Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи: определить задачи в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.
План
- Анкетирование педагогов «Оценка знаний и умений воспитателя по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
- Понятие «Звуковая культура речи».
- Компоненты процесса обучения грамоте.
- Коллективное обсуждение вопросов по обучению грамоте.
- Деловая игра «Как правильно проводить звуковой анализ слова?»
Понятие звуковой культуры речи
Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.
Воспитание звуковой культуры предполагает:
- формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
- воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
- формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
- выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
- воспитание культуры речевого общения как части этикета.
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);
- Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, владеть навыками послогового чтения.
Обсуждение вопросов по обучению грамоте.
Педагоги делятся на две команды.
Вопросы для обсуждения:
- Для команды №1
Что включает в себя речевое развитие по ФГОС ДО.
- Овладенью речью как средством общения.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для команды №2
Что включает в себя развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха?
- развивать речевое дыхание и речевое внимание;
- формировать правильное звукопроизношение;
- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);
- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».
- развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);
- познакомить со слоговой структурой слова;
- учить определять количество слогов в словах;
- развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
- упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.
- Для команды №1
Перечислите упражнения по обучению грамоте.
- Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).
- Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).
- Упражнения в умении проводить слого-звуковой анализ слов.
- Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах.
- Познакомить с ударением.
- Упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.
Для команды №2
Какая индивидуальная работа ведётся для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, обучения основам грамоты. Индивидуальная работа:
- учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;
- учить подбирать картинки на заданный звук;
- учить различать на слух гласные и согласные звуки;
- учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;
- учить находить место звука в слове; учить анализу и синтезу 1-2-3-сложных слов
- обучать печатанию букв, слогов, слов
Деловая игра «Как правильно проводить звуковой анализ слова?»
Педагоги участвуют в двух фрагментах занятия. Предлагается провести звуковой анализ слова.
Фрагмент для команды №1. Анализ звучащих слов: ваза, сад.
Фрагмент для команды №2. Анализ слов, написанных на доске: мир, нож.
Педагоги должны в конце деловой игры проанализировать занятия и найти ошибки.
(Для анализа давать только звучащее слово. Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
Предлагать для звукового анализа слова, написание которых не расходится с их произношением.)
При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:
- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);
- в речевом плане (проговаривание);
- по представлению - в уме (самое трудное).
Последовательности предъявления слов для звукового анализа:
слова из двух гласных (ау, уа);
слова из двух звуков (ум, ах, ус);
слова из трех звуков (дым, мир);
слова из двух открытых слогов (ваза, мама);
слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);
слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);
слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).
Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:
1. Произнеси слово и послушай его.
До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.
2. Произнеси слово по слогам
3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.
6. Третий звук и т.д.
7. Прочитай по фишкам слово целиком.
8. Ответь на вопросы:
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько слогов?
- сколько согласных?