СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт воспитательной работы по формированию культуры общения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, то есть человека, приспособленного к требованиям общества, подготовленного к «соприкосновениям» самого разного характера. Важными задачами в этом направлении является развитие навыков организации общения и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимание других людей. Этому направлению уделяю большое внимание в своей воспитательной работе с классом.

Одной из проблем сегодняшнего дня является именно неумение обучающихся устанавливать межличностные отношения, самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение, слушать и слышать собеседника, вообще, вести диалог с учителем и со сверстниками. Затруднения в общении, которые выражаются в чувстве скованности, неуверенности, волнении, беспокойстве, косноязычии, сложности в установлении контактов с другими людьми, в дальнейшем могут перерасти в агрессию, конфликтное поведение, озлобленность.

Поэтому, в младшем школьном возрасте необходима компетентная поддержка педагогов и родителей, заключающаяся в воспитании коммуникативных качеств обучающихся: умение общаться со сверстниками, педагогами, договариваться, правильно выражать свои мысли, чувства, свое отношение к действительности.

Актуальность проблемы определена необходимостью развития и совершенствования коммуникативного общения между детьми раннего школьного возраста.

Целесообразно показать ребенку, что он может получить многое, когда научится принимать другого человека и его проблемы. Понимать и принимать другого - это значит «услышать» его переживания, мысли и чувства, «приоткрыть» свое сердце, чтобы дать почувствовать другому, что он услышан и понят. Занятия по общению приобщают детей к духовно-нравственным ценностям, формируют культуру общения, развивают творческие способности. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия – непременное условия воспитания компетенции общения. Она необходима при непосредственном общении учителя и обучающихся, обучающихся друг с другом. Именно диалог «Я и Ты» и «включающее восприятие» рождают в душе ребенка доверие, причем не только к конкретному человеку, но к людям вообще и к миру. Совместное сотрудничество, общение, основанное на доверии и понимании, рождает успех в воспитании, понимаемом как «рождение» личности.

Исходя из вышесказанного, мы определили тему работы: «Диалог как средство развития культуры общения»

Цель: формирование коммуникативной компетенции на основе диалога через взаимопонимание, избегания конфликтов, создания климата доверия.

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с правилами делового и бытового общения.
  2. Развивать и воспитывать навыки речевой культуры общения младших школьников как неотъемлемой части общей культуры
  3. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения, формировать терпимость к мнению собеседника.

Таким образом, диалог позволяет воспитать у обучающихся высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самостоятельность, самодисциплину, независимость суждений, сочетаемых с уважением к мнению других людей; способность к ориентированию в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни; умения принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития и др.

Проблема общения в психолого-педагогических исследованиях изучалась по таким направлениям как вербальные и невербальные виды общения, возрастная специфика общения, общение в системе личностно-ориентированного образования, общение как средство воспитания (Л.И.Божович, В.А.Петровский, Т.А.Репина и др.). В младшем школьном возрасте, где ведущим видом деятельности выступает учебная деятельность, общение становится определяющим в познании окружающего мира.

Вопросы развития диалоговой речи школьников стали предметом изучения в работах В.А.Караковского, Н.Н.Никитиной, Л.И.Новиковой, Н.Б.Стоянович, Н.Е.Щурковой и др. В отечественных исследованиях, раскрывающих общение как коммуникативную деятельность, отмечалось, что оно не только обеспечивает обмен информацией, но и создает предпосылки для межличностного взаимодействия в социальной ситуации развития. В современных исследованиях особое внимание обращается на ведущие виды деятельности (игровая, учебная) как условия изменения потребностей обучающихся в освоении норм и правил вербальных и невербальных средств общения (Н.Ф.Виноградова, В.С.Мухина, В.А.Петровский и др.). Развитие образования по гуманистическому типу актуализирует не только проблему общения, но, прежде всего, проблему культуры диалога, сложность которого заключается в различных позициях субъектов диалога, в способности понимать другого, сопереживать обсуждаемой информации и способности рефлексировать содержание собственного диалога, адресованного другому (Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская). Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании культуры диалога как ценности личности младшего школьника, развивающейся в образовательном пространстве школы и регулирующей отношения между сверстниками; определении понятия «культура диалога младших школьников» как ценность личности, определяющей отношение к субъекту диалога и к ценностям культуры; в проектировании диалоговой модели учебной деятельности, обуславливающей становление культуры диалога в системе «учитель-обучающийся», «обучающийся-обучающийся»; в разработке критериев и показателей культуры диалога младших школьников (направленность на адекватность ответов, саморегуляция эмоционального отношения и др.); обоснование литературного текста как культурного феномена, содержащего ценности и средства развития культуры диалога младших школьников.

Изучив и обобщив опыт педагогов, работающих над проблемой общения, опыт педагогов-практиков С.И. Гин, Т.В. Подъяблонской,

Т.С. Тюменцевой, психолога Р.В. Овчаровой я выстроила свою систему работы по формированию культуры общения, навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

Знания, полученные детьми на таких занятиях, дадут им представление об искусстве человеческих взаимоотношений. Эта система реализуется в урочной и внеурочной деятельности.

Вся система работы имеет три направления:

-познавательное направление;

-коммуникативные игры и упражнения;

-коммуникативные ситуации.

Познавательное направление состоит из следующих разделов:

  • Языки общения (навыки общения с внешним миром);
  • Тайна моего я (умение видеть и понимать себя);
  • Как мы видим друг друга (умение понимать сверстников);
  • Фантазия характеров(оценка человеческих поступков и отношений);
  • Умение владеть собой;
  • Культура общения (этикет);
  • Мальчик и девочка (совместная деятельность и культура общения полов).

Изучение каждого раздела сопровождается практическими занятиями, включающими в себя коммуникативные игры и упражнения и коммуникативные ситуации.

Коммуникативные игры и упражнения

1. Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т. д.).

2. Игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния по мимике с помощью разрезных эмоциональных профилей («Угадай и собери»).

3. Мини-конкурсы по определению и передаче эмоциональных состояний человека, выраженных при помощи жестов и мимики («Назови и покажи»).

4. Игры-этюды на распознавание различных жестов и мимических средств выражения определенных эмоциональных состояний («Маленький скульптор», «В магазине зеркал», «Заколдованный ребенок», «Отдай!», «Уходи», «Я не знаю!», «Игра в снежки», «Игра с камушками»).

5. Игры - этюды по изучению поз, походки и других выразительных движений («Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдет», «Кто я?», «Если бы.», «Живая игрушка»).

6. Задания на запоминание предметов и слов, оценка памяти у ребенка, игры на тренировку памяти.

7. Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, сосредоточенность, удивление, радость, удовольствие («Что там происходит?», «Кузнечик», «Раздумье», «Удивление», «Круглые глаза» и др.).

8. Этюды на развитие умения выражать эмоции презрения, отвращения, гнев («Соленый чай», «Грязь», «Король Боровик не в духе», «Два сердитых мальчика»).

9. Этюды на развитие умения выражать чувство страха, вины, стыда («Лисенок боится», «Провинившийся»).

10. Итоговые этюды («Поссорились и помирились», «Разное настроение», «Прогулка», «Музыка — это.», «Спрятанная котлета» (подготовленный диалог).

11. Игры («Что такое «Я», «Отражение в озере», «Свет мой, зеркальце скажи», «Мой автопортрет»).

12.Разгадывание характеров с опорой на художественное изображение (игры «Фотографии друзей», «Игрушки моим друзьям», «Ролевое обсуждение», «Кто интереснее?», «Выставка портретов друзей»).

13. Игры-драматизации различных сказок («Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями», «Кот, петух и лиса», «Красная Шапочка», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключение Незнайки и его друзей», «Теремок», «Сорока и медведь», «Лиса и петух»).

14. Игры-конкурсы по проигрыванию сказок («Наша киностудия», «Конкурс мультфильмов», «Моя любимая сказка»).

15. Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков в условиях влияния различной социальной среды («Зазвонил телефон», «Звуковое письмо», «Видение других», «Интервью»).

16. Игры на развитие доброго и внимательного отношения друг к другу в процессе общения («Подарки друг другу», «Уроки сказки», «Буратино», «Незнайка и его друзья», «День рождения», «Пилоты» и др.)

Коммуникативные ситуации

1. Разыгрывание ситуаций на развитие умения познакомиться, умение держать себя, правильно вести в различных ситуациях. Выразительные средства: мимика, жесты, позы.

2. Чтение и обсуждение книг, кинофильмов о событиях из жизни детей. Осмысливание и оценка человеческих поступков и отношений.

3. Создание специальных игровых ситуаций (использование технических средств (магнитофона) для записи и воспроизведения речи детей во время игры с целью дальнейшего анализа поведения участников) («Чистое общение», «Разговор взглядов», «Почему ты так поступил?»).

4. Ситуации-импровизации на передачу характеров персонажей («Игра в другого человека», «Мой двойник», «Разговор по телефону»).

5. Создание ситуаций на знакомство с разными формами обращения.

6. Правила поведения в ситуации обращения к незнакомому человеку.

Система включает в себя теоретический и практический занятия, направленные на развитие коммуникативных умений:

  • адекватно воспринимать свое состояние и состояние другого человека, быть внимательным к себе и окружающим людям;
  • чувствовать другого человека, сопереживать ему;
  • понимать другого, мысленно ставя себя на его место, т.е. идентифицируя себя с ним;
  • видеть хорошее в людях и демонстрировать свое расположение к ним;
  • избегать стереотипов (ярлыков), категоричности в суждениях и оценках;
  • видеть свои ошибки, признавать свою неправоту, извиняться (если это необходимо) и др.

Для меня важнейшей задачей является создание непринужденной обстановки, раскрытие внутреннего мира обучающихся, стимулирование их активности. С этой целью с детьми проводятся игры, экскурсии, конкурсы, чаепитие, праздники, к участию в которых привлекаются родители. На занятиях используются методы активного обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игры-упражнения на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, даются первые понятия невербальных форм общения с помощью мимики, жестов, пантомимики.

Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных занятий (теоретических) учащимся требуется тетрадь для записей, а для практических занятий – альбом, цветная бумага, цветные карандаши, пластилин.

Важно отметить, что второй год практикую именно работу в паре, с использованием схем-опор, ребята учатся строить диалог, правильно выражать свои мысли, эмоции и самое главное понимать друг друга.

Создала картотеку подвижных игр на перемене, которую периодически пополняю. Перед началом игры выбирается ведущий, который предварительно готовится к игре, а потом объясняет всем ее правила. Работу организую так, что каждый ребенок оказывается в роли ведущего и участника.

Для создания коммуникативных ситуаций я разработала карточки с практическими заданиями, по возможности, предлагаю ребятам на переменах разыгрывать ситуации. Организую педагогическое сопровождение детей, имеющих проблемы в общении

Результативность опыта

Критерии

Показатели

Личностная значимость занятий по формированию культуры общения для каждого обучающегося.

Отзывы школьников, проведение рефлексии.

Оформлении альбомов с рисунками и фотографиями детей.

Активное заинтересованное участие в коммуникативных играх, выпол -нение упражнений, заданий, обсуж -дение ситуаций.

Актуальность проблемы, ее востребованность.

Умение детей выстраивать диало -гическое общение на уроке друг с другом и с учителем. Желание де -тей общаться в неформальной обстановке

Результаты анкет школьников «Общительны ли вы», «Конфликтны ли вы», и пр.

Познавательная ценность содержания занятий, мероприятий, воспитательных ситуаций.

Важность полученной информации для каждого обучающегося, умение пользоваться памятками и правилами общения.

Активность обучающихся на занятиях, часах общения, внеклассных мероприятиях.

Активность, заинтересованность и желание школьников общаться и совместно выполнять общие дела

Диалогичность общения, сотрудни -чество и взаимодействие обучаю -щихся в урочное и внеурочное время

Изучение уровня и характера толе -рантности во взаимоотношениях обучающихся «Климат в коллекти -ве», общение детей друг с другом на уроке, на переменах, во внеурочной деятельности.

Перспективы развития опыта

Для совершенствования навыков общения, развития коммуникативных компетенций обучающихся, планирую выход школьников на новый уровень общения: участие в органах школьного самоуправления, шефскую работу с детьми–дошкольниками по адаптации к школе, организацию игр на переменах, где ребята моего класса будут ведущими и организаторами подвижных игр, участие в социальных проектах.

Заключение

Знания, полученные в процессе усвоения материала, должны убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Воспитанники приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребёнка и подготовке его к жизни.

Ожидаемый результат:

- повышение уровня общей культуры общения младших школьников;

- воспитание чувства коллективизма и товарищества;

- развитие творческих способностей;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие педагога с семьей.

20.07.2016 05:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!