СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказкотерапия как эффективный арт-педагогический метод коррекции, реабилитации и развития школьников с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказкотерапия – область нетрадиционной педагогики, использующая форму сказки для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Это молодое, современное и перспективное направление, корни которого уходят в фольклорное творчество народов мира и которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Это уникальный метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития когнитивных и творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции обучающихся с особыми образовательными потребностями. По мнению многих исследователей, сказочные фантазии обучающегося оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм. На рубеже 60-70-х годов XX века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка - сказкотерапия, разработанный М.Эриксоном.

Но как самостоятельное направление сказкотерапия возникла не так давно, и сразу же приобрела большую популярность. В научном мире сказкотерапия существует только 20 лет. Официальной датой основания Института сказкотерапии в России в Санкт-Петербурге считается 1997 год. В рамках этого Института разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т.Зинкевич-Евстигнеева, Н. Погосова, Т. Сергеева, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, И.В. Вачков.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: педагогов, воспитателей, дефектологов, психологов, психотерапевтов, психиатров. Появились сказкотерапевтические программы Г.Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков), высшие учебные заведения.

Была разработана структура коррекционно-развивающего урока с элементами сказкотерапии:

1.Организационный момент (настрой на совместную работу, любое "сплачивающее" упражнение).

2.Повторение (вспомнить прошлый опыт, прошлое занятие).

3.Расширение (расширить представления обучающегося о чем-либо, рассказ или показ сказки).

4.Закрепление (приобретение нового опыта; игры; символические путешествия).

5.Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).

6.Резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).

7.Завершающий момент (закрепить новый опыт, подготовить обучающегося к взаимодействию в привычной социальной среде, определение эмоционального отношения.

Многие педагоги-дефектологи, воспитатели и родители применяют коррекционное и развивающее воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные педагогические технологии. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются педагогами в полной мере.

Критерий освоения любого метода, в том числе и сказкотерапии - это понимание его механизмов, осмысленное использование его возможностей в педагогической практике, возможность обоснования его использования с опорой на научные теории. Что подчеркивает актуальность и новизну комплексной сказкотерапии как дидактического элемента сопровождения основного образовательного процесса в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ.

В связи с вышеизложеным, можно выделить несколько методов сказкотерапии, которые можно использовать как элемент сопровождения образовательного процесса:

1. Интерпретация сказки. Служит для развития умственной сферы человека. Цель метода – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета. Сказочная ситуация, которая задаётся обучающемуся, должна отвечать определённым требованиям: не должна иметь готового ответа (принцип открытости); должна содержать актуальную для обучающегося проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяют решать следующие задачи:

- развитие творческого (креативного) мышления обучающегося;

- совершенствование вербального языка обучающегося;

- развитие фантазии, воображения;

- развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно – следственных связей;

- развитие эмпатии и умения слушать.

2. Слушание сказки. Слушание сказок также служит для стимуляции речи учащихся. Обычно требуется многократное возвращение к одной и той же сказке: рассказывание сказки учителем с показом кукол, картинок, рассказывание сказки с использованием медиа-презентации, рассказывание сказок с показом действий обучающимися, драматизация сказки (обучающиеся могут пользоваться жестами, мимикой, а учитель оречевляет их действия, другие обучающиеся говорят сами). Работа над сказками помогает сформировать последовательность не только действий, но и речевого сообщения. Развивается диалогическая речь детей.

Однако, детям бывает трудно заниматься только анализом, поэтому уроки по анализу сказок полезно «разбавлять» телесными упражнениями, играми и физкультминутками.

3. Рассказывание сказок. Рассказывание сказок, как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы:

- Рассказывание сказки группе или одному человеку от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актёрские умения и навыки. Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в следующем – зная смысл сказочных ситуаций и зная, какие из них могут способствовать развитию слушателя или помогут ему продвинуться в разрешении его проблем, педагог – рассказчик может сознательно делать на них акценты, таким образом, у обучающегося активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту. При этом подбираются сказки, сюжет и проблематика которых максимально соответствуют целям коррекционной работы.

- Групповое рассказывание сказки. В этом случае рассказчиком является не один человек, а группа обучающихся или взрослых. Виды группового рассказывания: рассказывание сказки известной всей группе, рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения, групповое придумывание сказки, рассказывание сказки от первого лица и от имени персонажей сказки.

В процессе работы по развитию речи с помощью рассказывания сказок обучающиеся узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу, знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира. У обучающихся расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем обучении.

4. Сочинение сказок. Сочинённая обучающимся сказка является продуктом творческого акта. Обучающийся, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активизирует свое личностное развитие. Обучающийся учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Опытному педагогу авторская сказка подскажет пути и методы коррекционной работы. Сказочные сюжеты и ситуации смоделированы на собственное поведение и повседневные ситуации в жизни самого обучающегося таким образом, что обучающийся вместе с педагогом учится находить и преодолевать свои проблемы в поведении и общении. Записывание сказки собственного сочинения и беседа по сказке позволяют лучше понимать и запоминать содержание. Тексты сказок обогащают словарный запас обучающихся, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие речи обучающихся.

5. Переписывание сказок. Переписывание сказок имеет смысл тогда, когда обучающемуся чем–то очень не нравится сюжет, ситуация, конкретный поворот событий. Переписывая сказку, обучающийся сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом коррекционный смысл переписывания сказок.

6. Рисование сказки. После прочтения сказки, можно предложить ее нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, обучающийся воплощает все, что его волнует, свои чувства и мысли. Тем самым, освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило. Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках обучающегося всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.

7. Кукольный театр. Слушая или читая сказку, ребёнок проигрывает, просматривает её в своём воображении. Однако, не каждый ребёнок или взрослый обладают актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для коррекционных целей используется постановка сказки с помощью кукол. «Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Он становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как считает нужным.

Кроме того, постановка сказки – всегда праздник для её участников. Поэтому, умело организованная постановка сказки может служить эффективным средством для коррекции депрессивных состояний. Заучивание наизусть потешек, считалок, коротких стихотворений, песенок, сказок является одним из приёмов овладения фразовой речью детьми с умственной отсталостью.

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, обучающемуся на уроках предоставляется возможность прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. В основу работы с обучающимися положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также положительного эмоционального фона на занятии. Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Но при этом нельзя забывать о необходимости соблюдения принципа доступности и дозированности учебного материала.

16.05.2018 01:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!