СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный туризм как форма организации учебного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Одним из важнейших принципов обучения географии является принцип наглядности. Наиболее полно его реализует такая форма организации учебного процесса, как экскурсия. Именно с ее помощью учащиеся воспринимают и усваивают новые знания путем выхода к месту расположения изучаемого объекта и непосредственного ознакомления с ним. В то же время нельзя забывать, что подготовка и проведение экскурсии – процесс сложный и трудоемкий, требующий участия квалифицированных специалистов. Разработкой и организацией краеведческих экскурсий занимаются различные туристические организации. Экскурсия – один из основных элементов туризма. На примере деятельности Центра внешкольной работы и Эколого-культурного центра Мозырского района хотелось бы показать, как осуществляется взаимосвязь между изучением географии в школе и работой туристических организаций. Большую работу по развитию активных форм детского туризма проводит Центр внешкольной работы Мозырского отдела образования. В центре работает 34 туристско-краеведческих кружка, в том числе 26 туристских и 8 краеведческих. В этих кружках занимаются 510 учащихся, которых обучают 6 штатных педагогов. Центр располагает туристическим инвентарем, плавсредствами и другим необходимым для организации работы оборудованием. Специалистами центра разработана программа по массовому обучению детей и учащейся молодежи начальным навыкам туризма. Программа рассчитана на один год с обязательным прохождением учебно-тренировочных походов. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей Центром разрабатываются маршруты походов выходного дня. Одним из наиболее интересных является маршрут, проходящий по территории республиканского заказника «Мозырские овраги». Он позволяет увидеть результат деятельности днепровского оледенения – Мозырскую гряду, поверхность которой изрезана многочисленными оврагами, глубина которых достигает 40 м. В самых характерных местах заказника пролегает экологическая тропа, демонстрирующая наиболее достопримечательные объекты и явления местной природы. Экскурсия по территории заказника интересна также знакомством с уникальным растительным миром «Мозырских оврагов», многие представители которого занесены в Красную книгу Республики Беларусь. Центр внешкольной работы организует также посещение ландшафтного заказника «Стрельский», двух заказников местного значения («Алес» и «Чертень»), памятников природы местного значения, а также торфяников-заказников. В список туристических маршрутов в ближайшее время войдут родники Мозырского района, которых насчитывается свыше 30. Родниковая вода во всех природных источниках имеет очень высокое качество, обладает повышенным содержанием фтора. В двух источниках бьет минерализованная вода. Возле родников установлены информационные таблички с описанием качественных характеристик воды, проведено благоустройство прилегающих территорий: установлены деревянные беседки, декоративные ограждения, проложены дорожки. Центром организуются экскурсии по реке Припять до места впадения в нее реки Птичь, по ее старицам, позволяющие увидеть уникальный низменный ландшафт, а также северо-западный участок поймы Припяти, получивший название «Пховские дюны». В отличие от Центра внешкольной работы, осуществляющего свою деятельность в природоведческом направлении, Эколого-культурный центр организует в основном краеведческие экскурсии, знакомящие туристов с историей и культурой Мозырского района, занимается проблемами развития экологического, рыболовного и сельского туризма. Важнейшее направление воспитательной работы – экологическое воспитание и просвещение детей и молодежи, пропаганда идей охраны природы и сохранения природных ресурсов. В этом плане Центром разработаны и проводятся долгосрочные экологические программы, участниками которых являются учащиеся школ района и города, студенты. В то же время Эколого-культурный центр предлагает также ряд экскурсионных туров по Мозырскому Полесью, позволяющих ознакомиться не только с уникальными природными объектами района, но и с его культурным наследием. Сотрудничество между школами и туристическими организациями позволяет не только сделать процесс обучения географии более творческим и увлекательным, но и приблизить учащихся к родной природе, что является непременным условием эффективного экологического воспитания и формирования у них ответственного отношения к окружающей природной среде. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мазыр. 850 год: Гiсторыя i сучаснасць [Тэкст] / С.В. Целяпень [i др.]; пад рэд. А.Р. Бобр. – Гомель: КВПУП «Сож», 2005. – 352 с. 2. Мазыр [Тэкст] / складальнiк В.Р. Мiшчанка. – Мн.: Мiжнародны цэнтр культуры кнiгi, 2005. – 80 с. Н. А. КОВЗИК Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины, г. Гомель, Беларусь

Категория: Внеурочка
16.07.2019 20:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!