СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум «Организация работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.

Задачи: определить задачи в области подготовки детей к обучению грамоте; систематизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте; уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения занятий по обучению детей грамоте.

План

  • Анкетирование педагогов «Оценка знаний и умений воспитателя по развитию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
  • Понятие «Звуковая культура речи».
  • Компоненты процесса обучения грамоте.
  • Коллективное обсуждение вопросов по обучению грамоте.
  • Деловая игра «Как правильно проводить звуковой анализ слова?»

Понятие звуковой культуры речи

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

  • формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
  • воспитание орфоэпически правильной речи умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;
  • формирование выразительности речи владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
  • выработка дикции отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
  • воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

  • Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);
  • Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, владеть навыками послогового чтения.

Обсуждение вопросов по обучению грамоте.

Педагоги делятся на две команды.

Вопросы для обсуждения:

  1. Для команды №1

Что включает в себя речевое развитие по ФГОС ДО.

  • Овладенью речью как средством общения.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Развитие речевого творчества.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Для команды №2

Что включает в себя развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха?

  • развивать речевое дыхание и речевое внимание;
  • формировать правильное звукопроизношение;
  • побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);
  • познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки».
  • развивать речевой слух (фонематического и фонетического восприятия);
  • познакомить со слоговой структурой слова;
  • учить определять количество слогов в словах;
  • развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, тембр и громкость речи, силу голоса);
  • упражнять в качественном произношении слов и помогать преодолевать ошибки при формировании правильного словопроизношения в правильном постановке ударения при произнесении слов.

  1. Для команды №1

Перечислите упражнения по обучению грамоте.

  • Упражнения в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова).
  • Упражнения в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).
  • Упражнения в умении проводить слого-звуковой анализ слов.
  • Упражнения в умении определять последовательность звуков в словах.
  • Познакомить с ударением.
  • Упражнять в умении производить анализ и синтез предложений по словам.

Для команды №2

Какая индивидуальная работа ведётся для развития фонематического слуха и фонематического восприятия, обучения основам грамоты. Индивидуальная работа:

  • учить выделять звуки из ряда звуков, из состава слова;
  • учить подбирать картинки на заданный звук;
  • учить различать на слух гласные и согласные звуки;
  • учить различать согласные по твердости-мягкости, звонкости-глухости;
  • учить находить место звука в слове; учить анализу и синтезу 1-2-3-сложных слов
  • обучать печатанию букв, слогов, слов

Деловая игра «Как правильно проводить звуковой анализ слова?»

Педагоги участвуют в двух фрагментах занятия. Предлагается провести звуковой анализ слова.

Фрагмент для команды №1. Анализ звучащих слов: ваза, сад.

Фрагмент для команды №2. Анализ слов, написанных на доске: мир, нож.

Педагоги должны в конце деловой игры проанализировать занятия и найти ошибки.

(Для анализа давать только звучащее слово. Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

Предлагать для звукового анализа слова, написание которых не расходится с их произношением.)

При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий:

- с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.);

- в речевом плане (проговаривание);

- по представлению - в уме (самое трудное).

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

слова из двух гласных (ау, уа);

слова из двух звуков (ум, ах, ус);

слова из трех звуков (дым, мир);

слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);

слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром);

слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка);

слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

Проводить анализ слова следует в определенной последовательности:

1. Произнеси слово и послушай его.

До того, как начнется вычленение звуков из слова, воспитатель должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно.

2. Произнеси слово по слогам

3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4. Обозначь выделенный звук фишкой.

5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его.

6. Третий звук и т.д.

7. Прочитай по фишкам слово целиком.

8. Ответь на вопросы:

- сколько всего звуков в слове?

- сколько гласных?

- сколько слогов?

- сколько согласных?

Категория: Логопедия
03.08.2021 19:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!