СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы по применению проектных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Система работы по применению проектных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»

Введение

Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений, как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский).

Согласно требованиям ФГОС образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».

Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для учащихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Учащиеся делятся на основную, подготовительную и специальную группы. Ученикам с подготовительной и специальной группой можно заниматься с ограничениями. Помимо этого, учащиеся болеют, а затем их освобождают от уроков физической культуры на некоторый срок. Все временно освобожденные должны быть аттестованы по предмету физическая культура. Один из вариантов решения данной проблемы – это использование проектной деятельности на уроках.

Новые требования современное образование предъявляет и к самому педагогу – это разработка и реализация собственных проектов, руководство проектной деятельностью учащихся.

Итак, актуальность можно обосновать следующими положениями:

1. Требование ФГОС.

2. Аттестация учеников с ослабленным здоровьем.

3. Аттестация самого педагога.

1. Метод проектов и цели проектного обучения по физической культуре

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации этой задачи, мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило меня искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:

  • развитие личностных компетентностей учащихся;
  • интегрированность процесса обучения;
  • экономия времени на самом уроке.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований, заставляя детей исподволь изучать теоретическую часть предмета физическая культура.

Этапы ра­бо­ты: вы­дви­же­ние ги­по­те­зы, опре­де­ле­ние ак­ту­аль­но­сти, опре­де­ле­ние темы, цели и задач про­ек­та, выбор объ­ек­та, пред­ме­та ис­сле­до­ва­ния, под­бор ме­то­дов ис­сле­до­ва­ния: ан­ке­ти­ро­ва­ние, ста­ти­сти­че­ская об­ра­бот­ка дан­ных ан­ке­ти­ро­ва­ния, сбор и изу­че­ние ин­фор­ма­ции, срав­не­ние, ана­лиз, срав­не­ние ре­зуль­та­тов ис­сле­до­ва­ний с на­уч­ны­ми зна­ни­я­ми, со­зда­ние про­дук­та, под­ве­де­ние ито­гов ра­бо­ты, оценка новизны, значимости, оформ­ле­ние ма­те­ри­а­лов, со­зда­ние пре­зен­та­ции для за­щи­ты про­ек­та.

Ре­зуль­та­ты ра­бо­ты над про­ек­та­ми: в ходе ра­бо­ты над про­ек­том уча­щи­е­ся за­ни­ма­ют­ся ис­сле­до­ва­тель­ской де­я­тель­но­стью, в ре­зуль­та­те ко­то­рой им при­хо­дит­ся не толь­ко учить­ся об­ра­ба­ты­вать дан­ные ан­ке­ты, стро­ить гра­фи­ки и диа­грам­мы, но и срав­ни­вать, ана­ли­зи­ро­вать и де­лать вы­во­ды о ре­зуль­та­тах де­я­тель­но­сти. Ра­бо­та с ин­фор­ма­ци­он­ны­ми ре­сур­са­ми: ли­те­ра­ту­рой, ин­тер­не­том по­вы­ша­ет ин­фор­ма­ци­он­ную ком­пе­тент­ность уча­щих­ся. А твор­че­ская ра­бо­та над со­зда­ни­ем про­дук­та поз­во­ля­ет раз­ви­вать по­тен­ци­ал лич­но­сти, что со­от­вет­ству­ет тре­бо­ва­ни­ям ФГОС.

Ито­га­ми про­ект­ной и учеб­но-ис­сле­до­ва­тель­ской де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся не толь­ко пред­мет­ные ре­зуль­та­ты, а в ос­нов­ном ин­тел­лек­ту­аль­ное, лич­ност­ное раз­ви­тие школь­ни­ков, рост их ком­пе­тент­но­сти в вы­бран­ной для ис­сле­до­ва­ния или про­ек­та сфере, фор­ми­ро­ва­ние уме­ния со­труд­ни­чать в кол­лек­ти­ве и са­мо­сто­я­тель­но ра­бо­тать, уяс­не­ние сущ­но­сти твор­че­ской ис­сле­до­ва­тель­ской и про­ект­ной ра­бо­ты, ко­то­рая рас­смат­ри­ва­ет­ся как по­ка­за­тель успеш­но­сти ис­сле­до­ва­тель­ской де­я­тель­но­сти.

Много споров возникало именно в том, можно ли считать ли проектами работы учащихся в том или ином направлении и основным предметом спора были именно вопросы новизны и значимости. Но давайте исходить из интересов ребенка, что является именно для него новым и значимым на данном периоде обучения. Учащиеся, условно самостоятельно, работая над проектом, констатируют новый, им неизвестный факт, или анализируя полученные результаты, приходят к новому для них выводу, что само по себе повышает качество образования, т.к. они превращаются из объекта в субъект обучения, самостоятельно учатся и активно влияют на содержание собственного образования. Таким образом, в повышении активности учащихся играет большую роль применение техно­логий проектного обучения.

Цели проектного обучения:

  • Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать путь решения поставленной задачи.
  • Развивать у учащихся исследовательские умения, умение строить гипотезы, обобщать, развивать абстрактное и аналитическое мышление.
  • Способствовать повышению самооценки учащихся.

2. Виды проектов по физической культуре

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в отведенное для этой работы время, применительно к физической культуре большей частью внеурочное. Виды проектов разнообразны. С. Хейнс выделяет следующие основные категории: информационный и исследова­тельский проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты-инсценировки.

Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Выполнение проектов данного вида обычно не представляют затруднений у учащихся, которые с легкостью выполняют ее по предложенной структуре. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

  • цель проекта – результат (статья, реферат, доклад, видеоматериалы и пр.);
  • предмет информационного поиска – поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов
  • аналитическая работа над собранными фактами
  • выводы

В случае необходимости может вносится корректировка первоначального направления, дальнейший поиск информации по уточненным направлениям, анализ новых фактов, обобщение, выводы и т. д. до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта,

  • заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Темами информационный проектов могут быть: «Русские народные игры и забавы», «Мой любимый вид спорта», «История Олимпийского движения в России», «Применение лыжных ходов с учетом рельефа местности» и др. Они с успехом применяются при проведении «Дня здоровья», «Дня защиты детей», при проведении вводных уроков.

Исследовательские проекты

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Примерами исследовательских проектов, применяемых в практике могут служить «Мое здоровье в моих руках», «Физическая культура в повышении моей физической и умственной работоспособности» и др. Безусловно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. И для родителей, не будем кривить душой, на первом месте стоит здоровье ребенка, а уж потом его успехи в математике и английском…

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Оформление результатов проекта может быть в виде сборника, сценария, программы праздника, видеофильма и т. д.

Приключенческие, игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты работы могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Отмечается высокая степень творчества.

Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно четко ориентирован на социальные интересы, интересы самих участников работы (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

На основании ежегодно проводимого мониторинга физического состояния учащихся, создаются индивидуальные «Программы действий на учебный год», а затем и задание на лето.

3. Методика привлечения учащихся к участию в проектной деятельности

Командно-административными методами привлечь учащихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать следующую схему:

1. Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: – предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика; – выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, постеры, презентации, кинограммы, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей», или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня и т.п.

5. Подведение итогов проектной работы

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них. Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:

  • учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
  • социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
  • ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).

Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.

14.12.2022 09:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!