наконец, социализация детей с ограниченными возможностями и их интеграция в общество возможна лишь при формировании позитивного отношения к этой категории детей. Интеграция должна идти по пути взаимной приспособляемости обычных и людей с проблемами в развитии. Из поколения в поколение необходимо воспитывать в обществе стремление морально поддерживать семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии. Вполне возможны организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов, типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

17.02.2024 20:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!