СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Описание открытого методического семинара
«Смысловое чтение на уроках литературы»
Ф.И.О. учителя: Ворошилова Наталья Владимировна
Цель: повышение компетентности педагогов в освоении и применении приемов и способов использования смыслового чтения на уроках литературы.
Задачи: - расширить знания о понятии «смысловое чтение» как фундаменте всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС;
-определить цель, возможности и результаты применения смыслового чтения на уроках литературы;
- обозначить стратегию использования смыслового чтения на уроках литературы;
- приобрести практический опыт в применении смыслового чтения в работе с обучающимися.
Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Средство для усвоения языка, общения, обмена информацией и идеями.
Процесс чтения состоит из трех фаз:
Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание.
Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.
Третья - это создание собственного нового смысла, то есть - присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. (Слайд 2)
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны:
- техническая (оптическое восприятие, воспроизведение звуков и т.д.);
- смысловая (понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания).
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров». Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.(Н. Н. Сметанникова)
Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: осмыслением цели чтения и выбором вида чтения в зависимости от цели; извлечением необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста.
Смысловое чтение – это метапредметный навык, поэтому составляющие его части будут в структуре всех УУД:
• в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы чтения, отношение к себе и школе.
• в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности.
• в познавательные УУД- логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение концентрация внимания, объём словаря.
Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.(Слайд 3-5)
Стратегия смыслового чтения-различные комбинации приёмов, которые используют учащиеся для восприятия текстовой информации и переработки в личностно-смысловые установки. Это план-программа совместной деятельности, где учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.
Обучение «стратегии» включает приобретение навыков:
- распознавание иерархии смыслов в рамках текста;
- распознавание иерархии смыслов в рамках текста;
- собственное понимание. (Слайд 6)
Стратегия смыслового чтения на уроках литературы.
Этапы работы с текстом:
- предтекстовый;
- послетекстовый;
- текстовый. (Слайд 7-8)
1. Предтекстовый этап работы.
Работа с текстом до чтения
Цель: развитие читательского антипации
- умения предполагать;
- предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Установка:
- постановка задач чтения; - актуализация опыта; - создание мотивации.
Пример. Прогнозирование.
- Рассмотрите иллюстрации к произведению и названия произведений. Как вы думаете, о чём текст? («Кавказский пленник», «Муму», «Чёрная курица, или Подземные жители», «В дурном обществе», «Тёплый хлеб»)
- При самостоятельном чтении этап антипации сохраняется:
-какими были ваши ожидания?
-какие вопросы до чтения у вас возникли?
-на что обратили внимание перед чтением и почему? (Слайд 9-10)
2. Текстовой этап работы.
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации
1) чтение в «кружок»;
2) чтение про себя с вопросами;
3) чтение про себя с остановками;
4) чтение про себя с пометками
Установка :
- диалог с автором;
- комментированное чтение;
- словарная работа.
Пример. Чтение про себя с вопросами
Цель: научить читать текст вдумчиво, задавая вопросы
1) читаем первый абзац про себя. Работаем в паре: один задаёт вопросы, другой отвечает;
2) читаем второй абзац, меняемся ролями
И т.д. (Слайд 11-12)
3. Послетекстовый этап работы.
Цель: корректировка читательской интерпретации авторским смыслом
1. Постановка концептуального вопроса к тексту - понимание авторского замысла.
2. Рассказ о писателе (соотнесение информации с тем представлением о личности автора, которое сложилось у ребёнка в процессе чтения).
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации (какой фрагмент проиллюстрирован, точен ли художник в деталях, совпадает ли его видение с вашим?
4. Выполнение творческих заданий.
Пример. «На память» (по произведению И. С. Тургенева «Муму»)
Составление схем-опор по произведению, по биографической справке
Название__________________
Автор________________________
Герои произведения___________
Время и место действия____________
Сюжет:
Начало событий_____________________
Поворотный пункт событий_______________
Проблема_________________ ____________
Решение проблемы______________________(Слайд 13-15)
Я планирую продолжить работу над формированием данного навыка у учащихся и развивать данные умения не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка (развитие речи). Надеюсь, что мои разработки будут полезны учителям гуманитарного цикла.
© 2017, Ворошилова Наталья Владимировна 869