СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развиваем интерес к чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как развить интерес к чтению

Многие сетуют в наше время на то, что детей не оторвать от компьютера, книг не читают и не желают, не любознательны. Важность чтения трудно переоценить и уже не требует доказательств. Как и то, что более успешным в учёбе и, как следствие, в будущей карьере (и в жизни), может быть только любознательный и читающий человек. Как же привить интерес к чтению детям?

Многие сетуют в наше время на то, что детей не оторвать от компьютера, ничего им не интересно, книг не читают и не желают, не любознательны. Важность чтения трудно переоценить и уже не требует доказательств. Как и то, что более успешным в учёбе и, как следствие, в будущей карьере (и в жизни), может быть только любознательный и читающий человек. Как же привить интерес к чтению? Как использовать любовь к компьютеруво благо?

О чтении вслух и некоторых нюансах

Мы все знаем, конечно, об основных условиях возникновения интереса к чтению у детей – в доме должны быть книги, должны быть читающими родители, т.е. подавать пример, и нужно обязательно читать побольше вслух ребёнку. Но на практике не всегда этого достаточно и не является гарантией того, что ребёнок будет любить читать. У вас могут ломиться книжные полки, но он не проявляет к книгам никакого интереса. На то, что сами вы не расстаётесь с книжкой и читаете запоем, не обращает внимание или даже это вызывает в нём желание делать наоборот, учитывая сложности разных этапов взросления. А когда вы читаете вслух для маленького слушателя, он ёрзает, пытается ускользнуть поскорее к заветным «стрелялкам» и, в конце концов, всё равно не дослушивает. Что же попробовать здесь изменить? Я бы для начала рекомендовала читателям МирСоветов подход к чтению вслух. Во-первых, постараться выбирать книги на темы, которые интересны вашему ребёнку, а не то, что казалось интересным вам в детстве, или то, что принято читать детям и считается подходящим – русские сказки, стихи признанных детских писателей, знакомые вам с раннего детства, истории, которые кажутся вам поучительными и полезными, а ребёнка не интересуют совсем и т.д.

Кроме этого, имеет значение – как читать вслух. Не стоит быть слишком настойчивым, академичным и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет слушать до конца – не нужно заставлять. Если ребёнка заинтересует то, что вы читаете, он обязательно вернётся и попросит прочитать окончание, даже если в данный момент у него нет терпения сидеть и слушать или есть дела поважнее. Не обязательно сразу читать всё подряд и в правильном порядке. Если ребёнку хочется «перепрыгнуть», посмотреть, что там дальше, или, может, вернуться к прочитанному ещё раз, рассмотреть картинки, поиграться книжкой, дайте ему это сделать! Пусть он получит от книги все удовольствия, какие ему хочется, и не останется ощущений, что книга – это когда всё скучно и правильно.

Есть ещё один момент, который может оттолкнуть ребёнка от чтения вслух, – если его каждый раз после окончания книги подробно «допрашивают» о том, что там происходило, с деталями, просят описать, задают много вопросов. Не для всех детей это просто, иногда не хочется этого делать. Чтение превращается из удовольствия в урок. Дайте им возможность «переварить» услышанное, как-то разобраться для себя, получить впечатления от чтения, совсем не обязательно это тут же оформлять в слова. Говоря о чтении вслух, нужно ещё упомянуть об аудиокнигах, которые в наше время очень популярны. Существуют аудиокниги для детей, аудиосказки (как когда-то существовали граммпластинки со сказками для детей, только репертуар, доступный сейчас, гораздо шире), которые многие дети слушают с большим интересом. Если у вас недостаточно времени для долгого чтения вслух, или, на ваш взгляд, не хватает артистизма, то это хороший способ приучить ребёнка слушать книги. Можно также завести традицию рисовать«иллюстрации» к услышанной истории. Главное – выбирать те книги, которые интересны нашему слушателю.

Как пробудить интерес к книге и чтению?

[Развитие интереса к чтению] Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, можно использовать некоторые «хитрости». Например, если ваш ребёнок интересуется исключительно мультфильмами и книги мало привлекают его, можно попробовать начать чтение с книг о любимых мультипликационных героях – Винни Пухе, или Карлсоне, можно даже с тех, которые написаны по следам мультфильмов, т.е. полноценной книгой не являются и довольно примитивны, но это всё же текст и книга, а не только подвижная картинка. Постепенно после этого можно попробовать заинтересовать и другими историями, которые уже больше похожи на книги в привычном смысле слова. Одним из известных приёмов является прекращение чтения на самом интересном и интригующем месте. Ребёнок помладше, скорее всего, не отстанет от вас, пока вы не дочитаете ему историю до конца, а для детей, которые уже знакомы с алфавитом и первыми навыками чтения, это хороший стимул взять книгу и попробовать дочитать самостоятельно. Среди способов разнообразить процесс чтения более активными занятиями стоит назвать также рисование героев истории. Кроме этого, можно лепить их из пластелина, делать аппликацию, вырезать из бумаги, можно даже сшить понравившегося героя или вышить его – что вашему ребёнку по душе.

Начинаем читать самостоятельно

Как и когда переходить к активному чтению? Т.е. когда ребёнок не только слушает, а может уже и сам что-то прочитать. Наверняка, вы научите или научили своего ребёнка буквам и складыванию их в слова раньше, чем он пойдёт в школу. Вот уже азы пройдены и хочется, чтоб ребёнок мог хоть что-то прочитать самостоятельно в обычной детской книжке. И ему, конечно, тоже хочется испробовать свои силы. Получается не всё и не сразу, и кажется, что на странице невероятное количество букв и их всех никогда не прочесть.

Одним из способов обучения самостоятельному чтению, а также вообще привлечения к самому процессу чтения могут быть комиксы. Сочетание картинок, небольшого количества букв, несложного текста, порой захватывающего сюжета – как раз то, что нужно, чтобы увлечь, чтобы появилось желание разбираться с «этими буквами» и поскорее узнать, что же там, в конце. Хотя в связи с чтением комиксов стоит заметить, что родителям необходимо держать под контролем этот процесс, дабы ребёнок не остановился на чтении исключительно комиксов и это не стало его основной «литературой». Можно также создавать комиксы самостоятельно вместе с ребёнком – придумать нехитрую историю, можно даже из жизни самого «писателя» или из жизни известных ему персонажей. Ребёнок может нарисовать иллюстрации к этой истории и с вашей помощью написать текст к ней, и оформить всё это в маленькую книжечку. Полезных эффектов от таких занятий множество: совместное с родителем времяпрепровождение и творчество, работа фантазии, первые навыки письма, чтение собственного произведения (гордость им) и, конечно, всё то же привлечение к чтению.

Используем компьютер во благо

Надежд на то, что дети не будут проводить время у компьютера, уже практически нет, – это данность, и нужно думать, как использовать эту данность во благо. Среди прочих развивающих эффектов, которые можно извлечь из пристрастия ребёнка к компьютеру, к виртуальным играм, нужно назвать также возможность научиться читать посредством компьютера. Сейчас существует множество детских развивающих сайтов, которые среди обучающих игр других направлений предлагают и различные способы научить ребёнка читать в игровой форме. Видеосети предлагают ролики с песенками об алфавите. Также есть серия мультфильмов «Обучающие программы для детей», в которой есть фильмы «Азбука для малышей» и «Учимся читать», которые можно смотреть в интернете он-лайн. Говоря о «врагах» чтения, т.е. тех объектах, которые больше всего конкурируют с книгами и заменяют их, нельзя не упомянуть о телевизоре. Нынешние дети к нему «прочно» привязаны – появилось множество мультипликационных сериалов, которые заполняют значительную часть времени в жизни ребёнка. Не так просто взять и выключить телевизор, заставляя насильно читать. Скорее всего, результатом будут испорченные отношения с ребёнком и отвращение к чтению. Можно попробовать воспользоваться компромиссным вариантом. Без мультфильмов современному ребёнку трудно обойтись и нет смысла его совсем ограждать от них. Но для читателей МирСоветов хочу отметить, что дети могут смотреть мультфильмы не обязательно по телевизору. Вы можете выбрать фильмы, которые интересны, красочны, несут смысловую нагрузку и т.д., словом, качественный продукт, против просмотра которого вы не возражаете. Их можно смотреть на диске или по компьютеру, к тому же есть сайты, демонстрирующие мультфильмы онлайн. Таким образом, можно отвести время в течение дня и для мультфильма, и для чтения, и для других нужных и полезных занятий. Кода-то росло поколение детей, для которых любая завалявшаяся дома или принесённая кем-то книга была самым ценным сокровищем – это было самое главное развлечение, других способов перенестись в иную действительность не предлагалось, только собственное воображение. Не считая, конечно же, кинофильмов, показ которых был целым событием. Потом росло поколение «телевизора» – кроме книг и уже гораздо более доступного просмотра кинофильмов, появился телевизор! Стало не таким актуальным и обязательным чтение книг – многое можно было посмотреть по телевизору, воспользоваться чужим воображением, хотя разнообразие было не так велико, как сейчас. Поэтому всё же читали – ценность книги была всё ещё очевидна. Нынешним детям предлагается такое количество альтернатив окружающей их действительности, столько способов и возможностей воспользоваться чужим воображением, не напрягая своего и не развивая его, что книгам невероятно трудно и часто уже невозможно выдержать конкуренцию со всеми новшествами. От этого их ценность не уменьшилась, просто нужно найти способ убедить в этом детей, продемонстрировать, «открыть» радость чтения, удовольствия от него и работы собственного, а не чужого воображения. Если смотреть в будущее, то ценится высоко именно умение творить, способность создавать что-то новое и мыслить креативно, пользоваться собственным воображением, а не плодами чужого. Чтение – одно из основных способов развивать эту способность.

Категория: Всем учителям
22.11.2015 20:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!