СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык . Тема: Обобщение знаний о падежах

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ «Краснополянская СШ»

Учитель начальных классов: Алексеева Инна Сергеевна

Предмет: русский язык

Класс: 3 «Школа России»

Тема урока: : Обобщение по теме: Падежи имен существительных

Форма урока: обобщение знаний

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, практическая работа.

Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения, технология развития критического мышления.

Цель:

- формировать умение определять падеж имен существительных.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать умение определять падеж имен существительных;

- закрепить знания о падежах имен существительных.

Развивающие:

- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;

- воспитывать волевые качества;

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять падеж имен существительных в предложении, уметь определять по вопросам и окончаниям существительных.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять контроль под руководством учителя и самостоятельно; вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; принимать участие при работе в парах; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
  • Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке; кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме; делать выводы о результатах совместной работы, самостоятельно строить выводы на основе сравнения.
  • Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; принимать участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; контролировать свои действия в коллективной работе.

Оборудование: Рабочая тетрадь по русскому языку Канакина В.П. УМК "Школа России", 3 класс, карточки личного контроля, мультимедиа презентация Power Point.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность.

Положительный настрой

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Возьмите за руку соседа и мысленно пожелайте друг другу успехов и плодотворной работы на уроке. Пожелайте мысленно успехов себе. А теперь закройте глаза, и пошлите хорошее настроение и улыбку любому вашему однокласснику или учителю.

- Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в Карточке личного контроля.

  1. Актуализация знаний. самоопределение к деятельности

Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся.

1. Каллиграфическая минутка:

  • Откройте тетради запишите дату и вид работы, выполните каллиграфическую минутку (показ) самостоятельно.
  • Какое слово записано в показе, как это слово изменяется?

Записывают слова: белка, белки, про белку.

  • Слово белка, изменяется по падежам.
  • О чем пойдет речь на уроке?
  • Что мы уже знаем о падежах, что умеем делать?

2. Самоопределение к деятельности:

Прочитайте стихотворение вставляя пропущенные слова.

Про кота

У норы добычи ждет

Притаившись, серый кот (И.п.)

Мышь осталась без хвоста

Вырываясь от кота (Р.п.)

А теперь и за версту

Не приблизится к коту (Д.п.)

Крыса старая и та

Видя грозного кота (В.п.)

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом (Т.п.).

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте (П.п.).

  • Что вы заметили прочитав стихотворение?

- Слово кот употреблено в разных падежах.

  • Определите тему и цель урока.

- Тема: Падежи имен существительных. Цель: повторить все падежи, научиться определять их.

III. Повторение пройденного материала

Цель: создать условия для повторения пройденного.

1. Составление кластера Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

2. Пробуждение интереса к теме. Приём «Инсерт». У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы.

Текст для чтения. Существительное Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и нарицательные. Имена существительные бывают мужского и среднего рода. Имена существительные изменяются по числам. Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.

V( уже известно); – (не согласны); + (интересно, неожиданно); ? (хотим узнать больше). - О чём вы не нашли информации (сколько падежей в рус.яз., как они называются, на какие вопросы отвечают)?

3. Итак, давайте представим падежи имени существительного: 1. Есть именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.

  • С каким падежом познакомились ?
  • На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже?
  • Почему этих вопросов два?
  • Какое вспомогательное слово они имеют?
  • Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?

2. А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда.

  • С каким падежом познакомились?
  • На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже?
  • Какое вспомогательное слово они имеют?
  • С какими предлогами употребляются?
  • На какой падеж похож?

3. Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу.

  • С каким падежом познакомились?
  • На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже?
  • Какое вспомогательное слово они имеют?
  • Употребляются с предлогами?
  • Какими?

4. А я – винительный падеж И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить(в, на, за, через, про), Но и без них могу прожить.

  • С каким падежом познакомились?
  • На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже?
  • Какое вспомогательное слово они имеют?
  • Могут употребляться с предлогами?

5. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад.

  • С каким падежом познакомились?
  • На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже?
  • Какое вспомогательное слово они имеют?

6. Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять?

  • С каким падежом познакомились?
  • На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже?
  • Какое вспомогательное слово они имеют?
  • Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

Для того, чтобы вспомнить последовательность падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.

Сказка о падежах

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

Физминутка

Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: формирование умения, обобщение знаний.

1. Давайте просклоняем слова дом (1-й ряд), сок (2-й ряд), мир (3-й ряд).

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните лишнее словосочетание.

Гуляли в роще, шли к ч…рёмухе, взм…хнул пл…тком, нах…дился в ло…ке, т…тра…ь без обло…ки, гнездо без насе…ки, всадник на к…не, ж…л в гор…де, полз за ужом, л…жал на п…чи, подош.л к ферме, срубил б.рёзу. Взаимопроверка.

Работа в паре.

3. Напишите словосочетания по схеме.

  • 1. (глагол) вдоль( сущ. ж.р. Р.п.)
  • 2. (глагол) к (сущ. с.р. Д.п.)
  • 3. (глагол) + (сущ. Т.п.)
  • 4. по (сущ. ж.р. Д.п.) на (сущ. м.р. П.п.)

V. Рефлексия. Какие задачи мы должны были решить на уроке? Смогли ли мы достичь поставленных целей.

- Теперь вы готовы самостоятельно оценить продуктивно ли вы работали на уроке. Для этого посчитайте количество своих плюсов и знаков ?, в карточке контроля.

Посчитайте свои плюсы на карточке, у кого 4 + поднимите руку. У кого "?", в каких заданиях?

- Какая была тема урока?

- Какая была цель урока?

- Достигли цели урока?

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите руку кто достиг цели, а кому еще нужно поработать над этой темой.

VI. Блиц-опрос.

• Сколько падежей в русском языке? (6) • Перечислите их. • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам) • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных) • В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим?

VII. Домашнее задание:

  • Сделать памятку «Падежи имён существительных»,
  • придумать сказку «Как появились названия падежей имён существительных».
08.11.2022 22:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!