СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Постановка проблемного вопроса на уроках русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка проблемного вопроса на уроках русского языка.

То, что я хочу познать, это яблоня,

что я познаю, э то ветвь яблони, то,

что я передам ученику, это яблоко, то,

что он возьмѐт от меня, это семечко.

Но из семечка может вырасти яблоня!

Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по постановке проблемных вопросов на уроках русского языка.

Задачи:

  • Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;
  • Ознакомить участников мастер-класса с приёмами проблемных вопросов;
  • Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов постановки проблемных вопросов;
  • Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения постановки проблемных вопросов на уроках русского языка;
  • Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

Ожидаемый результат:

  • Погружение в теоретические основы приема проблемного вопроса;
  • Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных вопросов на уроках русского языка.

1.Введение.

- Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.

- Каждый из нас, идя на урок, не раз задавал себе вопрос: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей в работу?

- Я хочу рассказать о приеме постановки проблемных вопросов, которые я использую на уроках русского языка.

- Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью. Предлагаю Вам сформулировать и зафиксировать свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса (участники мастер-класса формулируют цели).

- Спасибо. Я в свою очередь хочу поделиться с Вами своим опытом постановки проблемных вопросов на уроках русского языка.

1.Теоретическая часть.

Шалва Александрович Амонашвили, советский педагог и психолог, автор научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, писал: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, - это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос - это почерк его педагогического мастерства».

Проблемные вопросы формулируются как вопросительные предложения двух типов:

1) предложения, в которых спрашивается о признаке (атрибутивном или предикативном).Такие предложения оформляются при помощи местоимений какой, который, чей и т.п. в разных падежах, а также при помощи неопределенно - количественного числительного сколько;

2) предложения, заключающие в себе вопрос о каком-нибудь неясном для говорящего обстоятельстве (времени, причины, места, образа действия, цели). Такие предложения оформляются при помощи наречий зачем, отчего, почему, когда и т.д.

Все вопросы, применяемые в обучении, Мирза Исмаилович Махмутов делит на

  • информационные (они требуют актуализации, воспроизводства или применения уже известных знаний)
  • собственно проблемные, содержащие еще не раскрытые учащимися проблемы, область неизвестного знания или способа, для приобретения которых требуется какое-то интеллектуальное усилие, определенным образом направленный мыслительный процесс

Проблемные вопросы, в свою очередь, М.И. Махмутов классифицирует на основе дидактической цели, которую ставит перед собой учитель. Он называет следующие типы вопросов:

- проверяющие направленность внимания;

- направленные на проверку прочности ранее усвоенных знаний;

- помогающие ребенку находить различие и сходство в предметах и явлениях;

- помогающие отбирать факты для доказательств;

- помогающие находить и обобщать факты;

- направленные на подтверждение правила;

- направленные на нахождение причины явления и оценку его значения;

- направленные на проявление закономерности, описание явления во всех связях и в развитии;

- формирующие убежденность, развивающие навык самовоспитания.

Таким образом, проблемный вопрос представляет собой самостоятельную форму мысли и проблематизированное высказывание, предположение или обращение, требующее ответа или объяснения. Перед учащимися необходимо ставить вопрос, который требует творческого поиска ответа, выбора верного решения, также стимулирование самостоятельности учащихся в оценивании изучаемой темы.

Проблемный вопрос побуждает ученика к многоступенчатой познавательной деятельности. При традиционном обучении подавляющее большинство вопросов, задаваемых учителем на уроке, требует ответа по памяти. Особенность проблемного вопроса состоит в том, что у ребенка на него нет «готового», выученного ответа. Такие вопросы требуют размышления, исследования, а иногда – даже эксперимента.

При каких условиях вопрос считается проблемным?

Ведь любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. Вопрос становится проблемным при следующих условиях:

1.Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;

2.Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,

3.Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

Искусство получения устной информации от ученика заключается в умении задавать вопрос так, чтобы систематически воспитывать у учащихся привычку к активизации необходимых знаний и к исследованию путем наблюдения и рассуждения, ведущего к синтезу имеющегося материала. Только в этом случае вопрос будет способом активизации познавательной деятельности ученика.

1.Практическая часть.

5 класс. Неизменяемые существительные

Конфета, эскимо, арбуз, монпасье, пирожное, ананас, шоколад.

- К какой части речи принадлежат данные слова? Докажите.

- Разделите на группы…

- Чем отличаются от других существительных эскимо и монпасье? (трудно определить род, число, падеж)

Формулировка темы, цели.

- У существительных эскимо и монпасье выделите окончание (провокация) Значит, сможем по окончанию определить род?

Слово и его формы

Рука руку моет

- Сколько слов в предложении?

6 класс. Собирательные числительные

Репортаж о спортивном соревновании заканчивается так. Особенно удачно выступили Гаас, Жук и Ким. Все трое включены в состав сборной республики. Кто эти спортсмены – мужчины или женщины?

Понятие о числительном

I. Инсценировка по Ф. Кривину "Имя числительное"(лингвистическая сказка)

Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у вас не больше одной минуты.

Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.

Тысяча: Помогите мне устроиться в предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.

Прилагательное: Чем же я могу вам помочь?

Тысяча: О, ведь вы здесь - самое большое слово, наверное, самый главный член предложения.

Прилагательное: К сожалению, я не главный член. Я всего лишь определение. Вон видите - самое короткое слово? В нём всего четыре буквы. А ведь это подлежащее - главный член предложения.

Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее!. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!

Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?

Тысяча: Числительное. У меня к вам просьба: помогите мне устроиться в предложении.

Существительное: Право не знаю, как вам помочь. Все свободные места у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.

Тысяча: Зачем вам качества! У меня есть количество - и этого достаточно.

Существительное: Количество? Что ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе, это будет для вас самое подходящее место.

- Какой частью речи является слово "тысяча"?

- Как вы это определили?

Тема урока, цель формулируются учениками.

Повелительное наклонение глагола

Почему глагол написать в одном случае пишется напишете, в другом напишите?

В процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол написать I спряжения. Значит, форма напишете будущего времени написана верно. Форма же напишите выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание. Далее следуют проблемные вопросы:

- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)

- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)

- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)

- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.

- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку шестиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)

После этого ребята самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

7 класс. Понятие о причастии

Держу в руках мячик и показываю, задаю вопросы, в ходе диалога делаю записи на доске

КАКОЙ?

Маленький падающий

Желтый упавший

Теннисный летящий

- Ребята, к какой части речи вы отнесете данные слова?

- Как вы это определили?

Дальше идет работа по теме урока.

- Являются ли родственными (однокоренными) слова:

  • Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
  • Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
  • Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
  • Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

При повторении правописания глаголов проблемные вопросы могут предполагать установление связи орфограмм с определенными грамматическими категориями, например с категорией вида и переходности-непереходности.

Так, может быть поставлен следующий вопрос: «С различием в каких формах связано написание и или е в каждой из предложенных пар глаголов: запирать – запереть, обессилить – обессилеть, стирать – стереть, обескровить – обескроветь, замирать – замереть?»

Ответ: написание и или е связано с различием в формах вида (запирать – запереть) или переходностью-непереходностью глагола (обессилить – обессилеть). Так разрешается противоречие между одинаковым или близким произношением и разным написанием.

Проблемные вопросы и ситуации актуализирует имеющиеся у учащихся знания, поднимают их на новый уровень абстракции. Поэтому хорошо, если проблемными будут и контрольные, обобщающие задания и вопросы, заключающие, завершающие изучение той или иной темы. Так, заключая изучение темы «Глагол», вместо традиционно предлагаемых вопросов, отражающих содержание параграфов учебника по данной теме (типа «Что называется глаголом?», «Как изменяется глагол?» и т.п.), можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений.

Например:

1.На основании каких сходных признаков среди склоняемых имен существительных выделяются разносклоняемые, а среди глаголов – разноспрягаемые?

2.Формы какого наклонения глагола могут служить одновременно показателем различий форм совершенного и несовершенного видов? (Ответ: формы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени).

3.Чем отличается безличный глагол от личного в своих формах изменения (Нож хорошо режет и У меня в глазах режет)?

4.Какие суффиксы причастий могут одновременно служить и показателем их отнесенности к определенному грамматическому виду? (Ответ: суффиксы причастий настоящего времени).

5.Какие признаки имеет причастие, если оно характеризуется наличием суффиксов –им-, -ем-? (Страдательное, настоящего времени, несовершенного вида).

6.Какими формами глагола являются формы, оканчивающиеся на – ите, типа вылетите, вырубите и т.п.? Проиллюстрируйте свой ответ употреблением этих форм в предложении. (Ответ: данные глаголы в зависимости о контекста можно отнести и к форме повелительного и к форме изъявительного наклонения).

7.У каких глаголов показатель переходности-непереходности есть в составе самих этих глаголов, а у каких переходность-непереходность можно определить только в тексте? (Ответ: возвратные глаголы всегда непереходные).

1.Заключение.

При изучении русского языка надо пытаться сделать так, чтобы ребята не формально подходили к правилам, а осознанно. Применение проблемных вопросов в этом помогает. Практика показывает, что ученики легче применяют полученные знания в новых условиях, правильно выполняют разные закрепляющие упражнения, одновременно развиваются творческие способности. А уроки, в основе которых лежит проблемная ситуация, проходят живо и интересно. На таких уроках учитель вооружает ребят не только знаниями, но и учит их вести наблюдения, творчески мыслить, рассуждать, делать самим выводы и обобщения.

- Завершая наше общение, я хочу познакомить вас с притчей об учителе.

Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец улыбнувшись, сказал: « Завтра вы узнаете об этом».

Следующий день ученики вместе с Учителем собрались провести у подножья горы. Ранним утром они отправились туда. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, они добрались до горы и остановились на привал. На обед у них были рис и солёные овощи, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но вся вода, которую они взяли с собой, как нарочно, закончилась. Тогда ученики стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Учитель оставался на месте. Не найдя источника, ученики вернулись обратно. Тут Учитель сказал: «Источник находится вон за тем холмом.» Ученики поспешили туда, нашли источник и,утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на полный сосуд у своих ног. « Учитель! Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?»

« Я выполнял свою задачу»,- сказал мудрец. « Сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поиском источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас».

« Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать и подавать правильный пример?»- спросили ученики.

« Нет!»- сказал мудрец. « Главная задача Учителя - воспитать в ученике человечность и доброту. Принесённая вами вода для меня подсказывает мне, что главную задачу я пока что выполняю верно».

Желаю Вам выполнить свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать своих учеников, подавать пример и воспитывать в них человечность и доброту.

Спасибо за внимание!

Категория: Русский язык
17.09.2017 18:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!