СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Моя тема по самообразованию: «Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»
По ней работаю 2 год.
Актуальность темы: соотношение интеллектуального и языкового компонентов в структуре нарушений речевого развития остаётся сложной и недостаточно изученной проблемой. Она непосредственно соприкасается с вопросами соотношения когнитивных и речевых процессов в речевом онтогенезе, влияние интеллекта на формирование языковой способности и языковой компетентности. Младшие школьники, обучающиеся в нашей школе, испытывают определённые трудности в овладении устной и письменной речью. Предпосылками формирования устной и письменной речи является поэтапное обогащение словарного запаса учащихся и формирование умения конструировать речевые высказывания. Согласно мнению многих авторов (Валлон А., Выготский Л.С., Пиаже Ж. и др.), возникновение речи основывается на определённом когнитивном базисе. А затем, появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребёнка и перестраивает все психические процессы.
Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, нои данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах детства, а так же возможность овладения ими разными функциями и формами речи.
Обучение детей с нарушением интеллекта затрудненно развитием их мыслительной и эмоционально-волевой сферой, поэтому они обучаются именно в нашей школе. Проблемами обучения таких детей занимались: Аксёнова, Ахутина, Воронкова, Выготский, Гнездилов, Жинкин, Зимняя, Катаева и другие.
Леонтьев, один из исследователей речевой деятельности в книге «Язык, речь, речевая деятельность» писал, что «Речевые навыки – это складывание речевых механизмов, а речевые умения – это использование данных механизмов для различных целей».
«Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носит творческий, продуктивный характер».
Цель: выявить оптимальные условия и практически показать развитие устной речи у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.
Для себя поставила задачу:изучить особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Занимаясь изучением этой темы, я подчеркнула для себя следующее:
Речь – это проявление интеллектуального развития человека, его мышления и других психологических процессов. У детей с ограниченными возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются специальные условия, программы, упражнения, которые будут способствовать её развитию.
Исследования речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе психолингвистических подходов показывает, что интеллект оказывает влияние на речевое развитие детей в различных аспектах:
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья проходит на всех уроках. Вот некоторые виды работ, которые помогают формировать навыки речи на уроках письма и чтения:
Так же я провожу уроки развития речи, на которых осуществляется формирование речи с изучениями предметов и явлений реального мира. Содержание таких уроков определяет выбор методов, приёмов и средств обучения. Основными являются наглядные и практические методы (дети рассматривают, наблюдают, ощупывают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, рисуют и т.п.).
Уроки по развитию речи разнообразны, с часто меняющимися видами деятельности, особенно эффективна в моей практике игровая. Многократные упражнения на уроках по развитию речи дают положительный результат.
Мояработа, направленная на развитие речи, способствует совершенствованию речевой практики учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Она готовит детей к высказыванию развёрнутых сообщений на других уроках, а главное – поможет им полнее реализовать себя при выходе из школы.
© 2015, Карзунина Ольга Сергеевна 2681