СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельные части речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельные части речи

Части речи - это лексико-грамматические клас­сы слов, объ­еди­нен­ные общ­но­стью зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских при­зна­ков

Имя существительное

Слова этой части речи обо­зна­ча­ют пред­мет, лицо, явле­ние, поня­тие и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что? (например, КТО? Папа, ЧТО? Дверь)

Имена суще­стви­тель­ные име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию одушевленности/неодушевленности и ряд грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков.

Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем, и име­ют кате­го­рию рода:

  • отец — муж­ской род;
  • девочка — жен­ский род;
  • озеро — сред­ний род.

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии рода суще­стви­тель­ные отно­сят­ся к опре­де­лен­но­му типу скло­не­ния. Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грамматическим признаком существительного.

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи чаще все­го высту­па­ют в роли под­ле­жа­ще­го и допол­не­ния. Существительные могут выпол­нять син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния, обсто­я­тель­ства и быть в соста­ве именного сказуемого.

Имя при­ла­га­тель­ное - это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак, свой­ство или при­над­леж­ность при­зна­ка пред­ме­ту и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

По лексико-грамматическому зна­че­нию име­на при­ла­га­тель­ные делят­ся на раз­ря­ды:

  • качественный (низ­кий, пра­вый, синий);
  • относительные (город­ской, ниж­ний, январ­ский);
  • притяжательные (оле­ний, Ильин, отцов).

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют крат­кую фор­му и степени сравнения:

  • тем­ный — тёмен; свет­лый — све­тел;
  • тем­нее, более тем­ный; тем­ней­ший, самый тем­ный.

Прилагательные изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и чис­лам :

  • белый снег,;
  • белая ска­терть;
  • белое покры­ва­ло;
  • белые ромаш­ки.

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные высту­па­ют в роли опре­де­ле­ния, согла­су­ясь с опре­де­ля­е­мым сло­вом в роде, чис­ле и паде­же, а так­же могут упо­треб­лять­ся в роли сказуемого.

Числительное - это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док при сче­те пред­ме­тов и отве­ча­ет на вопро­сы сколь­ко? кото­рый?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем раз­ли­ча­ют:

  • коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) два, пят­на­дцать, три­ста, мил­ли­он;
  • соби­ра­тель­ные чис­ли­тель­ные: (сколь­ко?) трое, пяте­ро, деся­те­ро, оба, обе;
  • поряд­ко­вые чис­ли­тель­ные: (кото­рый?) пер­вый, деся­тый, два­дцать пятый.

Местоимение - это часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на лицо, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их.

Различают сле­ду­ю­щие разряды местоимений:

  • лич­ные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
  • воз­врат­ное: себя;
  • при­тя­жа­тель­ные: мой, твой, наш, ваш, свой;
  • относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­ко;
  • отри­ца­тель­ные: никто, ничто, неко­го, нече­го, ника­кой, ничей, нисколь­ко;
  • неопре­де­лен­ные: некто, нечто, кто-то, кое -кто, какой-то, что-нибудь, неко­то­рый, несколь­ко;
  • опре­де­ли­тель­ные: сам, самый, любой, иной,каждый, целый, весь, дру­гой;
  • ука­за­тель­ные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столь­ко, столько-то.

Глагол - это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние пред­ме­та как про­цесс и отве­ча­ет на вопро­сы что делать? что сде­лать? (читать, про­чи­тать).

Грамматические признаки глагола выра­жа­ют­ся с помо­щью кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица, напри­мер:

  • (что делать?) писать — (что сде­лать?) пере­пи­сать;
  • рису­ешь, рисо­ва­ла, будет рисо­вать; нари­со­вал бы, нари­суй­те;
  • отправ­лю, отпра­вишь, отпра­ви­те, отпра­вят.

Категории вида, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица состав­ля­ют спе­ци­фи­ку гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи. Каждая гла­голь­ная фор­ма обла­да­ет эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми или их частью. Например, начальная форма глаголов не име­ет грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица, рода и чис­ла:

  • убрать
  • слы­шать
  • увлечь

Глагол име­ет так­же непо­сто­ян­ные кате­го­рии чис­ла и рода, но они неспе­ци­фич­ны для гла­го­ла, так как свой­ствен­ны мно­гим частям речи.

Глагол выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии.

Наречие - это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (слу­шать вни­ма­тель­но), дру­го­го при­зна­ка (крайне невни­ма­тель­ный) или при­знак пред­ме­та (паль­то навы­рост) и отве­ча­ет на вопро­сы как? где? куда? отку­да? поче­му? сколь­ко? зачем?

Различают знаменательные (быст­ро, пол­но­стью, впе­ре­вал­ку) и местоименные наречия (зачем, отку­да, здесь, там, почему-то).

Основным грамматическим признаком наречия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость. Качественно-определительное наре­чие может обра­зо­вать сте­пе­ни срав­не­ния:

  • весе­ло — весе­лее, весе­лее всех;
  • дале­ко — даль­ше, даль­ше всех.

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи высту­па­ют в роли обсто­я­тельств, опре­де­ле­ний, части имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

18.01.2020 17:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!