СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развития познавательной активности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной деятельности. В связи с этим А.Дистервег писал, что «…развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.»*

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать их познавательную деятельность. Я организую самостоятельную деятельность учащихся таким образом, чтобы она была направлена на развитие самостоятельности как черты личности. Считаю, что выбранная мною тема является в настоящее время актуальной. Каждый ученик, работая в собственном режиме, самостоятельно получает необходимые знания. В результате собственной деятельности у ребят формируются учебно – логические умения, навыки, ключевые компетентности. Организую процесс обучения таким образом, чтобы ученик приобретал навыки самостоятельной деятельности, объективно оценивал свои знания и умения, ставил перед собой задачи и находил их решения. Достичь этого можно только путем вовлечения их в активную деятельность на всех этапах обучения.

Особую роль в этом вопросе я отвожу умению самостоятельно работать с источниками информации. В 5-х – 6-х классах главным источником информации является учебник. Умение читать и разбираться в прочитанном, умение отличить главный материал от второстепенного, сравнивать и анализировать, готовит учащихся к самостоятельной деятельности, к дальнейшей учебе и работе.

Чтобы научить учащихся самостоятельно выделять в читаемом тексте основной материал, уже с 5 – го класса изучение нового материала провожу по определенному плану, который записан на доске. Если новый материал тесно связан с усвоенным ранее, то предлагаю учащимся изучить его дома самостоятельно по плану, записанному ранее. На следующем этапе работы с учебником предлагаю им самим находить и выделять в тексте то, что является главным, а далее уже составлять план к изучаемому тексту. Кроме этого, предлагаю учащимся самостоятельно составить по одному – три вопроса и ответа на них к прочитанному, которых нет в вопросах для повторения к данному параграфу. Порой, конечно, эти вопросы – ответы нескладны, не совсем точны и некорректны, но важно другое – ученики думали, были активными участниками учебного процесса; учение не превратилось в формальное приобретение знаний.

К выбору текстов для самостоятельного изучения я подхожу с большой осторожностью. Если будут предлагаться трудные для понимания тексты, многие ученики в результате безуспешных попыток разобраться в данном материале могут потерять уверенность в своих силах и станут негативно относиться к самостоятельной работе с книгой. В данном случае, как и во всей работе, я стараюсь придерживаться принципа перехода от простого к сложному.

Контроль за усвоением изученного материала обычно начинается с проверки домашнего задания. Чтобы домашнее задание было максимально эффективно, я одновременно даю задания двух или трех уровней в зависимости от особенностей учащихся, уровней знаний и умений по предмету. Данный прием гарантирует то, что с домашним заданием справится даже ученик, слабо успевающий по предмету и исключает распространенное оправдание невыполнения «А я не понял…». Кроме того, такой подход имеет важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, чего особенно не хватает в подростковом возрасте. И еще один момент – из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться»; и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания – оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. Второй уровень задания – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики освобождаются от заданий первого вида. Третий уровень использую в зависимости от темы урока и подготовленности класса. Это творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется.

Почти в каждом классе есть ребята, которым должно уделяться (негласно) особое внимание. Недостаточная нагрузка мышления нередко способствует снижению их интереса к математике. Не получая дополнительных самостоятельных заданий, не имея возможности проявлять свои математические способности, они могут остановиться в своем развитии. Таким ученикам я даю задания повышенной трудности. На выполнение отводится обычно неделя, и выполняются они в специальных тетрадях. Проверку осуществляю с подробными комментариями, отмечаю наиболее интересные подходы к решению и некоторые из таких заданий рассматриваем на уроке или курсе по выбору.

Категория: Математика
01.01.2016 11:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!