СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка воспитателя
Государственного бюджетного обшеобразовательного учреждения Республики Крым Керченский учебно- воспитательный комплекс- интернат- лицей искусств
Басарга Е.В.
«Сказка как средство формирования эмоционального опыта младших школьников»
Есть такая страна
Заветная,
Необычная –
Семицветная.
Если в ней не бывали
Раньше вы,
Знайте:
Леса там –
Оранжевые,
Море сладкое там –
Не солёное,
Там весёлое небо
Зелёное!
Эта страна
Заветная –
Детство моё
Семицветное!
О. Дриз
Трудно не признать, кода работаешь с детьми или воспитываешь своих собственных, что мир детства гораздо ярче, выразительней, эмоциональней мира взрослых. Ведь дети живут эмоциями, которые, прежде всего, отражают состояние человека, его отношение к чему-либо. Через эмоции они познают мир и переживают происходящее с ними. Эмоции побуждают детей к определённым поступкам и окрашивают поведение в целом, что влияет на эмоционально-психологический климат в коллективе и взаимоотношения детей.
Эмоции способствуют раскрытию творческих способностей, что особенно заметно когда работаешь в лицее искусств. Наконец согласованность эмоционального и интеллектуального развития, по мнению психологов, является одним из главных показателей формирования гармонически развитой личности. А это и есть главная цель воспитания.
Воспитывая младших школьников и учитывая их возрастные способности, нельзя преувеличить степень важности их эмоционального развития, понимания ими эмоционального состояния своего и окружающих, формирование у них эмоциональной отзывчивости.
Одним из самых эффективных средств формирования эмоционального опыта у детей является сказка.
Фантастический, сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает на протяжении детства и остается на всю жизнь.
Дети очень любят сказки, т.к. в них естественное пространство их безграничного потенциала, в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, в них запрограммирована их взрослая жизнь. (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать их, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви, справедливости.
Сухомлинский писал: «Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»
Исходя из вышеперечисленного, основной педагогической задачей для меня стало - использование духовно-нравственного содержания сказки как средства эмоционального развития младших школьников, улучшения эмоционального климата в коллективе и формирования гармоничной личности.
В своей работе я начала с того, что познакомила ребят с понятиями эмоции, их внешним проявлением. Ведь в повседневной жизни очень важно определять настроение окружающих, все знают как трудно общаться с людьми, не проявляющими своих чувств.
Помогали нам такие занятия: «Наши эмоции», «Мимика и жесты», «Про обиду», и др.
Так же, для изучения индивидуальных особенностей, личных качеств, эмоционального опыта детей, я использовала анкеты - опросники: «Когда я радуюсь.», «Когда я гневаюсь », «Мне стыдно, когда. », «Я обижаюсь когда.».
Для выявления своих эмоций и переживаний мы с детьми ведем «Экран настроений», где ребята и взрослые отмечают свое настроение, учатся определять причины влияющие на него.
Мы не представляем ребенка без игры - спутника детства.
Игру отличает активный творческий характер, высокая эмоциональная насыщенность, способность моделировать ситуации из жизни.
Мы играем с ребятами в игры на проявление эмоций с помощью экспрессивных действий (мимики, пантомимики, интонации) - «Живые картинки», «Сурдопереводчики», «Изобрази сказку», «Угадай эмоции» и др.
Следующий этап работы - это «Путешествие в сказку», здесь использовались различные формы работы. Особой популярностью у детей пользуются собственные мини-проекты, в которых они выражают свои чувства и отношение к прочитанным сказкам.
Так же интересны: «Викторины», КВН, «Сказочное поле чудес», «Звездный час». «В гостях у Андерсена», «Путешествие в Лукоморье».
Ребята с удовольствием проигрывают эпизоды сказок - это дает возможность прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации. Дети учатся находить телесное выражение различным эмоциям, чувствам героев.
Сказка мощный источник воображения и детской фантазии.
Детям легче выражать свои мысли и чувства в творчестве. Поэтому они рисуют сказку. Придумывают кроссворды, ребусы по сказкам. Изготавливают поделки. Особый вид детского творчества это сочинительство. Детская фантазия неистощима. Ребята очень быстро загораются и вот уже из-под пера маленького сочинителя выходят первые произведения: стихи, сенканы, акростихи, сказки.
Создание сказок - один из самых интересных для детей видов творчества. Конечно, во многом ребятам помогают родители и вот уже целые семьи придумывают, сочиняют, творят.
Таким образом, сказка сыграла еще одну важную свою роль - способствовала позитивному, эмоциональному общению родителей и детей.
Выше этап работы над сказкой - инсценизация. Дети не зря «играли в эмоции», очень ярко и выразительно воплощают в своих ролях характер персонажей их переживание.
Работа над постановкой не только творческая, но и коллективная, где от каждого зависит общий результат. Ребята чувствуют свою значимость, верят в свои силы, у них формируется адекватная самооценка. Сказки: «Теремок», «Спящая красавица», «Аленький цветочек», «Приключение друзей» и др. интересно смотреть не только детям, но и родителям. Без преувеличения можно сказать что, эмоциональный опыт детей, приобретенный посредством сказки, навсегда откладывает в детском сердце крупинки благородства, человечности, любви, доброты. Хочется добавить, что главная заповедь педагога «Не навреди», поэтому эту работу мы проводили в тесном сотрудничестве с социально-психологической службой нашего лицея. С ее помощью в самом начале работы было проведено обследование детей, которое показало, что некоторые ребята испытывали трудности в определении причин настроения, не могли устанавливать связь между какими-либо событиями и эмоциональным поведением своим и своих товарищей.
У многих ребят была занижена самооценка, а в следствии частые обиды, повышенная тревожность. Дети давали правильные нравственную оценку поступкам героем сказок, ситуаций, однако затруднялись найти способы изменения негативных переживаний в реальной жизни. Анализ уже проведенной работы по формированию эмоционального опыта у детей показал, что ребята стали лучше понимать и дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам, могут проанализировать обстоятельства и события, определить причину настроения, поведения как своего, так и окружающих. Проявляют сочувствие, сопереживание, предлагают свои варианты исправления негативных переживаний. Могут предать с помощью экспрессивных действий (мимики, пантомимики, жестов, интонации) основные виды эмоций и эмоциональное состояние персонажей сказок во время инсценировок кукольных спектаклей, чтения художественных произведений.
На более высокий уровень развития вышли социальные эмоции - способность управлять ими, т.е. произвольность поведения. Улучшились взаимоотношения между детьми и окружающими, в поведение детей в течение последнего времени не было отмечено негативных проявлений. В заключение можно сказать, что формирование эмоций ребенка важнейшее условие развитие его как личности. А помогают нам в этом сказки которые с незапамятных времен служат прекрасным поводом для содержательного диалога с детьми.
© 2015, Басарга Елена Владимировна 336