СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Постановка проблемного вопроса на уроках русского языка.
То, что я хочу познать, это яблоня,
что я познаю, э то ветвь яблони, то,
что я передам ученику, это яблоко, то,
что он возьмѐт от меня, это семечко.
Но из семечка может вырасти яблоня!
Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по постановке проблемных вопросов на уроках русского языка.
Задачи:
Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.
Ожидаемый результат:
1.Введение.
- Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
- Каждый из нас, идя на урок, не раз задавал себе вопрос: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?
- Я хочу рассказать о приеме постановки проблемных вопросов, которые я использую на уроках русского языка.
- Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью. Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса (участники мастер-класса формулируют цели).
- Спасибо. Я в свою очередь хочу поделиться с Вами своим опытом постановки проблемных вопросов на уроках русского языка.
1.Теоретическая часть.
Шалва Александрович Амонашвили, советский педагог и психолог, автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, писал: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос - это почерк его педагогического мастерства».
Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух типов:
1) предложения, в которых спрашивается о признаке (атрибутивном или предикативном).Такие предложения оформляются при помощи местоимений какой, который, чей и т.п. в разных падежах, а также при помощи неопределенно - количественного числительного сколько;
2) предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия, цели). Такие предложения оформляются при помощи наречий зачем, отчего, почему, когда и т.д.
Все вопросы, применяемые в обучении, Мирза Исмаилович Махмутов делит на
Проблемные вопросы, в свою очередь, М.И. Махмутов классифицирует на основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель. Он называет следующие типы вопросов:
- проверяющие направленность внимания;
- направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;
- помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях;
- помогающие отбирать факты для доказательств;
- помогающие находить и обобщать факты;
- направленные на подтверждение правила;
- направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;
- направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;
- формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.
Таким образом, проблемный вопрос представляет собой самостоятельную форму мысли и проблематизированное высказывание, предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы.
Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности. При традиционном обучении подавляющее большинство вопросов, задаваемых учителем на уроке, требует ответа по памяти. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у ребенка на него нет «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента.
При каких условиях вопрос считается проблемным?
Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. Вопрос становится проблемным при следующих условиях:
1.Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,
3.Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.
Искусство получения устной информации от ученика заключается в умении задавать вопрос так, чтобы систематически воспитывать у учащихся привычку к активизации необходимых знаний и к исследованию путем наблюдения и рассуждения, ведущего к синтезу имеющегося материала. Только в этом случае вопрос будет способом активизации познавательной деятельности ученика.
1.Практическая часть.
5 класс. Неизменяемые существительные
Конфета, эскимо, арбуз, монпасье, пирожное, ананас, шоколад.
- К какой части речи принадлежат данные слова? Докажите.
- Разделите на группы…
- Чем отличаются от других существительных эскимо и монпасье? (трудно определить род, число, падеж)
Формулировка темы, цели.
- У существительных эскимо и монпасье выделите окончание (провокация) Значит, сможем по окончанию определить род?
Слово и его формы
Рука руку моет
- Сколько слов в предложении?
6 класс. Собирательные числительные
Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так. Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики. Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?
Понятие о числительном
I. Инсценировка по Ф. Кривину "Имя числительное"(лингвистическая сказка)
Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у вас не больше одной минуты.
Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.
Тысяча: Помогите мне устроиться в предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.
Прилагательное: Чем же я могу вам помочь?
Тысяча: О, ведь вы здесь - самое большое слово, наверное, самый главный член предложения.
Прилагательное: К сожалению, я не главный член. Я всего лишь определение. Вон видите - самое короткое слово? В нём всего четыре буквы. А ведь это подлежащее - главный член предложения.
Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее!. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!
Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?
Тысяча: Числительное. У меня к вам просьба: помогите мне устроиться в предложении.
Существительное: Право не знаю, как вам помочь. Все свободные места у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.
Тысяча: Зачем вам качества! У меня есть количество - и этого достаточно.
Существительное: Количество? Что ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе, это будет для вас самое подходящее место.
- Какой частью речи является слово "тысяча"?
- Как вы это определили?
Тема урока, цель формулируются учениками.
Повелительное наклонение глагола
Почему глагол написать в одном случае пишется напишете, в другом напишите?
В процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол написать I спряжения. Значит, форма напишете будущего времени написана верно. Форма же напишите выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание. Далее следуют проблемные вопросы:
- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)
- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)
- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)
- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.
- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку шестиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)
После этого ребята самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.
7 класс. Понятие о причастии
Держу в руках мячик и показываю, задаю вопросы, в ходе диалога делаю записи на доске
КАКОЙ?
Маленький падающий
Желтый упавший
Теннисный летящий
- Ребята, к какой части речи вы отнесете данные слова?
- Как вы это определили?
Дальше идет работа по теме урока.
- Являются ли родственными (однокоренными) слова:
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
При повторении правописания глаголов проблемные вопросы могут предполагать установление связи орфограмм с определенными грамматическими категориями, например с категорией вида и переходности-непереходности.
Так, может быть поставлен следующий вопрос: «С различием в каких формах связано написание и или е в каждой из предложенных пар глаголов: запирать – запереть, обессилить – обессилеть, стирать – стереть, обескровить – обескроветь, замирать – замереть?»
Ответ: написание и или е связано с различием в формах вида (запирать – запереть) или переходностью-непереходностью глагола (обессилить – обессилеть). Так разрешается противоречие между одинаковым или близким произношением и разным написанием.
Проблемные вопросы и ситуации актуализирует имеющиеся у учащихся знания, поднимают их на новый уровень абстракции. Поэтому хорошо, если проблемными будут и контрольные, обобщающие задания и вопросы, заключающие, завершающие изучение той или иной темы. Так, заключая изучение темы «Глагол», вместо традиционно предлагаемых вопросов, отражающих содержание параграфов учебника по данной теме (типа «Что называется глаголом?», «Как изменяется глагол?» и т.п.), можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений.
Например:
1.На основании каких сходных признаков среди склоняемых имен существительных выделяются разносклоняемые, а среди глаголов – разноспрягаемые?
2.Формы какого наклонения глагола могут служить одновременно показателем различий форм совершенного и несовершенного видов? (Ответ: формы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени).
3.Чем отличается безличный глагол от личного в своих формах изменения (Нож хорошо режет и У меня в глазах режет)?
4.Какие суффиксы причастий могут одновременно служить и показателем их отнесенности к определенному грамматическому виду? (Ответ: суффиксы причастий настоящего времени).
5.Какие признаки имеет причастие, если оно характеризуется наличием суффиксов –им-, -ем-? (Страдательное, настоящего времени, несовершенного вида).
6.Какими формами глагола являются формы, оканчивающиеся на – ите, типа вылетите, вырубите и т.п.? Проиллюстрируйте свой ответ употреблением этих форм в предложении. (Ответ: данные глаголы в зависимости о контекста можно отнести и к форме повелительного и к форме изъявительного наклонения).
7.У каких глаголов показатель переходности-непереходности есть в составе самих этих глаголов, а у каких переходность-непереходность можно определить только в тексте? (Ответ: возвратные глаголы всегда непереходные).
1.Заключение.
При изучении русского языка надо пытаться сделать так, чтобы ребята не формально подходили к правилам, а осознанно. Применение проблемных вопросов в этом помогает. Практика показывает, что ученики легче применяют полученные знания в новых условиях, правильно выполняют разные закрепляющие упражнения, одновременно развиваются творческие способности. А уроки, в основе которых лежит проблемная ситуация, проходят живо и интересно. На таких уроках учитель вооружает ребят не только знаниями, но и учит их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения.
- Завершая наше общение, я хочу познакомить вас с притчей об учителе.
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом».
Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. « Учитель! Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»
« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас».
« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.
« Нет!»- сказал мудрец. « Главная задача Учителя - воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно».
Желаю Вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.
Спасибо за внимание!
© 2017, Чичуга Галина Александровна 3594