СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя тема по самообразованию: «Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

По ней работаю 2 год.

 

Актуальность темы: соотношение интеллектуального и языкового компонентов в структуре нарушений речевого развития остаётся сложной и недостаточно изученной проблемой. Она непосредственно соприкасается с вопросами соотношения когнитивных и речевых процессов в речевом онтогенезе, влияние интеллекта на формирование языковой способности и языковой компетентности. Младшие школьники, обучающиеся в нашей школе, испытывают определённые трудности в овладении устной и письменной речью. Предпосылками формирования устной и письменной речи является поэтапное обогащение словарного запаса учащихся и формирование умения конструировать речевые высказывания. Согласно мнению многих авторов (Валлон А., Выготский Л.С., Пиаже Ж. и др.), возникновение речи основывается на определённом когнитивном базисе. А затем, появившись, речь оказывает огромное влияние на мышление ребёнка и перестраивает все психические процессы.

 

Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, нои данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах детства, а так же возможность овладения ими разными функциями и формами речи.

 

Обучение детей с нарушением интеллекта затрудненно развитием их мыслительной и эмоционально-волевой сферой, поэтому они обучаются именно в нашей школе. Проблемами обучения таких детей занимались: Аксёнова, Ахутина, Воронкова, Выготский, Гнездилов, Жинкин, Зимняя, Катаева и другие.

 

Леонтьев, один из исследователей речевой деятельности в книге «Язык, речь, речевая деятельность» писал, что «Речевые навыки – это складывание речевых механизмов, а речевые умения – это использование данных механизмов для различных целей».

«Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носит творческий, продуктивный характер».

 

Цель: выявить оптимальные условия и практически показать развитие устной речи у учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.

 

Для себя поставила задачу:изучить особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Занимаясь изучением этой темы, я подчеркнула для себя следующее:

 

Речь – это проявление интеллектуального развития человека, его мышления и других психологических процессов. У детей с ограниченными возможностями здоровья речь развита недостаточно и требуются специальные условия, программы, упражнения, которые будут способствовать её развитию.

 

Исследования речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе психолингвистических подходов показывает,  что интеллект оказывает влияние на речевое развитие детей в различных аспектах:

 

  • прежде всего, на организацию смысловых операций продуцирования речевых высказываний. Речевые высказывания детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются нарушением логики изложения, отсутствием или искажением сложных смысловых отношений, наличием большого количества смысловых пробелов.

 

  • на уровень языковой семантики. Это проявляется в существенных трудностях овладения лексическими, грамматическими значениями. Школьники с ограниченными возможностями здоровья с трудом дифференцируют аффиксы, сходные по семантике, грамматические значения рода, падежа, времени, лица и т.д.

 

 

  • на возможности усвоения формально-языковых средств. Чем сложнее языковое оформление того или иного значения, тем труднее оно усваивается ребёнком с ограниченными возможностями здоровья. Так, большую трудность представляют предложно-падежные конструкции.

 

  • на качество, точность, объём и скорость обработки речевой информации. Человеческая речь воспринимается и воспроизводится в сжатые временные сроки. Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не обладает стратегией быстрого декодирования и дешифровки речевого сообщения, что нарушает развитие импрессивной речи ребёнка и отрицательно влияет на формирование его экспрессивной речи.

 

Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья проходит на всех уроках. Вот некоторые виды работ, которые помогают формировать навыки речи на уроках письма и чтения:

  • Ответы на вопросы по прочитанному тексту.
  • Распространение короткого рассказа.
  • Работа с деформированным текстом.
  • Коллективная работа над составлением плана.

 

Так же я провожу уроки развития речи, на которых осуществляется формирование речи с изучениями предметов и явлений реального мира. Содержание таких уроков определяет выбор методов, приёмов и средств обучения. Основными являются наглядные и практические методы (дети рассматривают, наблюдают, ощупывают, пробуют на вкус, нюхают, лепят, вырезают, рисуют и т.п.).

 

     Уроки по развитию речи разнообразны, с часто меняющимися видами деятельности, особенно эффективна в моей практике игровая. Многократные упражнения на уроках по развитию речи дают положительный результат.

 

Мояработа, направленная на развитие речи, способствует совершенствованию речевой практики учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Она готовит детей к высказыванию развёрнутых сообщений на других уроках, а главное – поможет им полнее реализовать себя при выходе из школы.

 

18.01.2015 07:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!