СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада «Правовой калейдоскоп»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Республики Крым

«Чеботарская специальная школа-интернат»

Олимпиада

«Правовой калейдоскоп»

Подготовила и провела воспитатель 9 класса :

Шкребель М. В

20 октября 2019

Олимпиада «Правовой калейдоскоп»

Тема: «Правовой калейдоскоп»

Форма проведения: олимпиада.

Цель: Формирование у воспитанников правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей.

Задачи:

обучающая – расширить, углубить и закрепить на практике знания учащихся по правам детей, активизировать их познавательную деятельность;

развивающая – развивать мышление, память, внимание, речь, коммуникативные способности учащихся;

воспитательная способствовать воспитанию дисциплинированности, чувства гражданской ответственности и уважения к правам и свободам человека, формировать навыки работы в группе.

(Слайд 1)

- Здравствуйте ребята!

- Вы любите играть? (ответ детей)

- В какие игры вы играете? (ответ детей)

- Что самое важное в игре? (соблюдение правил)

- Действительно, попробуйте сыграть, не зная правил. Что получится? (ответ детей)

- Верно! Ничего хорошего: шум, неразбериха, ссора. Вот и взрослые люди, чтобы жить между собой по справедливости, дружно и без обид придумали такие правила «законы». В каждой стране, в каждом обществе – свои законы и обычаи для больших и маленьких. Давайте с вами посмотрим фильм «История прав человека»(фильм)

- (Слайд 2) Наш просмотр фильма не случаен, сегодня я проведу с вами олимпиаду «Правовой калейдоскоп».

- Ребята, итак, что такое право? (высказывания детей)

- Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

- Чтобы начать олимпиаду, нам необходимо выбрать участников, по одному представителю от класса(с6 по 9классы). - Готовы? (ответ детей)

- Итак, в олимпиаде принимают участие 5 человек, у каждого из них по 2 помощника. Вам предстоит пройти несколько этапов. На каждом этапе игры вас ждут интересные вопросы и задания, за правильное выполнение которых участник получает баллы. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество баллов.

(Слайд 3)

Первый этап «Права человека». Сейчас мы выясним, насколько вы эрудированы и разбираетесь в правах человека. Вопросы будут задаваться по очереди. В случае отказа от ответа, право отвечать имеет соперник. За правильный ответ 1 балл.

1.Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).

2.В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989.

3.С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).

4.С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).

5.С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).

6.До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет.

7.Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.

8.В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.

Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.

9.До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет.

10.В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.

11.На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся в школе:

А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

Б) Право на получение оценки своих знаний;

В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;

Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;

Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.

(Ответ: А, Б, В, Д)

12. Какие имеются обязанности у обучающихся школы:

А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;

Б) Бережное отношение к имуществу школы;

В) Допустимость пропуска учебных занятий;

Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.

(Ответ: А, Б, Г)

(Слайд 5)

Наш следующий этап «Обязанности человека». Обязанности детей в законодательстве не определяются. Однако, независимо от возраста, умственного, нравственного и физического развития каждый ребенок должен выполнять определенные обязанности с самых ранних лет. Это основы нравственного воспитания личности.

Итак, сейчас каждый участник должен называть по очереди по одной обязанности детей, при этом нельзя повторяться. Кто больше назовёт, тот получает балл.

Приблизительные ответы (Слайд 6, Слайд 7):

  • уважать и слушаться родителей, выполнять их просьбы;
  • уважать старших, не обижать младших и тех, кто слабее, уважительно относится к окружающим;
  • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
  • добросовестно учиться, осваивать школьную программу и обладать минимальным набором знаний, которые этой самой программой предусмотрены;
  • соблюдать права и интересы других учащихся;
  • бережно относится к имуществу школы;
  • уважать государственные символы;
  • сохранять природу и бережно относиться к природным ресурсам;
  • заботиться о сохранности исторического и культурного наследия и т.п.

Третий этап «Права литературных героев»

Какое право героев нарушено в сказке «Красная шапочка» ?

(право на личную неприкосновенность)

Какое право нарушено в сказке «Волк и семеро козлят»

(право на жизнь и свободу)

На нарушение какого права мог бы пожаловаться, герой сказки «Ледяная избушка»?

(Право на неприкосновенность жилища)

Какое право нарушается в сказке “Золотой ключик, или Приключения Буратино”?

(право человека владеть своим имуществом )

Этап четвертый «Игра»

1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…

2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…

3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…

4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…

5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…

6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…ответы

  1. личную неприкосновенность
  2. получение бесплатного образования
  3. пользоваться учреждениями культуры
  4. иметь имущество в собственности
  5. неприкосновенность жилища
  6. свободы передвижения

Игра с залом «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

(Слайд 13)

Седьмой этап «Угадай сказку».

1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? («Красная Шапочка»)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти («Сказка о попе и о работнике его Балде»).

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано («Волк и семеро козлят»).

4. В этой сказке речь идет о некоем спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»)

5. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его. («Царевна-лягушка»)

- Молодцы! Со всеми этапами вы справились

Пока жюри подводят итоги предлагаю просмотреть фильм (Подведение итогов).

Победителем становится ученик….

Наша олимпиада подошла к концу. Я надеюсь, что она прошла с большой пользой для вас. Вы повторили и углубили свои знания, а кто-то, может быть, узнал что-то новое для себя. Благодарю вас за внимание и желаю дальнейших успехов в освоении знаний.

14.01.2020 16:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!