СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык для детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными направлениями работы при обучении детей русскому языку являются следующие:

  1. увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  2. формирование связной речи;
  3. развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
  4. развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного, абстрактно-логического).

Обучение русскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено рядом особенностей. Как правило, дети с ОВЗ обучаются на дому. Этот фактор, а также специфика их заболевания определяют специфические черты устной и письменной речи:

  • небогатый словарный запас,
  • трудности в различении смысловых оттенков отдельных слов и выражений,
  • преобладание в речи коротких, шаблонных фраз,
  • смешение, замена или пропуски букв (на письме) и звуков (в устной речи),
  • ошибки, связанные с нарушением морфологической структуры слова (неправильное употребление приставок, суффиксов при словообразовании и т.д.).

Главная цель при обучении русскому языку детей с ОВЗ — достижение такого уровня речевого развития, который способствовал бы наиболее полной социальной адаптации.

При обучении детей, имеющих подобные особенности устной и письменной речи, применяется звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте (особенно на начальных этапах обучения), который направлен на развитие фонематического слуха, мыслительных операций анализа и синтеза, а также речи в целом. Обучение детей грамоте осуществляется через систему аналитико-синтетических упражнений, речевых упражнений, которые формируют у обучающихся умение связно, последовательно и грамотно излагать мысли, правильно строить предложения и грамматические конструкции.

На занятиях по русскому языку с детьми с ДЦП и нарушениями речи используются следующие виды речевых упражнений:

  1. анализ готового текста;
  2. изложение;
  3. сочинение;
  4. рассказ по картине и опорному словарю;
  5. творческие формы пересказа и изложения;
  6. замена ошибочных вариантов нормативными (исправление акцентологических и орфоэпических ошибок, ошибок в словоупотреблении, построении предложений и т. д.);
  7. орфоэпические диктанты;
  8. объединение слов в смысловые группы;
  9. зрительные диктанты;
  10. сочинение по опорным словам и др.

При работе с детьми с ОВЗ применяются интерактивные схемы и таблицы, иллюстрации, разнообразные интерактивные задания, аудиозаписи, пазлы и т. д. (С образцами заданий вы можете познакомиться в разделе «Учебные материалы»).

На занятиях с детьми формируются следующие умения. Умения, формируемые в процессе обучения восприятию речи собеседника:

  1. выразительное чтение текста и понимание прочитанного;
  2. определение темы, основной мысли текста;
  3. определение стилистической принадлежности текста, функционально-смыслового типа текста;
  4. деление текста на абзацы;
  5. определение микротем, нахождение ключевых слов и выражений;
  6. составление плана, тезисов, конспекта;
  7. устный пересказ текста с соблюдением норм с русского литературного языка и др.

Умения, формируемые в процессе обучения построению связного высказывания:

  1. оценка речевой ситуации (что говорить? с какой целью? кому? где?), определение темы и основной мысли высказывания;
  2. планирование содержания высказывания;
  3. создание высказывания на определенную тему;
  4. отбор лексических и грамматических средств для построения высказывания;
  5. воспроизведение высказывания с соблюдением норм современного русского литературного языка;
  6. критика текста (умение производить анализ высказывания: достигло ли высказывание поставленной цели, верно ли были отобраны лексические и грамматические средства, верно ли было построено высказывание и т. д.).
Категория: Русский язык
31.10.2017 12:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!