СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие воображения

Нажмите, чтобы узнать подробности

«…Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев». В.А.Сухомлинский

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Термин “способный” или “способность” значит

1) природная одарённость

2) умение, а значит возможность производить какие-нибудь действия Творчество - это высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное.

Творчество и творческая деятельность определяют человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но практический смысл.

Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников. Поэтому необходима целенаправленная работа.

Жизнь становится разнообразнее и сложнее, она чем дальше, тем больше требует подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Подвижности требует и современное производство. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую “изюминку” в любом деле, достичь высоких результатов.

Повышение интеллектуального потенциала народа напрямую зависит от количества и качества творчески развитых умов. Поэтому перед школой, учителем вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, школу вырастить не только крепким здоровым, но и – обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу.

Эффективность работы учителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к познавательной, творческой общественно-трудовой деятельности.

В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на учителя. Выявление способностей учеников и целенаправленное развитие - одна из важнейших и основных задач воспитания и развития.

Природа щедро наделила каждого ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности.

Второе условие - раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.

Третье условие - упорный труд. Способности не получают в “готовом виде”. Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. “Гений, - говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, - это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение”.

Четвертое - это интерес. Принуждение - это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше.

Одним из показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваиваться знания. Как сделать родной язык интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка? Как научить читать всех одновременно так, чтобы читающим ученикам было нескучно, а начинающим – нестыдно, как увлечь раскрытием основных языковых понятий: звуки речи и их обозначение на письме, состав слова и правописание морфем, предложение и текст, как сделать так, чтобы ребята выражали свои мысли логично, точно, выразительно, правильно и ясно, какими способами добиться красивого произношения; хорошей дикции, отчётливого выговаривания звуков, умению соблюдать правила литературного языка, научить говорить и читать выразительно, достаточно громко, уметь владеть интонациями, паузами, логическими ударениями?

Очень многие вопросы волнуют меня как начальных классов в период обучения грамоте и при дальнейшем обучении чтению, говорению, письму, пересказу, сочинительству… Работая с ребятами начальных классов, всегда задаю себе вопросы: содержательна ли речь моих учеников? Логична ли? Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка? Ясна ли и выразительна речь? Чиста ли речь, правильна ли она с точки зрения грамматики, орфографии, орфоэпии?

Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд учителя. Ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, поэтому уроки стараюсь проводить на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.

Как же этого достичь? Совсем нелегко. Тот, кто работал с учениками начальных классов, хорошо знает, как трудно приходится учителю. Ребята чрезмерно подвижны, внимание неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребёнка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли, надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да. Поэтому, стараюсь превратить обучение моих учеников из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества.

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения.» Это слова прославленного К.Д.Ушинского. я полностью согласна с педагогом. Когда я раньше набирала первоклассников, я была уверена, что готова к встрече с ними. Но ошибалась, работала много, уставала, однако не получала морального удовлетворения.

Бывали педагогические тупики, когда в голове мелькала мысль: «Откажусь, брошу, уйду». Я учила первоклассников, а они преподносили мне свои уроки, требуя к себе иных подходов, иного отношения.

Постепенно научилась не бояться быть доброй, нежной, ласковой, отказалась от употребления постоянных частичек «не»; не бегай, не прыгай, не вертись, не разговаривай! Стала задавать себе вопрос: а не слишком ли я строга и авторитарна? Держу дисциплину любой ценой, не анализирую причину кажущегося непослушания детей, повышаю голос, дети замыкаются, боятся и не работают так, как хочется учителю. Размышляя, анализируя своё поведение, я поняла, что можно попытаться как можно веселее, не повышая голоса, перехитрить этих упрямцев с помощью ласки, уместной шутки, сказки, не пресекать, а заинтересовать ребятишек, увлечь учебным процессом.

Учились мои дети, учились и я: понимать и прощать, сочувствовать их маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать и винить во всех промахах себя: не успела, не смогла, не научила. Поняла, что надо сдвоить уроки с учётом психологических и физиологических особенностей первоклассников. У ребят повышенная утомляемость, поэтому, я стала менять виды деятельности, стала разнообразить задания. У учащихся начальной школы – неустойчивое внимание, поэтому смело стала вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда помнят лучше то, что интересно. Стала собирать интересный игровой материал, наблюдала, как воспринимают его учащиеся. Дети начали меняться на глазах: стали спокойнее, дисциплинированнее, старательнее.

Изменения стиля с детьми, твёрдая ориентация на игру как способ обучения и форму организации деятельности первоклассников помогли сделать мой труд радостным. Нельзя забывать, что важное место в жизни младшего школьника занимают игры, опирающие на воображение. Воображение - это источник творчества.

Много применяю игровых приемов при обучении чтению., Игра на уроке – прежде всего обучающая, она должна приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить, развивать воображение, учить выдержке, настойчивости, воспитывать чувство коллективизма. Очень часто вместе с детьми создаём диафильмы по прочитанному произведению. Каждый рисует кадр диафильма, составляет текст. Дети с интересом рассматривают работы, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своей работой.

Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться. Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить на своём языке. Развитию речи учащихся на своих уроках уделяю большую часть времени. Важную роль в процессе развития речи играет такой вид работы, как творческие изложения, они-то и показывают высокий уровень сформированности коммуникативно-речевых умений у младших школьников. Детям нравится этот вид работы, так как они могут вступить с автором в диалог, что повышает заинтересованность школьников в выполнении этого вида заданий. С первого класса учу своих ребятишек писать изложение, сочинение, сказки и стихи. В результате дети учатся излагать свои мысли в соответствии с нормами русского литературного языка, обогащают свой словарный запас, всё это содействует развитию логического мышления, расширению кругозора. В результате повышается уровень самостоятельности учащихся, активизируется их творческий потенциал. Провожу наблюдения над словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении. Обобщаю на уроках развития речи элементы лингвистических знаний. У детей развивается внимание к устной и письменной речи, формируется умение организовать свою познавательную деятельность.

13.06.2015 18:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!