СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание открытого методического семинара

«Смысловое чтение на уроках литературы»

Ф.И.О. учителя: Ворошилова Наталья Владимировна

Цель: повышение компетентности педагогов в освоении и применении приемов и способов использования смыслового чтения на уроках литературы.

Задачи: - расширить знания о понятии «смысловое чтение» как фундаменте всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС;

-определить цель, возможности и результаты применения смыслового чтения на уроках литературы;

- обозначить стратегию использования смыслового чтения на уроках литературы;

- приобрести практический опыт в применении смыслового чтения в работе с обучающимися.

Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Средство для усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями.

Процесс чтения состоит из трех фаз:

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть - присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. (Слайд 2)

Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны:

- техническая (оптическое восприятие, воспроизведение звуков и т.д.);

- смысловая (понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания).

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.(Н. Н. Сметанникова)

Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели; извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста.

Смысловое чтение – это метапредметный навык, поэтому составляющие его части будут в структуре всех УУД:

в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы чтения, отношение к себе и школе.

в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности.

в познавательные УУД- логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение концентрация внимания, объём словаря.

Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.(Слайд 3-5)

Стратегия смыслового чтения-различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации и переработки в личностно-смысловые установки. Это план-программа совместной деятельности, где учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.

Обучение «стратегии» включает приобретение навыков:

- распознавание иерархии смыслов в рамках текста;

- распознавание иерархии смыслов в рамках текста;

- собственное понимание. (Слайд 6)

Стратегия смыслового чтения на уроках литературы.

Этапы работы с текстом:

- предтекстовый;

- послетекстовый;

- текстовый. (Слайд 7-8)

1. Предтекстовый этап работы.

Работа с текстом до чтения

Цель: развитие читательского антипации

- умения предполагать;

- предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Установка:

- постановка задач чтения; - актуализация опыта; - создание мотивации.

Пример. Прогнозирование.

- Рассмотрите иллюстрации к произведению и названия произведений. Как вы думаете, о чём текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)

- При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:

-какими были ваши ожидания?

-какие вопросы до чтения у вас возникли?

-на что обратили внимание перед чтением и почему? (Слайд 9-10)

2. Текстовой этап работы.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации

1) чтение в «кружок»;

2) чтение про себя с вопросами;

3) чтение про себя с остановками;

4) чтение про себя с пометками

Установка :

- диалог с автором;

- комментированное чтение;

- словарная работа.

Пример. Чтение про себя с вопросами

Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы

1) читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы, другой отвечает;

2) читаем второй абзац, меняемся ролями

И т.д. (Слайд 11-12)

3. Послетекстовый этап работы.

Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом

1. Постановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замысла.

2. Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения).

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?

4. Выполнение творческих заданий.

Пример. «На память» (по произведению И. С. Тургенева «Муму»)

Составление схем-опор по произведению, по биографической справке

Название__________________

Автор________________________

Герои произведения___________

Время и место действия____________

Сюжет:

Начало событий_____________________

Поворотный пункт событий_______________

Проблема_________________ ____________

Решение проблемы______________________(Слайд 13-15)

Я планирую продолжить работу над формированием данного навыка у учащихся и развивать данные умения не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка (развитие речи). Надеюсь, что мои разработки будут полезны учителям гуманитарного цикла.

Категория: Литература
12.02.2017 18:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!