СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часть 4. Критерии эффективности урока Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Значимым в деятельности учителя становится умелое сочетание лучших методов традиционного обучения с инновационными подходами: «от трансляции знаний к интерактивному обучению, созданию новой учебной среды, которая предоставит ученику роль активного участника в созидании новых знаний». Критериями эффективности являются: • актививная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока; • обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других; • мотивация познавательной деятельности на уроке; • обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока; • наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой; • достижение целей урока. 4.1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урокаможет быть достигнута при соблюдении следующих условий: ? Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий. Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, учитель подбирает соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учеников при максимально плотном использовании времени урока. ? Использование элементов проблемного обучения. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности школьника. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности. Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку проработаны, продуманы педагогом. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность их обучения. ? Занимательность можно использовать на любом этапе урока, это зависит от поставленной педагогом цели. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Поэтому полезно предусмотреть смену видов учебной деятельности учащихся путем введения пятиминутных заданий на разгадывание кроссвордов, ребусов; проведение различных интеллектуальных, математических лото, игр и т.д. ? Рациональное использование времени. Например, проводить уплотненный или фронтальный опрос. Уплотненный опрос - это сочетание различных форм повторения, закрепления и проверки знаний. Его задача – активизировать весь класс в процессе соответствующего элемента урока. При уплотненном опросе для ответа вызывается насколько учеников. Часть из них работает на доске, подготавливая ответы на вопросы, а часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе. Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь школьников, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, ликвидировать пробелы в их знаниях, пропустивших предыдущий урок или не подготовленных к занятиям. Беглый просмотр ученических работ непосредственно на уроке позволяет педагогу не только активизировать процесс обучения, но и оперативно управлять им на основе полученной информации. Профессор Розов С. В. Считает одним из условий эффективности урока – это как можно чаще избегать формализма в знаниях, то есть педагог удовлетворяется четко сформулированными определениями, не проверяя, действительно ли ученик сознательно усвоил правило, может ли применить его при решении задач. Для того чтобы избежать формализма, необходимо вопросы сформулировать так, чтобы ученик, отвечая на них, проявил сообразительность и показал истинное знание учебного материала. То есть, отвечая на вопросы, школьник не только должен объяснить, почему он так решил, но и обосновать свой ответ. ? Применение наглядных пособий. Применение наглядности повышает интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала. При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь учащихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не суметь отделить главное от второстепенного. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного материала. Методика применения наглядных пособий зависит от того, на какой стадии изучения материала они применяются. Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу. Вообще, в практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий: • демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую; • демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально; • после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала; • использовав пособие на уроке, полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учеников. ? Использование презентаций и кино- и видеофильмов. Учебные фильмы и презентации облегчают восприятие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике. При экранизации уроков, как и во всяком деле, необходимо чувство меры. Экранизации уроков – это не цель, а средство. Она хороша в сочетании с другими средствами наглядности и формами учебной работы, а не вместо них. 4.2.Обеспечение «психологического комфорта» и эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров. Учителю для успешного проведения урока, целью которого является максимальная результативность, помимо подачи качественно проработанного и отобранного материала, необходимо обращать особое внимание и на другие аспекты образовательного процесса. Так, одним из наиважнейших факторов достижения высоких педагогических целей на уроке считается психологический комфорт учащихся. Исследование понятия «психологический комфорт» позволяет заключить, что это: • условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют; • качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности; • исходное условие продуктивного достижения требований государственных стандартов, целью которых является создание социально-педагогической среды для максимального личностного развития и успешного обучения ребёнка. Множество примеров из школьной действительности показывают, что в условиях нарушения психологического комфорта, учащиеся теряют мотивацию к обучению, наблюдается резкое понижение активности и работоспособности, заинтересованности в учебном процессе и, как следствие, снижается успеваемость. Очень часто ученики, психологически зажатые, испытывают трудности в выражении собственных мыслей, что серьезно влияет на их образовательные возможности. Это может быть связано с застенчивым характером самого ребенка, однако на уроке, обстановка которого не вызывает психологического дискомфорта, даже самые робкие ученики способны раскрыть себя. Также обратим внимание, что школа – один из важнейших институтов социализации в жизни человека, именно в школе начинается процесс формирования личности, закладываются основы мировоззрения и самосознания. Это значит, что только в атмосфере одобрения, взаимного понимания и уважения возможно раскрытие индивидуальности ребенка. Однако приходится признать, что нередко в школах имеет место речевая агрессия, проявляющаяся в эмоциональных срывах учителя на учениках, словесных оскорблениях и негативных замечаниях, как результат неудач в личной жизни педагога или просто плохого настроения. Многие учителя используют скрытые угрозы, как залог выполнения учениками того или иного задания, оперируя такими фразами как: «если не закончите упражнение к концу урока, то поставлю двойку». Другим примером является агрессивный настрой учащихся по отношению друг к другу, что часто проявляется в стремлении утвердиться за счет унижения другого. В свою очередь, давление со стороны учителя или одноклассников, заключающееся в необоснованной критике, угрозах, унижении достоинства и негативном отношении к ученику на протяжении долгого периода времени может негативно отразиться на личности учащегося. Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на внутреннее состояние ученика, на уровень его самооценки, степень уверенности в себе и в своих способностях. Более того, это может привести к серьезным психическим и психологическим расстройствам, с одной стороны, и к разрушению еще несформировавшейся личности, с другой. В первую очередь, угнетенное пассивное состояние ребенка на занятии говорит о том, что в коллективе преобладают напряженные, противоречивые или конфликтные отношения. Эта ситуация находит отражение непосредственно в ходе работы на уроке, если ученик, например, имея желание ответить, боится насмешек со стороны своих одноклассников или строгой оценки учителя и в результате замыкается в себе. Так, одной из причин психологического дискомфорта на уроке можно посчитать чрезмерную формальность в общении, которая приводит к повышению тревожности и нервозности, снижению эмоционального комфорта у детей. Авторитарная позиция учителя заключается в субъективном оценивании деятельности учеников только лишь по показателям успеваемости, а также в отвержении любой инициативы и самостоятельности со стороны учащихся. Авторитарный стиль общения формирует у ребенка неадекватное восприятия себя и окружающих, травмирует его психику. Успеваемость учащихся и дисциплина на уроке педагога, использующего авторитарный стиль, чаще всего находится на высоком уровне, однако социально-психологическая атмосфера на таких уроках, как правило, неблагополучная. Как следствие напряженных отношений между учителем и учениками, у детей развивается школьная тревожность. Этот феномен рассматривается как необоснованное волнение, повышенное беспокойство в учебных ситуациях, а именно: в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно испытывает чувство собственной неполноценности, он неуверен в правильности своего поведения и своих решений. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. К ним, как правило, относят: неблагоприятные отношения со сверстниками и преподавателями, смена коллектива или его неприятие, неспособность справиться со школьной программой, непосильные учебные нагрузки. Исходя из доказательств, основанных на научных фактах, а также на примерах из педагогической практики можно прийти к мнению о том, что соблюдение психологической безопасности на уроке является приоритетным фактором в деятельности учителя. К задачам педагога относятся не только передача знаний, умений и навыков, но и предоставление помощи, основанной на сотрудничестве и поддержке, в процессе формирования полноценной и уверенной в себе личности ученика. Выполнение этих задач возможно только при учете тонких особенностей детской психики и принятии возлагаемой ответственности. Во-первых, у учащихся хорошо развита способность к улавливанию эмоционального настроя учителя, поэтому преподавателю с самого начала занятия следует создать доброжелательную обстановку. Для этого ему необходимо определить и правильно интерпретировать психическое состояние класса, а также индивидуальное состояние каждого ученика. Общее впечатление учитель может получить, применяя разнообразные педагогические приемы и техники, направленные на выявление настроя учеников. Для успешного осуществления индивидуального подхода необходимо наличие у педагога способности к эмоциональной сопричастности, другими словами к отображению внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, мыслей. Необходимо уметь понимать ученика с его точки зрения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, анализировать, каким образом он воспринимает ту или иную ситуацию, и впоследствии разработать индивидуальный подход к каждому конкретному ученику, создавая условия для самоутверждения, учитывая сильные стороны его личности. Во-вторых, для достижения психологического комфорта на уроке учителю необходимо принимать во внимание даже, казалось бы, второстепенные мелочи, такие как поза, мимика и жесты, так как невербальный язык передает большое количество информации, которую воспринимают и понимают все, независимо от возраста. Это же касается и речи учителя, а именно: скорости, интонации и тембра его голоса. Следовательно, учителю следует работать над собой и прикладывать усилия для облегчения процесса принятия преподносимой информации учениками и обеспечения комфортной среды на уроке. В-третьих, в классе необходимо создать такой климат, при котором все учащиеся будут способны показать себя с лучшей стороны и раскрыть потенциальные возможности. Это осуществимо исключительно на базе доверительных межличностных отношений между учителем и учеником. Как правило, такие отношения являются результатом избранной учителем тактики общения с ребятами. В её основе лежит взаимная передача нейтральной информации, принимающей вид личного разговора, то есть, учащиеся делятся с учителем событиями из жизни, семьи, школы, рассказывают о своих успехах и неудачах. Такое общение помогает наладить контакт с учеником, узнать его с другой стороны, а также дает понять, что ученик свободен в самовыражении и не будет осужден за высказывание своего мнения. К тому же, сотрудничая с учениками и привлекая их к активной защите собственной позиции, возникает благоприятная почва для открытого и свободного обсуждения возникающих проблем, когда учащиеся совместно с педагогом приходят решению поставленных задач. Согласно дидактической системе Л.Г. Петерсон, также немаловажным считается обеспечение ученикам ситуации успеха, когда они прикладывают усилия для движения вперед, и постоянно ощущают эмоциональную поддержку, веру в их силы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе образовательного процесса ученик сможет освоить академические знания и раскрыться как личность только в безопасной психологической среде. В свою очередь задача обеспечения психологического комфорта на занятии возлагается на учителя. Именно способность педагога к организации условий, при которых учащиеся имеют возможность личностного роста и развития, а также к созданию доверительных межличностных отношений, основанных на уважении личности, служит залогом для успешного проведения урока, комфортного и безопасного для всех участников образовательного процесса. 4.3. Мотивация познавательной деятельности на уроке Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть познавательный интерес, потребность в получении знаний, умений и навыков, если у них воспитаны чувства долга, ответственности и другие мотивы учения. Для того чтобы сформулировать такие мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной учебной работы. Группу методов стимулирования и мотивации учения можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов у учащихся. Во второй — методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении. Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Имеются некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни. С этой целью учителя подбирают специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны, публикуются в печати, сообщаются по телевидению и радио. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом. К методам стимулирования и мотивации учения целесообразно отнести метод создания ситуаций познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Передовые учителя умело применяют метод и входящие в него приемы создания эмоционально-нравственной ситуации. Прежде всего они используют прием создания ситуаций нравственных переживаний. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание в учебном процессе ситуаций успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Вот почему опытные учителя так подбирают для учеников задания, чтобы те из них, которые нуждаются в стимулировании, получили бы на соответствующем этапе доступное для них задание, а затем уже переходили бы к выполнению более сложных упражнений. Например, с этой целью используются специальные сдвоенные задания, одно из которых вполне доступно для ученика и создает базу для последующих усилий по решению более сложной задачи. Ситуации успеха создаются и путем дифференциации помощи школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Так, слабоуспевающим школьникам могут быть даны карточки-консультации, планы предстоящего ответа, которые позволяют им на данном уровне подготовленности справиться с соответствующим заданием, а затем уже выполнить упражнение, аналогичное первому, самостоятельно. Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности. Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения школьникам общественной и личностной значимости учения; предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга; приучения их к выполнению требований; поощрения их за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей; оперативного контроля за выполнением требований и в необходимых случаях указания на недостатки, порицания, с тем чтобы вызвать более ответственное отношение к учению. Показ ученикам на убедительных примерах того, что при росте общеобразовательного кругозора значительно повышается производительность труда, создаются возможности для широкого проявления рационализации и изобретательства, для механизации и автоматизации производства, а на этой основе и облегчения трудовых процессов, что применение науки ведет к революционным изменениям на производстве,— все это важнейшие элементы формирования понимания общественной значимости труда. Необходимо иметь в виду, что стимулирование долга и ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушения дисциплины. 4.4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей можно считать развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом относясь к себе, личность способна регулировать и контролировать свою деятельность. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Это позволяет яснее осознать, что известно в данной ситуации и что неизвестно, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения. У школьника рождается чувство недовольства самим собой, своими имеющимися знаниями, умениями и навыками, появляется необходимость в приобретении дополнительных знаний и умений. Таким образом, потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить. Ученик будет анализировать свои действия не только после или в ходе непосредственного её совершения, но и заранее до её совершения. Прежде чем выполнить, он рассмотрит каждое свое действие с разных точек зрения, выдвинет различные гипотезы, рассмотрит различные возможности её решения и постарается выбрать наиболее оптимальный вариант. Возникшее в ходе рассуждения противоречия будут толчком к самостоятельному пересмотру своих действий, а если это необходимо, то и к её корректировке, к выявлению причин своих ошибок и неудач. Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося. Опыт показывает, что часто из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребёнка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик самоосвобождается от необходимости контролировать и оценивать. В связи с этим учебная работа ребёнка постепенно лишается собственно контролирующего и оценивающего компонентов и, следовательно, внутренней мотивирующей и направляющей основы. И как результат – пробелы в знаниях. Именно поэтому необходимо обратить особое внимание на организацию собственных контрольно-оценочных действий обучающихся.
Категория: Всем учителям
15.08.2016 14:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!