СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эффективность деятельности общеобразовательного учреждения напрямую связана с качеством образования. Проблема качества образования и его оценка на современном этапе развития системы образования стоит особенно остро. Отказ от единой государственной системы обучения, от многих давно устоявшихся традиций и введение новых – выводит эту проблему в ряд приоритетных государственных и общественных. Указом Президента России от 7 мая 2018 года определены две стратегические задачи — вхождение России к 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Воспитание такой личности должно происходить на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов России. Это является ориентиром для всех общеобразовательных учреждений.
2. В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО). Данная система представлена на слайде. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей. По результатам этих оценочных процедур нельзя сравнивать эффективность работы регионов, муниципалитетов, школ, учителей. Результаты оценочных процедур необходимо, прежде всего, использовать для внутренней работы и реализации точечных проектов по вопросу обеспечения качественных образовательных результатов обучающихся. Самыми главными оценочными процедурами является ЕГЭ и ГИА-9, ключевой формой которой является ОГЭ. В 2020 году все выпускники 9 и 11 класса нашей школы получили аттестаты. 6 обучающихся 11 класса успешно сдали единый государственный экзамен.
3. Для успешной подготовки к государственной итоговой аттестации активно используют материалы Федерального института педагогических измерений. Обучающимся предложено ознакомится с проектами документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2021 года. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, количестве и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения дают будущим участникам экзамена возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзаменов.
4. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся 9 и 11 классов. Для обучающихся 9 классов на базе школы организуются тренировочные мероприятия по материалам предложенным ОГАУ СРЦОКО. Обучающиеся 11 класса участвуют в тренировочных мероприятиях, проводимых Комитетом по образованию.
5. Следующая оценочная процедура - Всероссийские проверочные работы (ВПР). Это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования ФГОС. По результатам этой оценочной процедуры в 2019 году представителями Рособрнадзора был сформирован список образовательных организаций с признаками необъективных результатов. Наше общеобразовательное учреждение с данном списке отсутствует. По результатам этой оценочной процедуры мы проводим поэлементный анализ работ, разрабатываем индивидуальные маршруты для учащихся как с низкими, так и с высокими результатами выполнения проверочных работ. Осенью 2020-2021 учебного года такие работы были обязательными для обучающихся 5, 6, 7 и 8 классов, 9 класс в режиме апробации по материалам предыдущего года обучения. Рособрнадзором конкретные дни проведения ВПР не были зафиксированы. Данные работы проводились в период с 14 сентября по 12 октября 2020 года. Индивидуальные комплекты заданий были сформированы для каждой школы из банка заданий, что исключило возможность злоупотреблений.
6. Национальные исследования качества образования (НИКО) – общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора. Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (в определенных классах) не реже двух раз в год. Эта оценочная процедура менее знакома для общеобразовательных учреждений. Исследования включают написание школьниками диагностической работы, а также анкетирование участников, их учителей и организаторов; сбор и анализ широкого спектра контекстных данных. В мероприятиях НИКО участвуют школы из большинства регионов страны. Федеральные координаторы исследования отбирают от 5 до 15 школ в каждом из регионов по специально разработанной методике. По итогам анализа готовятся рекомендации для системы образования и для родителей, как использовать полученные результаты для повышения качества образования. В октябре 2017 года обучающиеся 10 класса нашей школы приняли участие в Национальном исследовании качества образования по химии.
7. В международных исследованиях качества образования и в исследовании профессиональных компетенций учителей наше общеобразовательное учреждение участие не принимало. Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – еще и оценке. В настоящее время в школе сформирована внутренняя система оценки качества образования.
8. Одним из направлений плана внутренней системы оценки качества образования является оценка сформированности метапредметных результатов (осознанного чтения и умений работать с информацией) с помощью стандартизированных материалов. Как отмечает Министр просвещения Кравцов С.С., от 22 до 25% населения нашей страны не владеют функциональным чтением. Потери его начинаются в раннем возрасте. К 2022 году перед Россией стоит задача «вернуться в пятёрку» стран по навыкам функционального чтения. Стандартизированные материалы с компьютерным обеспечением для обучающихся 5-9 классов мы используем в качестве индикаторов сформированности метапредметных результатов в области осознанного чтения и работы с информацией.
9. В настоящее время конкурентоспособность образования определяется в первую очередь не местом, которое страна занимает в рейтинге международных сравнительных исследований, подобным PISA, TIMSS или PIRLS. Она определяется качеством и доступностью образования, способностью выпускников выдержать конкуренцию в овладении новыми знаниями и технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям обучения, будущей профессиональной деятельности и жизни. В связи с этим одной из задач для школы становится разработка инструментария и технологий, которые будут способствовать формированию и оценке способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Администрацией МБОУ Верхнеднепровская СОШ №1 разработан план мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2020-2023 годы. 4 педагога школы проходят обучение по программе повышения квалификации учителей «Совершенствование предметных и методических компетенций (в том числе в области формирования функциональной грамотности)» в рамках ФП «Учитель будущего».
В завершении я хотела бы выразить своё одобрение, что в педагогическом сообществе начинает складываться понимание того, что главным результатом и показателем эффективности деятельности общеобразовательного учреждения являются индивидуальные достижения обучающихся. И, какие бы высокие лозунги не провозглашала школа, общество дает оценку ее работы не по отчетам об инновациях, а по готовности к жизни ее выпускников.
© 2022, Стрекалова Оксана Витальевна 154