СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка как средство формирования эмоционального опыта младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка воспитателя

Государственного бюджетного обшеобразовательного учреждения Республики Крым Керченский учебно- воспитательный комплекс- интернат- лицей искусств

Басарга Е.В.

«Сказка как средство формирования эмоционального опыта младших школьников»

Есть такая страна

Заветная,

Необычная –

Семицветная.

Если в ней не бывали

Раньше вы,

Знайте:

Леса там –

Оранжевые,

Море сладкое там –

Не солёное,

Там весёлое небо

Зелёное!

Эта страна

Заветная –

Детство моё

Семицветное!

О. Дриз

Трудно не признать, кода работаешь с детьми или воспитываешь своих собственных, что мир детства гораздо ярче, выразительней, эмоциональней мира взрослых. Ведь дети живут эмоциями, которые, прежде всего, отражают состояние человека, его отношение к чему-либо. Через эмоции они познают мир и переживают происходящее с ними. Эмоции побуждают детей к определённым поступкам и окрашивают поведение в целом, что влияет на эмоционально-психологический климат в коллективе и взаимоотношения детей.

Эмоции способствуют раскрытию творческих способностей, что особенно заметно когда работаешь в лицее искусств. Наконец согласованность эмоционального и интеллектуального развития, по мнению психологов, является одним из главных показателей формирования гармонически развитой личности. А это и есть главная цель воспитания.

Воспитывая младших школьников и учитывая их возрастные способности, нельзя преувеличить степень важности их эмоционального развития, понимания ими эмоционального состояния своего и окружающих, формирование у них эмоциональной отзывчивости.

Одним из самых эффективных средств формирования эмоционального опыта у детей является сказка.

Фантастический, сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает на протяжении детства и остается на всю жизнь.

Дети очень любят сказки, т.к. в них естественное пространство их безграничного потенциала, в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, в них запрограммирована их взрослая жизнь. (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать их, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви, справедливости.

Сухомлинский писал: «Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»

Исходя из вышеперечисленного, основной педагогической задачей для меня стало - использование духовно-нравственного содержания сказки как средства эмоционального развития младших школьников, улучшения эмоционального климата в коллективе и формирования гармоничной личности.

В своей работе я начала с того, что познакомила ребят с понятиями эмоции, их внешним проявлением. Ведь в повседневной жизни очень важно определять настроение окружающих, все знают как трудно общаться с людьми, не проявляющими своих чувств.

Помогали нам такие занятия: «Наши эмоции», «Мимика и жесты», «Про обиду», и др.

Так же, для изучения индивидуальных особенностей, личных качеств, эмоционального опыта детей, я использовала анкеты - опросники: «Когда я радуюсь.», «Когда я гневаюсь », «Мне стыдно, когда. », «Я обижаюсь когда.».

Для выявления своих эмоций и переживаний мы с детьми ведем «Экран настроений», где ребята и взрослые отмечают свое настроение, учатся определять причины влияющие на него.

Мы не представляем ребенка без игры - спутника детства.

Игру отличает активный творческий характер, высокая эмоциональная насыщенность, способность моделировать ситуации из жизни.

Мы играем с ребятами в игры на проявление эмоций с помощью экспрессивных действий (мимики, пантомимики, интонации) - «Живые картинки», «Сурдопереводчики», «Изобрази сказку», «Угадай эмоции» и др.

Следующий этап работы - это «Путешествие в сказку», здесь использовались различные формы работы. Особой популярностью у детей пользуются собственные мини-проекты, в которых они выражают свои чувства и отношение к прочитанным сказкам.

Так же интересны: «Викторины», КВН, «Сказочное поле чудес», «Звездный час». «В гостях у Андерсена», «Путешествие в Лукоморье».

Ребята с удовольствием проигрывают эпизоды сказок - это дает возможность прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации. Дети учатся находить телесное выражение различным эмоциям, чувствам героев.

Сказка мощный источник воображения и детской фантазии.

Детям легче выражать свои мысли и чувства в творчестве. Поэтому они рисуют сказку. Придумывают кроссворды, ребусы по сказкам. Изготавливают поделки. Особый вид детского творчества это сочинительство. Детская фантазия неистощима. Ребята очень быстро загораются и вот уже из-под пера маленького сочинителя выходят первые произведения: стихи, сенканы, акростихи, сказки.

Создание сказок - один из самых интересных для детей видов творчества. Конечно, во многом ребятам помогают родители и вот уже целые семьи придумывают, сочиняют, творят.

Таким образом, сказка сыграла еще одну важную свою роль - способствовала позитивному, эмоциональному общению родителей и детей.

Выше этап работы над сказкой - инсценизация. Дети не зря «играли в эмоции», очень ярко и выразительно воплощают в своих ролях характер персонажей их переживание.

Работа над постановкой не только творческая, но и коллективная, где от каждого зависит общий результат. Ребята чувствуют свою значимость, верят в свои силы, у них формируется адекватная самооценка. Сказки: «Теремок», «Спящая красавица», «Аленький цветочек», «Приключение друзей» и др. интересно смотреть не только детям, но и родителям. Без преувеличения можно сказать что, эмоциональный опыт детей, приобретенный посредством сказки, навсегда откладывает в детском сердце крупинки благородства, человечности, любви, доброты. Хочется добавить, что главная заповедь педагога «Не навреди», поэтому эту работу мы проводили в тесном сотрудничестве с социально-психологической службой нашего лицея. С ее помощью в самом начале работы было проведено обследование детей, которое показало, что некоторые ребята испытывали трудности в определении причин настроения, не могли устанавливать связь между какими-либо событиями и эмоциональным поведением своим и своих товарищей.

У многих ребят была занижена самооценка, а в следствии частые обиды, повышенная тревожность. Дети давали правильные нравственную оценку поступкам героем сказок, ситуаций, однако затруднялись найти способы изменения негативных переживаний в реальной жизни. Анализ уже проведенной работы по формированию эмоционального опыта у детей показал, что ребята стали лучше понимать и дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам, могут проанализировать обстоятельства и события, определить причину настроения, поведения как своего, так и окружающих. Проявляют сочувствие, сопереживание, предлагают свои варианты исправления негативных переживаний. Могут предать с помощью экспрессивных действий (мимики, пантомимики, жестов, интонации) основные виды эмоций и эмоциональное состояние персонажей сказок во время инсценировок кукольных спектаклей, чтения художественных произведений.

На более высокий уровень развития вышли социальные эмоции - способность управлять ими, т.е. произвольность поведения. Улучшились взаимоотношения между детьми и окружающими, в поведение детей в течение последнего времени не было отмечено негативных проявлений. В заключение можно сказать, что формирование эмоций ребенка важнейшее условие развитие его как личности. А помогают нам в этом сказки которые с незапамятных времен служат прекрасным поводом для содержательного диалога с детьми.

27.10.2015 15:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!