СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирующее оценивание как технология оценивания образовательных результатов обучающихся начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирующее оценивание как технология оценивания образовательных результатов обучающихся начальных классов

Аннотация: в статье рассматривается сущность технологии формирующего оценивания образовательных результатов в начальных классах, приемы формирующего оценивания образовательных результатов учащихся начальных классов.

Ключевые слова: формирующее оценивание, образовательные результаты учащихся начальных классов, самооценка.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ФГОС НОО осуществляется: «…формирование основ умения учится и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [2]. Контроль и оценивание успехов/неуспехов учащихся младших классов являются важной составляющей процесса обучения и одной из главных задач педагогической деятельности учителя. Вместе с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, средства, формы организации, методы обучения) этот компонент должен соответствовать современной педагогической и методической наукам, требованиям общества, основным приоритетам и целям образования в начальном звене школы.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, процесс оценивания в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать. С другой стороны, это позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

Такой подход к оцениванию учебных достижений обеспечивает технология формирующего оценивания. Формирующее оценивание – это новый подход к обучению и оцениванию, который эффективно повышает образовательные достижения каждого ученика, сокращает разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении. Это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, коммуникативные умения. Данный вид оценивания называется формирующим потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить проблемы в освоении учащимся образовательной программы с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью [1].

Основная цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. Учитель и ученик смогут иметь возможность по результатам оценивания спланировать определенные действия, которые будут направлены на повышение качества знаний, только тогда, когда результаты проведенного формирующего оценивания будут доступны для них сразу же.

Так как процесс обучения – это непрерывный процесс, то и процесс формирующего оценивания также должен быть непрерывным. К принципам формирующего оценивания можно отнести следующие положения:

  • критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей;
  • нет открытого сравнения результатов оценивания разных учащихся, результаты сравниваются с предыдущими результатами данного ученика;
  • оценивание проводят сами учащиеся;
  • оцениваются не только продукты учебной деятельности, но и сам процесс обучения;
  • использование электронных инструментов для оценивания;
  • документирование достижений учащихся.

М. А. Пинская предлагает перевести цели в измеряемый учебный результат, определить необходимый уровень их достижения, отобрать техники оценивания, выбрать и реализовать соответствующие приемы обучения, провести оценивания и определить, достигнуты ли планируемые результаты [1]. И. С. Фишман и Г. Б. Голуб [3] при проведении формирующего оценивания предлагают деятельность учителя представить в виде алгоритма:

  • определить планируемые результаты обучения;
  • организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата;
  • сопровождение процесса достижения планируемых результатов при помощи обратной связи.

Ознакомившись с научными исследованиями по проблеме формирующего оценивания, можно сделать вывод, что оценивание будет являться формирующим при наличии следующих элементов [1]:

  • постановка цели – планирование конечного результата оценивания;
  • обратная связь – обеспечение учащихся информацией для правильного выполнения последующих шагов обучения;
  • самооценивание и взаимооценивание – позволяет учащимся самостоятельно определять проблемы и пути их решения, отмечать слабые и сильные стороны работы своих одноклассников, понимать роль и необходимость оценивания;
  • разработка критериев – способствует организовать процесс оценивания более «прозрачным», так как учащиеся понимают, за что получают ту или иную отметку, учатся оценивать свои работы, находить проблемы и планировать дальнейшую работу.

Формирующее оценивание направлено на развитие у учащихся навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности собственной учебной деятельности. Самооценка – это «…оценка собственной личности, ее значения, достоинств, недостатков, а также совершаемых поступков» [4]. При самооценке учащиеся размышляют о своих собственных знаниях. Каждый из учащихся после выполнения задания сравнивают свою работу с правильным ответом и оценивают ее по критериям. В ходе такой работы школьники учатся быть объективными по отношению к своим знаниям.

Умение оценивать себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

Над развитием самооценки учителя начинают работать уже с первого класса, когда оценка учащегося опережает оценку учителя. К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Определив подход к проведению формирующего оценивания, учителю надо выбрать прием, который необходим, исходя из поставленной цели. Предлагаем следующие приемы, разработанные М. А. Пинской [1]: критериальное самооценивание и взаимооценивание, карта понятий, составление текстов.

Критериальное самооценивание позволяет мотивировать всех учеников. Важно критерии разрабатывать вместе с учениками, а не давать их в готовом виде. Ученик заранее знает критерии, по которым будет оценивать его работу, поэтому в процессе работы может оценить уровень ее выполнения и вовремя скорректировать. Учитель может проследить продвижение учеников, обеспечивается обратная связь. Критериальное взаимооценивание чаще всего проводится при оценке командной работы, например, группового выступления, инсценировки, презентации проекта. В ходе взаимооценивания учащиеся расширяют представления о своих достижениях, формируют способности к диалогу и коммуникации, учатся аргументировано высказывать свои суждения, планировать свою деятельность по улучшению своей работы. Прием «Карта понятий» состоит из названий понятий, помещенных в рамки; они связаны линиями, которые фиксируют связь понятий. Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи. Составление текстов – этот прием состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. Составление текстов является диалогическим инструментом, как для ребенка, так и для учителя.

Для использования конкретного приема формирующего оценивания учителю важно продумать, при каких условиях совершают учащиеся оценочные действия (табл.).

Таблица – Пример использования приемов формирующего оценивания на уроках

Прием формирующего оценивания

Этап урока

Условия формирующего оценивания

Совершаемое действие учащимися

Составление текстов

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
  2. Выявление места и причины затруднения
  • сотрудничество в процессе оценивания;
  • использование знакомых для учащихся и соответствующие их возрасту форм заданий, которые позволяют выявить возможные проблемы у каждого ученика;

Учащиеся в устной форме самостоятельно формулируют вопросы по теме.

Карта понятий

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  • задание для оценивания соответствует содержанию открытого знания;
  • использование знакомых для учащихся и соответствующих их возрасту форм заданий, которые позволяют выявить возможные проблемы у каждого ученика.

При определенной теме учащиеся на карточках называют изучаемые понятия.

Для достижения успехов в образовательной деятельности учащимся необходимо уметь самостоятельно планировать свою деятельность, чему и учит формирующее оценивание. Поэтому учителю необходимо включать в образовательный процесс в начальной школе различные приемы технологии формирующего оценивания.

Литература:

  1. Пинская, М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
  2. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – Москва. – 2018 – URL: https://base.garant.ru (дата обращения 08.04.2022).
  3. Фишман, И.С., Голуб, Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: методическое пособие / И.С. Фишман, Г.Б. Голуб. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 244 с.
  4. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный) – URL: http://med.niv.ru (дата обращения 08.04.2022).
  5. Black, P., Wiliam D. Developing the theory of formative assessment//Educational Assessment, Evaluation and Accountability (formely: Journal of Personnel Evaluation in Education.
02.05.2022 11:38


© 2022 249

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!