СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деятельность школьных лесничеств Смоленской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНЫХ ЛЕСНИЧЕСТВ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коренькова Н.В., директор,

СОГБУ ДО «Станция юннатов», Смоленская область, город Смоленск

Прудникова Т.Н., методист, руководитель школьного лесничества «Росток»,

СОГБУ ДО «Станция юннатов», Смоленская область, город Смоленск

Леса учат человека понимать прекрасное

А.П. Чехов

Россия является самой богатой страной мира по площади лесов. Смоленская область обладает значительными лесными богатствами (лесами покрыто около половины территории области). Древесина - главный природный ресурс Смоленщины, богатство, которое можно возобновить и богатство, которое используется, но до сих пор не оценено по достоинству, а ведь лес выполняет важную средообразующую и средозащитную роль. Нам еще предстоит осознать всю истинную ценность лесного богатства, которым щедро одарена смоленская земля. Ведь мало обладать этим богатством, нужно еще уметь разумно использовать его, сохранить и приумножить для будущих поколений смолян.

Леса всегда считались одним их главных богатств Смоленщины, ее гордостью и своего рода визитной карточкой. Согласно рейтингу Минприроды и экологии России, а также данным Рослесхоза, сегодня Смоленская область входит в десятку передовых регионов России по эффективности использования лесных ресурсов.

До недавнего времени в сознании людей леса оценивались лишь как источник получения древесины и других биологических ресурсов – продовольственной кладовой: ягод, грибов, лекарственных растений, меда диких пчел и др. На современном этапе развития общества леса стали рассматриваться как один из глобальных факторов обеспечения устойчивого развития экологической безопасности и жизнедеятельности человечества. Изменилась Концепция управления лесами и законодательная база ведения лесного хозяйства, организация лесопользования и служба государственной лесной охраны.

Государственная политика Российской Федерации в области лесных отношений направлена на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов с учетом их глобального экологического значения. Поэтому возникает необходимость в экологической грамотности и экологической культуре как нынешнего, так и будущего поколений граждан нашей страны, в том числе и подрастающего поколения Смоленской области. На сегодняшний день одной из форм решения этих задач является возрождение движения школьных лесничеств.

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 11.07.2017 № АХ-П9-4475 в России активизировалась деятельность школьных лесничеств.

СОГБУ ДО «Станция юннатов» является региональным координатором деятельности школьных лесничеств на Смоленщине.

Школьные лесничества на Смоленщине имеют богатую историю и уже сложившиеся традиции.

В недалеком прошлом в школах и организациях дополнительном образовании вели свою работу 58 школьных лесничеств, в которых насчитывалось около 3 тысяч юных лесоводов.

Ориентируясь на тенденцию возрождения школьных лесничеств на территории Российской Федерации и принимая во внимание, что школьные лесничества являются одной из эффективных форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у обучающихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности, кроме того, отмечающуюся тенденцию возрождения школьных лесничеств на территории Российской Федерации, на территории Смоленской области созданы и функционируют 13 школьных лесничеств. Планируется организовать еще 2 школьных лесничества.

Школьные лесничества создаются с целью воспитания у обучающихся любви и бережного экологически и экономически обоснованного социально - активного отношения к лесу и природе родного края; получения и углубления знаний в области лесоведения и экологии; формирования умений и навыков по проведению опытнической, проектной и исследовательской деятельности с лесными культурами, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов. Занятия в школьных лесничествах способствуют осознанному выбору будущей профессии. Таким образом, школьные лесничества в условиях современного образования рассматривается как эффективная форма интеграции внеурочной деятельности и дополнительного естественнонаучного образования детей и молодежи, направленная на формирование экологической культуры и ключевых компетенций, обеспечивающих социализацию, личностное развитие, профессиональное самоопределение.

Руководителями школьных лесничеств, как правило, являются педагоги образовательных организаций и специалисты лесного хозяйства.

Опыт показывает, что деятельность школьного лесничества эффективна лишь тогда, когда она тесно связана с преподаванием основ лесной науки и других специальных дисциплин, проведением опытнических, проектных и исследовательских работ и ведением лесного хозяйства на закрепленной за школьным лесничеством территории лесного фонда в соответствии с проектом организации и развития лесного хозяйства, выработанного на основе материалов последнего лесоустройства.

Теоретический курс занятий в школьном лесничестве способствует расширению знаний школьников по биологии, географии, лесоводству, защите и охране леса.

В рамках реализации «Плана мероприятий по развитию школьных лесничеств на 2018-2027 годы Смоленской области» между СОГБУ ДО «Станция юннатов» и Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, ОГБУ «Лесопожарная служба Смоленской области» подписаны договора о сотрудничестве и взаимодействии в данной области.

В рамках реализации Плана СОГБУ ДО «Станция юннатов» проводятся мероприятия естественнонаучной направленности:

Областные Смотры:

- Смотр деятельности школьных лесничеств,

- Смотр природоохранной работы образовательных организаций области.

Данные мероприятия проводятся с целью привлечения внимания обучающихся к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды, практическому участию в решении природоохранных задач; углубления знаний в области лесного хозяйства, развития, совершенствования и повышения значимости деятельности школьных лесничеств.

Материалы победителей и призеров направляются для участия во Всероссийском заочном смотре – конкурсе школьных лесничеств «Лучшее школьное лесничество».

Региональные этапы Всероссийских конкурсов:

- Региональный этап Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды,

- Региональный этап Всероссийского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»),

- Региональный этап Всероссийского Слета юных экологов.

Конкурсы проводятся с целью выявления обучающихся, имеющих глубокие знания по биологии, географии, экологии, лесоведению и лесоводству, владеющих навыками исследовательской и опытнической деятельности, участвующих в практическом решении природоохранных задач и ведущих природоохранную, лесохозяйственную, учебно-исследовательскую, эколого-просветительскую и эколого-образовательную деятельность.

По итогам проведения региональных этапов победители и призеры принимают участие в заочных этапах Всероссийских конкурсов.

Творческие конкурсы:

- Конкурс детских творческих работ и методических материалов «Беречь леса – творить добро!», посвященный Международному Дню Леса,

- Областная интернет-викторина «Лес - наше богатство»,

- Региональный этап Всероссийского конкурса детского рисунка «Эколята – друзья и защитники Природы!»,

- Областной конкурс «Елка Эколят – Молодых защитников Природы», целью которых является формирование у обучающихся ценностных отношений к окружающему миру, стимулирует познавательную мотивацию, способствует самовыражению, самораскрытию личности ребёнка, способствует привлечению внимания к вопросам охраны окружающей природы и лесных богатств, активизирует и развивает творческие способности.

Согласно календаря Всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования детей, в рамках Дня единых действий состоялись региональные этапы Всероссийских Акций «Наука#рядом#Природа» и «Больше, чем туризм» (в рамках Всероссийского научнообразовательного проекта «Дороги открытий»); «День Леса» и «День Птиц», «Сохраним первоцвет!» Акции проводились с целью вовлечения широких слоев населения и обучающихся образовательных организаций в природоохранную деятельность, повышение уровня экологической культуры всех слоев населения, улучшение экологической обстановки.

В рамках методической деятельности СОГБУ ДО «Станция юннатов» проводятся обучающие семинары для руководителей школьных лесничеств по темам:

- «Проектная деятельность в образовательной сфере: теоретические и практические ориентиры. Планирование деятельности школьного лесничества»

- «Новые тенденции в учебно-исследовательской деятельности школьных лесничеств»

- «Роль областной станции юннатов в развитии школьных лесничеств Смоленской области».

В рамках деятельности школьных лесничеств для обучающихся создаются условия для изучения биологических и экологических дисциплин и предлагаются для освоения образовательные программы разных уровней; организуются эколого-биологические и научно-практические мероприятия по вовлечению обучающихся в инновационные формы мониторинга и охраны природной среды, проектной, опытнической и исследовательской деятельности.

Ежегодно обучающиеся школьных лесничеств проводят экологический мониторинг о состоянии окружающей среды места жительства; организуют социологические опросы среди населения об удовлетворенности местным ландшафтом и природоохранной деятельностью. По итогам экологических мониторингов проводится реальная природоохранная практическая работа: благоустройство парков, берегов рек и озер. Совместно с работниками национального парка «Смоленское Поозерье» члены школьного лесничества принимают участие в учёте бобров, журавлей и муравейников.

Опытническая, проектная и учебно-исследовательская деятельность являются основными направлениями деятельности школьных лесничеств Смоленской области. Изучение природных явлений и процессов развивает познавательный интерес, приближает обучающихся к пониманию глобальных экологических проблем, формирует навыки ведения исследований в области лесоведения и лесоводства. Проектно - исследовательская деятельность является стартовой площадкой для будущих биоинженеров, микробиологов, людей рабочих лесоводческих профессий, владеющих современными биотехнологиями.

Базой для проведения занятий, опытов и исследований являются оснащенные необходимым оборудованием лаборатории и учебные кабинеты, лесные «зеленые классы», живые уголки, учебно-опытные участки с дендрарием на базе организаций дополнительного образования естественнонаучной направленности.

Знания и навыки по лесному хозяйству позволяют выработать навыки опытнической, проектной и исследовательской деятельности с их практической реализацией. Для этого организуются и проводятся практические природоохранные дела: посадки деревьев и кустарников, уход за лесными культурами, восстановление ценных, редких и исчезающих видов растений, приведение в порядок зеленых зон, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек, зимняя подкормка птиц.

Частью природоохранной деятельности школьных лесничеств нашей области является экологическое просвещение и пропаганда природоохранных знаний среди обучающихся и широких слоев населения. Членами школьных лесничеств выпускаются листовки, плакаты, буклеты; разрабатываются и реализуются ландшафтные проекты по благоустройству и озеленению территорий школ, организаций дополнительного образования, братских захоронений; обустраиваются экологические тропы, оборудуются туристические стоянки и причалы.

Воспитанию экологической культуры подрастающего поколения способствует проведение разнообразных экологических мероприятий: конкурсов, конференций, смотров, акций и т.д., которые позволяют юным лесоводам представлять результаты своих исследований и делиться практическим опытом реализации.

Исследования корреляций водных, социальных, климатических и других факторов, форсайт – исследования, проблемы экологического состояния окружающей среды и практическое участие в решении природоохранных задач являются темой проектов, представляемых на Конкурс юных исследователей окружающей среды «Открытия -2030» и регионального этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»), благодаря которому юные лесоводы знакомятся с методами самостоятельного выполнения проектной, опытнической и учебно-исследовательской деятельности по лесоведению и лесоводству, экологии лесных растений и животных.

На официальном сайте СОБУ ДО «Станция юннатов» http://yunnat-01.gov67.ru/, размещена информация о деятельности школьных лесничеств Смоленской области, а также создана официальная группа в сети VK «Школьные лесничества Смоленской области» https://vk.com/schoolandforest.

Смоленская областная Станция юных натуралистов открыта для всех, кто ценит творческий и неординарный подход, для всех, кто готов сотрудничать, вдохновлять и вдохновляться, для всех, кто ищет дополнительные возможности образования, воспитания и развития.

Наши координаты:

СОГБУ ДО «Станция юннатов» официальный сайт http://yunnat-01.gov67.ru/

https://vk.com/club196311607

https://t.me/smolyunnat

https://ok.ru/group/58960919396486

21020, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 75б,

тел.: 8 (4812) 55-16-29 – директор, Коренькова Наталья Викторовна

8 (4812) 52-38-91- зам. директора по УВМР, методисты

Список литературы

1. Школьное лесничество. Методическое пособие для руководителей детских объединений «Школьное лесничество», 2015 г.

2. Лесоведение. Дидактический материал к курсу «Школьное лесничество», 2016 г.

3. Лесоведение. Методические рекомендации для работы объединений «Школьное лесничество», 2018 г.

4. Дополнительная профильная образовательная программа Областной очно-заочной школы детских объединений «Школьное лесничество», 2018 г.

5. Методическая разработка «Как организовать работу школьных лесничеств области», 2019 г

6. «Экологический полигон» (Методические разработки для проведения полевой практики школьников, студентов и объединений школьных лесничеств), 2019 г.

7. «Охраняйте леса». Методические разработки внеклассных мероприятий для объединений «Школьное лесничество», 2018 г.

8. «Грани детского творчества». Сборник работ победителей и призеров областных конкурсов эколого-биологической направленности, 2018 г.

9. «Поделимся опытом». Сборник образовательных программ для руководителей объединений «Школьное лесничество», педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ. 2019 г.

10. Полевой дневник «Исследователь леса». 2018 г.

11. Методы экологических исследований в школьных лесничествах. 2019 г.

12. Сборник сценариев агитбригад «Агитбригады, стройтесь в ряд, выходите на парад!». 2018 г

13. Экологическая тропа: от проекта до реализации. 2019 г.

15.11.2023 23:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!