СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной деятельности. В связи с этим А.Дистервег писал, что «…развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.»*
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать их познавательную деятельность. Я организую самостоятельную деятельность учащихся таким образом, чтобы она была направлена на развитие самостоятельности как черты личности. Считаю, что выбранная мною тема является в настоящее время актуальной. Каждый ученик, работая в собственном режиме, самостоятельно получает необходимые знания. В результате собственной деятельности у ребят формируются учебно – логические умения, навыки, ключевые компетентности. Организую процесс обучения таким образом, чтобы ученик приобретал навыки самостоятельной деятельности, объективно оценивал свои знания и умения, ставил перед собой задачи и находил их решения. Достичь этого можно только путем вовлечения их в активную деятельность на всех этапах обучения.
Особую роль в этом вопросе я отвожу умению самостоятельно работать с источниками информации. В 5-х – 6-х классах главным источником информации является учебник. Умение читать и разбираться в прочитанном, умение отличить главный материал от второстепенного, сравнивать и анализировать, готовит учащихся к самостоятельной деятельности, к дальнейшей учебе и работе.
Чтобы научить учащихся самостоятельно выделять в читаемом тексте основной материал, уже с 5 – го класса изучение нового материала провожу по определенному плану, который записан на доске. Если новый материал тесно связан с усвоенным ранее, то предлагаю учащимся изучить его дома самостоятельно по плану, записанному ранее. На следующем этапе работы с учебником предлагаю им самим находить и выделять в тексте то, что является главным, а далее уже составлять план к изучаемому тексту. Кроме этого, предлагаю учащимся самостоятельно составить по одному – три вопроса и ответа на них к прочитанному, которых нет в вопросах для повторения к данному параграфу. Порой, конечно, эти вопросы – ответы нескладны, не совсем точны и некорректны, но важно другое – ученики думали, были активными участниками учебного процесса; учение не превратилось в формальное приобретение знаний.
К выбору текстов для самостоятельного изучения я подхожу с большой осторожностью. Если будут предлагаться трудные для понимания тексты, многие ученики в результате безуспешных попыток разобраться в данном материале могут потерять уверенность в своих силах и станут негативно относиться к самостоятельной работе с книгой. В данном случае, как и во всей работе, я стараюсь придерживаться принципа перехода от простого к сложному.
Контроль за усвоением изученного материала обычно начинается с проверки домашнего задания. Чтобы домашнее задание было максимально эффективно, я одновременно даю задания двух или трех уровней в зависимости от особенностей учащихся, уровней знаний и умений по предмету. Данный прием гарантирует то, что с домашним заданием справится даже ученик, слабо успевающий по предмету и исключает распространенное оправдание невыполнения «А я не понял…». Кроме того, такой подход имеет важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, чего особенно не хватает в подростковом возрасте. И еще один момент – из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться»; и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания – оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. Второй уровень задания – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики освобождаются от заданий первого вида. Третий уровень использую в зависимости от темы урока и подготовленности класса. Это творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется.
Почти в каждом классе есть ребята, которым должно уделяться (негласно) особое внимание. Недостаточная нагрузка мышления нередко способствует снижению их интереса к математике. Не получая дополнительных самостоятельных заданий, не имея возможности проявлять свои математические способности, они могут остановиться в своем развитии. Таким ученикам я даю задания повышенной трудности. На выполнение отводится обычно неделя, и выполняются они в специальных тетрадях. Проверку осуществляю с подробными комментариями, отмечаю наиболее интересные подходы к решению и некоторые из таких заданий рассматриваем на уроке или курсе по выбору.
© 2016, Безрядина Наталья Ивановна 549