СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром профессионального выгорания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вот бы так работать, чтобы, как птица феникс, каждое утро вставать с новыми силами! Словно и не было этой тяжелой недели, экзаменационного месяца, ответственного года. Попробуем разобраться в проблеме, заметить у себя первые признаки выгорания и научимся возрождаться из пепла при помощи простых и эффективных методик. Что значит «выгорание»? Термин «синдром профессионального выгорания» ввел американский психиатр Герберт Фрейденберг в 1974 году. Суть явления – нарастающее эмоциональное истощение, безразличие к своей профессии, ежедневным обязанностям, коллегам, развитие гнетущего чувства, что вы выбрали не ту профессию, показываете недостаточно хороший результат, у вас не хватает профессионального мастерства, таланта и т.д. Симптомы Если вы просто сильно устали за неделю и с нетерпением ждете субботы – не паникуйте, с вами все в порядке. А вот если вы заметили за собой, что в течение долгого времени приносите с работы только дурные новости, видите в каждой мелочи указание на то, что вы недостаточно хорошо справляетесь со своими обязанностями, если все ученики кажутся вам остолопами, а все идеи избитыми, тогда пора бить тревогу. Кто в группе риска? Бытует мнение, что «выгорают» прежде всего люди творческих и «помогающих» профессий, то есть актеры, писатели, живописцы, а также учителя, врачи, соцработники и т.д. В действительности синдром выгорания настигает людей любых профессий, и здесь важную роль играют некоторые черты характера индивида. Например, если верить Фрейденбергу, наиболее часто жалуются на выгорание увлекающиеся люди, идеалисты, люди с мягким характером, которым свойственно сочувствовать и сопереживать. Как вы понимаете, люди с таким набором качеств часто оказываются и самыми талантливыми педагогами. Почему мы выгораем? Чаще всего проблема возникает, когда вы слишком отдаетесь профессии, воспринимаете каждую ошибку учащегося как личную неудачу, отказываете себе в праве на время выключиться и отдохнуть от дел. Но надо учитывать и роль организации, а точнее – стиля управления, принятого в школе. Ученые установили, что синдром профессионального выгорания развивается активнее в том случае, когда зона ответственности работников определена нечетко: непонятно, каких ваших действий будет достаточно, чтобы работа была оценена высоко. Педагогам особенно сложно поставить границу своей ответственности, так как процесс образования сложно формализовать, невозможно отследить, чья роль в успехах ребенка была решающей – его самого, семьи, окружения, учителя или кого-то еще. Однако есть сложности, которые при бережном руководстве могут быть сняты: нечеткое планирование труда, трудноизмеримое содержание работы педагога, повышенная конфликтность в коллективе. 10 способов против старения и дисбаланса в жизни: мастер-класс для педагогов Учимся быть фениксами Не огорчайтесь, если вдруг однажды почувствуете, что вам грозит профессиональное выгорание: к счастью, есть множество способов исправить ситуацию и вернуть себе радость от любимой профессии. В особенно сложных случаях вы можете обратиться к психологу: подобные жалобы в нашей стране не редкость и существует много эффективных приемов преодоления проблемы. Однако очень многое вы можете сделать и сами: лечение словом и мыслью зачастую оказывается наиболее эффективным. В 1992 году известный писатель и педагог Симон Львович Соловейчик основал газету «Первое сентября». В следующие двадцать лет педагоги всей страны, читая свежие номера газеты, регулярно встречали на страницах полезные советы против профессионального выгорания от коллег, экспертов, опытных психологов. Вдохновившись девизом Соловейчика «Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики», мы подняли архивы и проштудировали десятки номеров газеты. По мотивам воодушевляющих статей и советов Симона Львовича мы составили подборку рецептов от профессионального выгорания. Обратите на них внимание: на первое время вам должно хватить этих добрых советов, а дальше будет здорово, если вы сами пополните список собственными уникальными рецептами. Главное – помните, что вы – Учитель, у вас одна из самых достойных и благородных профессий. В профессии: – не пытайтесь проконтролировать все. Как правило, хорошим педагогам свойственен здоровый перфекционизм. Тем не менее стоит принять, что не всё в вашей власти и не только от ваших стараний порой зависит успех того или иного предприятия. Чья-то досадная двойка, не самый удачный доклад, экзамен, сданный кое-как, – это неприятные моменты, но ответственность за них несете не только вы; – признавайте свои успехи. Ложная скромность губит педагога! И кто только придумал, что, когда тебя хвалят, нужно сжаться в комочек и до последнего отрицать, что в произошедшем есть твоя заслуга? Она, конечно же, есть: именно вы воспитали блестящего ученика, хорошо подготовили праздник, сказали верные слова, сплотили класс, научили писать диагностические работы. Все уже знают, что это вы, так что нет смысла отрицать; – осваивайте новые способы. Темная сторона профессионализма – легкая заученность действий. Многие задачи мы решаем по инерции – так же, как год, два, пять, десять лет назад. А может быть, стоит избрать новый путь? Проверять тетради под музыку? Иначе вести ежедневник? Пользоваться электронным учебником вместо привычного ветхого плаката, провести педагогический эксперимент прямо на уроке… У вас может появиться новый повод для гордости, а главное – пропадет чувство рутины. Как все успеть и быть счастливой: мастер-класс психолога В общении: – боритесь с энергетическими вампирами. В окружении каждого из нас есть человек, общение с которым истощает, изматывает, взывает к негативным эмоциям. В итоге вы раздражаетесь, а он с удовольствием питается энергией, которую вы тратите на него. Если вам попался «вампир», не кормите его своим драгоценным внутренним ресурсом. Вежливо улыбайтесь и старайтесь поскорее «свернуть» разговор; – думайте о людях хорошо. Нет, наверняка в вашем окружении не все такие уж белые и пушистые. Может быть, кто-то втайне вам завидует, или не отпустил давнюю обиду, или просто обожает скандалы. И все же до поры до времени лучше думать, что вас окружают милейшие люди, они просто недопоняли, не сообразили, устали, а так они ничего против вас не имеют, и вообще, может быть, уже завтра вы станете добрыми друзьями; – делайте подарки. Помните, как Амели из французского кино? Просто так, без повода подарите цветок коллеге, которой нужна поддержка. Улыбнитесь человеку в транспорте. Положите в портфель трудному ученику ободряющую записку. Все добро возвращается к нам в утроенном размере, так что приготовьтесь получать бесконечные знаки внимания от Вселенной. Дома, в семье: – оставьте время только для себя. Пусть это будет всего пятнадцать минут в день, но священных, когда ни ученики, ни ваши домашние, ни коллеги не могут посягать на вас и ваше внимание. Вы можете просто смотреть на себя в зеркало, встать под душ, выпить чашку чаю – один уговор: никакой работы и никакого телефона. Если вас грубо прервало срочное дело, завершив его, начните отсчет 15 минут сначала. Иначе новый ресурс не загрузится!; – не жертвуйте своими интересами. Ну и что, что в семье кроме вас никто не любит рыбу? Купите ее и не поленитесь зажарить только для себя. Вся семья ведет вас в кино на новый мультик, а вы хотите мелодраму? На следующий день сходите на нее, например, с подругой. В этих проявлениях – ваша индивидуальность, и вовсе нелишним будет напомнить себе, чего хотите именно вы; – создавайте контраст. Будни и праздники придуманы как раз для того, чтобы скучать и по тем и по другим. А если в выходные вы делаете примерно то же, что и в обычный понедельник, вы неизбежно устаете, перестаете чувствовать ритм жизни, повседневность становится монотонной и тусклой. Ешьте другие блюда, носите одежду других цветов, ходите гулять в сторону, противоположную от родной школы, – словом, сделайте так, чтобы разница между буднями и выходными днями была очевидна и приятна. 7 способов сохранить здоровье. Мастер-класс для педагогов В быту: – избавляйтесь от ненужного. Старые тетради, подсохшие краски, надоевшая одежда, туфли, которые вы надели всего два раза и с тех пор так и не захотели надеть снова, – все эти вещи играют в вашей жизни роль балласта, мешают двигаться дальше, тормозят ваше обновление. Нещадно выносите их из квартиры и рабочего кабинета, освобождайте место для нового, свежего, яркого. Дайте дышать себе и своему пространству; – меняйте обстановку. Время от времени переставляйте предметы на столе, вешайте на стены новые картинки, пришпиливайте к доске фотографии, перевешивайте занавески. Именно так вы сможете чувствовать биение жизни, не оказаться в вечном «дне сурка», когда каждый день похож на предыдущий; – пишите списки. To-do-list, то есть список дел, – это не только способ ничего не забыть, но и живое свидетельство ваших достижений. Закрывая задачи, обязательно вычеркивайте их из списка – ощущайте, как с души свалился еще один маленький камень. А просматривая давние списки с вычеркнутыми пунктами, вы видите, сколько работы проделали от прошлого года к текущему, от одного выпуска к другому. Когда есть серьезный риск выгореть: – работайте над телом. Необязательно проводить часы в тренажерном зале или бежать стометровку – достаточно регулярно делать несложную зарядку, проводить дыхательную гимнастику, почаще распрямлять спину и разминать шею. Эти простые действия позволяют создать барьер между вами и надвигающейся волной раздражения; – придумайте себе «якоря». Время от времени нам нужно напоминать, какие мы молодцы. Положите под стекло трогательное письмо от выросшего ученика, закрепите на рабочем столе компьютера фотографию вашего выпуска. Грамоты и прочие награды держите поближе, натыкайтесь на них почаще – пусть они не дадут вам забыть, что вы отлично делаете свою работу; – соберите позитивный цитатник. Заведите тетрадку или блокнот и записывайте туда все меткие воодушевляющие высказывания – желательно об учителях и детях, но можно обойтись и тонкими анекдотами, красивыми речевыми каламбурами. Потом, в минуту эмоционального упадка, открывайте блокнот на любой странице и делайте глоток позитивного настроя. Предлагаем вам первые три пункта вашего позитивного цитатника. Автор – Симон Львович Соловейчик: «Опрос не всегда должен быть проверкой знаний. Иногда стоит предложить слабому ученику вопрос, на который он наверняка знает ответ». «Наконец он самостоятельно нашел верное решение. В первый раз! Но не спешите давать ему новое задание, ведь сегодня для него важнее запомнить вкус своей маленькой победы!» «И вот весь класс притих, погруженный в работу. Чем вы можете им помочь?.Сам этот вопрос, который молча задает себе учитель, создает в классе ощущение поддержки и незримо помогает ученикам». Чканикова Александра Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sovety-ustalomu-uchitelyu/?utm_campaign=first-september-news&utm_medium=email&utm_source=Sendsay

Категория: Всем учителям
02.09.2018 15:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!