СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МБОУ «Краснополянская СШ»
Учитель начальных классов: Алексеева Инна Сергеевна
Предмет: русский язык
Класс: 3 «Школа России»
Тема урока: : Обобщение по теме: Падежи имен существительных
Форма урока: обобщение знаний
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, практическая работа.
Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения, технология развития критического мышления.
Цель:
- формировать умение определять падеж имен существительных.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать умение определять падеж имен существительных;
- закрепить знания о падежах имен существительных.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающие:
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
- воспитывать волевые качества;
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять падеж имен существительных в предложении, уметь определять по вопросам и окончаниям существительных.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Оборудование: Рабочая тетрадь по русскому языку Канакина В.П. УМК "Школа России", 3 класс, карточки личного контроля, мультимедиа презентация Power Point.
Ход урока:
Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.
Положительный настрой
- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Возьмите за руку соседа и мысленно пожелайте друг другу успехов и плодотворной работы на уроке. Пожелайте мысленно успехов себе. А теперь закройте глаза, и пошлите хорошее настроение и улыбку любому вашему однокласснику или учителю.
- Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в Карточке личного контроля.
Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся.
1. Каллиграфическая минутка:
Записывают слова: белка, белки, про белку.
2. Самоопределение к деятельности:
Прочитайте стихотворение вставляя пропущенные слова.
Про кота
У норы добычи ждет
Притаившись, серый кот (И.п.)
Мышь осталась без хвоста
Вырываясь от кота (Р.п.)
А теперь и за версту
Не приблизится к коту (Д.п.)
Крыса старая и та
Видя грозного кота (В.п.)
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом (Т.п.).
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте (П.п.).
- Слово кот употреблено в разных падежах.
- Тема: Падежи имен существительных. Цель: повторить все падежи, научиться определять их.
III. Повторение пройденного материала
Цель: создать условия для повторения пройденного.
1. Составление кластера Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
2. Пробуждение интереса к теме. Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы.
Текст для чтения. Существительное Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.
V( уже известно); – (не согласны); + (интересно, неожиданно); ? (хотим узнать больше). - О чём вы не нашли информации (сколько падежей в рус.яз., как они называются, на какие вопросы отвечают)?
3. Итак, давайте представим падежи имени существительного: 1. Есть именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.
2. А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда.
3. Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу.
4. А я – винительный падеж И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про), Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад.
6. Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять?
Для того, чтобы вспомнить последовательность падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.
Сказка о падежах
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
Физминутка
Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: формирование умения, обобщение знаний.
1. Давайте просклоняем слова дом (1-й ряд), сок (2-й ряд), мир (3-й ряд).
2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните лишнее словосочетание.
Гуляли в роще, шли к ч…рёмухе, взм…хнул пл…тком, нах…дился в ло…ке, т…тра…ь без обло…ки, гнездо без насе…ки, всадник на к…не, ж…л в гор…де, полз за ужом, л…жал на п…чи, подош.л к ферме, срубил б.рёзу. Взаимопроверка.
Работа в паре.
3. Напишите словосочетания по схеме.
V. Рефлексия. Какие задачи мы должны были решить на уроке? Смогли ли мы достичь поставленных целей.
- Теперь вы готовы самостоятельно оценить продуктивно ли вы работали на уроке. Для этого посчитайте количество своих плюсов и знаков ?, в карточке контроля.
Посчитайте свои плюсы на карточке, у кого 4 + поднимите руку. У кого "?", в каких заданиях?
- Какая была тема урока?
- Какая была цель урока?
- Достигли цели урока?
- Оцените свою работу на уроке. Поднимите руку кто достиг цели, а кому еще нужно поработать над этой темой.
VI. Блиц-опрос.
• Сколько падежей в русском языке? (6) • Перечислите их. • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам) • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных) • В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?
VII. Домашнее задание:
© 2022, Алексеева Инна Сергеевна 132