СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала школьника на уроках технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческого потенциала школьника на уроках технологии

(методический семинар)

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Развитие творческого потенциала является одной из основных линий развития такой личности. Его развитие идет в процессе обучения и индивидуальной жизни. Уроки технологии позволяют развивать творческий потенциал особенно эффективно.

Творческая деятельность рассматривается как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. “Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста”, - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).

Что же можно предпринять для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала? Над этим вопросом я работаю всю свою школьную жизнь.

Прежде всего скажу о принципах, которыми я руководствуюсь:

  • идти в объяснении материала от простого к сложному;
  • следить за последовательностью своих действий, а также действий обучающихся;
  • использовать наглядность;
  • всегда доводить изготовление учебного продукта до логического конца;
  • полученный результат осмыслить и применить в реальной практической деятельности

В конце концов я пришла к выводу, что повысить творческий потенциал обучающихся на уроках технологии мне помогают активные методы обучения.

В первую очередь это разнообразные игры.

Виды обучающих игр, применяемые мной на уроках технологии:

  • Организационно-деятельностные игры, предусматривающие организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий). В свое время я разработала и проводила игры интеллектуальные по типу телевизионных передач «Своя игра», «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником», «Поле чудес» и т.д.
  • Ролевые игры, характеризующиеся наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:
  1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.
  2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец, повар и посетитель ресторана и т.д.);
  3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;
  4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;
  5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.
  • Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).
  • В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания.

Для меня важно при проведении игры:

  • побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации;
  • увидеть согласование действий участников игры, потому что в отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом.
  • акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

Особое внимание хотелось бы уделить развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность.

Проектный метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию новых процессов. Данный метод созвучен с принципами современной прогрессивной школы - стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, а интерпретировать и применять её.

Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, умению задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставлю проблему, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учеников и с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.

В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.

Для повышения мотивации к выполнению проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:

• благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;

• творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;

• постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;

Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого продукта. Для этого использую приемы:

• прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;

• использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;

• рекомендации лучших работ на конкурс;

Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими возможностями и интересами. За время работы в гимназии и в школе считаю самыми удачными проекты «Песочное печенье апельсиновое», «Салфетка с цветочками», «О вкусах не спорят», «Платье для Золушки», «Вышивка крестом «Всадница» и др.

Проектная деятельность организую в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…

Формы продуктов проектной деятельности:

  • мультимедийный продукт и др.
  • альбом
  • плакаты
  • фоторепортаж
  • видео материал
  • изделие
  • брошюра с видами тканей и переплетений
  • экскурсия по модным течениям, по народным ремеслам
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Реклама

Считаю, что проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:

самостоятельно конструировать свои знания;

ориентироваться в информационном пространстве;

планировать свою деятельность;

приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

способствует практической реализации деятельности ребёнка;

развивает его индивидуальные интересы.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученик может раскрыть свое творческое начало, попробовать себя в роли исследователя. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Умение представить работу,защитить её покажет ребенка с самой неожиданной стороны, ещё больше раскроет его различные творческие возможности.

Завершающим этапом после создания проекта является оценка и самооценка, рефлексия. Это ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Ребята отвечают на такие вопросы взрослых и одноклассников:

  • что дал тебе проект для жизни;
  • что у тебя лучше всего получилось;
  • какие изменения произошли в знаниях по предметам;
  • с какими источниками научился самостоятельно работать;
  • научился ли работать в группе;
  • стал ли увереннее в общении со сверстниками.

К активным методам я отношу и занятия внеурочной деятельностью.

Мною реализовывается программа дополнительного образования «Сотвори сама» в рамках ФГОС для 5 класса (эстетической направленности).

Форма внеурочной деятельности привлекательна и для детей, и для педагогов.

Эти занятия вызывают интерес учащихся к предмету, они также способствуют развитию кругозора и творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Каждый ребенок может выбрать себе занятие по душе, он более раскрепощен, свободен. В совместной деятельности рождаются открытия, участники лучше узнают друг дуга.

Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребенка развиваются его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление.

Работая над развитием творческих способностей детей, я заметила, как у них появляется устойчивый интерес к технологическому творчеству, повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. У детей раскрываются способности, о наличии которых я даже и не подозревала, они успешно начинают управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся становится нормой мотив: «Если я могу это, значит, я смогу сделать и что –то другое».

И ещё: с усилением стремления к творческой активности постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Используемая литература:

1.Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Л.Н. Морозова и др. – 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2008.

2.Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ авт.-сост. Н.А. Пономарёва. – Волгоград: Учитель, 2008.

26.01.2016 16:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!