СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дистанционное образование как форма и средство развития творческого потенциала школьников в области ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию.

Компьютеризация- это путь к ДРУГОМУ образованию».

 

«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь».

(китайская мудрость)

В системе школьного образования существуют разнообразные формы организации творческой деятельности учащихся. Среди них распространены творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады и др. Как правило, все эти формы позволяют раскрывать творческий потенциал учащихся, однако наибольшее внимание в них уделяется нахождению правильного, заранее известного ответа на поставленную задачу или проблему.

Возникает вопрос: как можно обеспечить качественное образование  и самообразование одаренным школьникам при массовом традиционном обучении? Очевидно, одно из решений этой задачи возможно путем обучения или самообразования при наличии дистанционной поддержки.

Существенным отличием дистанционного обучения является то, что оно способно интегрировать в себя любые образовательные стратегии – как те, которые относятся к классической образовательной парадигме, так и те, которые могут составить основу инновационной образовательной парадигмы.

Построение творческой деятельности учащихся в дистанционном обучении может быть выражено несколькими моделями:

Ø деятельностно-познавательная модель (виды деятельности и умения, которые осваивают учащиеся);

Ø коммуникативная модель (взаимодействие участников обучения);

Ø управленческая модель (организационные умения учащихся);

Ø информационно-содержательная модель (содержание курсов, программ);

Ø техническая модель дистанционного обучения;

Ø целевые и мотивационные модели;

Ø психологическая модель индивидуального дистанционного обучения;

Ø предметно-содержательная модель продуктивной деятельности дистанционного ученика.

Данные модели объединяются в систему организации творческой деятельности учащихся в дистанционном режиме обучения.

Важнейшее достоинство дистанционного обучения, на мой взгляд, заключается, прежде всего, в том, что при его организации появляется реальная возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного (и не только!) ребенка и его образовательные потребности.

Какие же дополнительные возможности приобретает очный ученик, участвуя в системе различных форм дистанционного обучения - творческих олимпиадах, проектах, курсах, телеконференциях?

Ø Во-первых, он учится выходить за рамки содержания и форм представления учебного материала, имеющихся в его очной школе;

Ø во-вторых, получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;

Ø в-третьих, учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;

Ø в-четвертых, имеет возможность сравнивать свой творческий продукт с работами других удаленных учащихся, может найти адекватную для себя творческую среду, образовательное пространство, в которой его возможности реализуются в большей степени, чем в локальных условиях очной школы;

Ø в-пятых, учащийся получает возможность иметь несколько учебных планов, курсов, методик, дистанционных преподавателей, помогающих выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию.

Каждая категория обучающихся в системе дистанционного образования требует особого подхода. Методика использования информационных технологий зависит от образовательных задач данной категории обучающихся. Основным преимуществом обучения с использованием дистанционных технологий является возможность создания индивидуальной образовательной траектории, максимальная индивидуализация учебного процесса.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДО В СОШ №3 г. Павлово

С 2008-2011уч года СОШ №3 г. Павлово приняла участие  в работе экспериментальной программе НИРО «Применение дистанционных технологий обучения с целью формирования и развития системы педагогической деятельности с одаренными детьми». Была разработана  и сертифицирована программа «Творческая лаборатория. Учимся проектируя». Продолжительность курса 34часа (13  занятий по 2-4 часа + самостоятельная работа). В основу курса положена также сертифицированная программа курса дополнительного образования с таким же названием.

Дистанционный курс построен базируясь на проектной методике. В курс включены очные и заочные часы. Слушатели курса получат опыт создания и размещения в интернете своих творческих работ и учебных проектов. Подробно с описанием курса и программой можно познакомиться на сайте школы (http://school3-pav-nnov.edusite.ru/ )

I этап работы – это мотивированный отбор учащихся. Я не думаю, что в каждой школе найдется много одаренных детей, но способных, потенциально талантливых найдется немало. Значит, их надо найти, смотивировать, дать возможность раскрыться.

Как это делаю я?

В течении учебного года присматриваюсь к детям на уроках, в перемены, в различных нестандартных ситуациях. Визуально фиксирую детей. Затем обращаюсь к психологу школы или к материалам психологического обследования, которые есть в арсенале классных руководителей.

Для оценки динамики развития познавательных процессов и способностей учащихся возрастной группы 14-16 лет предусмотрено много методик. Все они есть в арсенале школьного психолога. Обычно в начале учебного года учащиеся тестируются для классного руководителя. Достаточно познакомиться с результатами тестирования и отобрать группу детей по принципу: человек-знак, человек-машина, человек-творчество.

Второй  этап – это анкетирование отобранных психологом детей и их родителей.  (приложении 1)

Третий этап – составление характеристики одаренного (способного) ребенка для выявления мотивационной, творческой и лидерской составляющей его личности.(приложение 2)

По результатам входной диагностики никакой дополнительной обработки не нужно. Результаты, как говорится, «налицо». Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям и при традиционной форме обучения.

Система обучения в каждом модуле организована по принципу:

При работе использую такие формы дистанционного обучения как

  • использование электронных библиотек;
  • практикум для выявления уровня усвоенности учебного материала;
  • средства сотрудничества обучаемого с преподавателем и другими обучаемыми (электронная почта, Skape);
  • творческие задания (по тематике проектов);
  • базы данных работ по данной тематике других учащихся, в том числе и из интернета);
  • анкеты и вопросники для оценки и самооценки;

Конечно, говорить, что все срослось, что все получилось, по меньшей мере легкомысленно. Больше вопросов, чем ответов. Но…

По завершению трехлетнего эксперимента можно говорить о некоторых достижения учащихся СОШ №3 – участников дистанционного обучения.

 В рамках модуля «Путешествуя по родному городу» учащиеся выполняли работы в разных технологических средах. Это и графический редактор Photoshop, и среда презентаций PowerPoint, и  анимационная среда Flash. Для обучения школьников были использованы не только материалы учителя (текстовые, презентации и видеоматериалы), но и DVD-самоучители, on-line уроки Интернета, рекомендованные преподавателем.

Как результат, работы Горшуновой Елизаветы заняли первые места на районном этапе областного конкурса «Окно в мир» (коллаж «Павлово – город мастеров», презентация «Мой город в истории Нижегородской области»)

Было сложно: эксперимент только начинался; знаний о технологиях ДО было мало; грамотно организовать систему ДО не знала как, но верилось и очень хотелось самой освоить эти технологии.

Опыт обучения себя по системе ДО имелся (курс Н И Городецкой (среда КОМПАС), А. Г. Баханского (среда Flash), Е. П. Круподеровой (Intel – Обучение для будущего)

К окончанию эксперимента в рамках этого же модуля, используя дистанционные формы обучения 11-классниками были реализованы два творческих проекта: интерактивная карта передвижения автобусного парка города, выполненная в среде Flash  (автор К.Соков) и рекламный сайт «Виртуальная экскурсия по родному городу» (авторы К. Соков и Т. Медведева), 2011г. Данная проектная работа была представлена на РНПК и Областном  конкурсе «Я исследователь», где заняла 1-е и 2-е соответственно места. Интерактивная карта была представлена на Приволжском окружном инновационном форуме Молодежи и студентов, где вошла в тридцатку победителей заочного тура, юноша был приглашен на очный тур в г. Ульяновск (по экономическим причинам не выезжал)

Интересен, на мой взгляд и опыт школьников по созданию электронных пособий для учителя по предметам. Так в 2010г. в рамках районного конкурса «Ученик Учителю» учащиеся 10класса разработали электронный ресурс к урокам химии по теме «Алкены». Дети получали консультации как учителя информатики (по ИКТ-технологиям), так и учителя химии (содержательная часть). Жюри признало их работу лучший в номинации Химия-Биология. А учитель использовал эти материалы при дистанционном обучении их одноклассника на домашнем обучении по болезни.

Хочется остановиться на этой проблеме. Задумываясь о применении дистанционных технологий в школе, прихожу к пониманию необходимости использовать их скорее для детей с проблемами здоровья или других экстренных ситуаций (временное длительное отсутствие на занятиях, карантины и др). попытки применить элементы ДО были у учителей английского языка,  химии, математики и информатики. Анализируя деятельность школы в рамках эксперимента, было принято решение организовать творческую группу по созданию электронных пособий и внедрению системы ДО в индивидуальное обучение школьников на дому.

Хорошей мотивацией для развития творческого потенциала школьников являются дистанционные конкурсы разного уровня. Подготовить детей к участию к ним в традиционном режиме школы считаю нереально (это проблема единого свободного времени детей и преподавателя, разность используемых технологий для выполнения конкурсных работ и др). На помощь приходят дистанционные консультации (чаще всего Skype), on-line самоучители, интернет-видеоуроки, и как результат участие не только систематически занимавшихся школьников в системе ДО, но и их одноклассников в конкурсах:

Отдельно хочется сказать о дистанционном образовательном проекте.

Дистанционный образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретного результата в заданном промежутке времени. Разработка данной формы требует определения актуальной идеи или темы, названия проекта как предмет ученического исследования или другой деятельности, определения учебных целей и задач, установления сроков и этапов реализации проекта; категорий участников; описания ключевых элементов проекта (цели и план проведения семинара с участниками проекта, структура и форма диагностики, содержание анкет, структура общего сбора, сроки и задачи локального проекта внутри всего проекта); ожидаемых трудностей и проблем, способов их решения; перечень основных продуктов, ожидаемых в результате реализации проекта; критериев оценки результатов проекта. Думаю, что благодаря подобной технике обучения и организации творческого проекта учащиеся достигают высокой степени в реализации и развитии своих творческих способностей.

В 2011году был реализован учебный проект «Интернет – добро или зло?» (учебная тема: Компьютерные телекоммуникации) Участники проекта: 11класс профильная группа. Дети знакомились с сервисами Web 2.0, средой Wiki: регистрировались, вывешивали свои работы, обсуждали поставленную перед ними проблему, анализировали и оценивали работы друзей и свои, дискутировали, обменивались мнениями. Материалы проекта и работы детей в проекте можно посмотреть на Letopisi.ru.

Заключение.

Дистанционный курс творческой ориентации - это целостная структурированная программа дистанционного обучения по конкретному разделу знаний или виду деятельности, определяющая цели, объемы, последовательность и виды деятельности учащихся, которая направлена на самореализацию дистантных учащихся, на выработку индивидуальных траекторий их обучения в каждой из образовательных областей, на формирование у них особого информационно-деятельностного мировоззрения, при которой расширяется круг педагогов и специалистов, доступные массивы информации, количество и качество коммуникаций. Дистанционные курсы и проекты креативного типа позволяют решить проблему дифференцированного подхода к разноуровневому и разновозрастному составу участников, поскольку они ориентированы на создание учащимися своих собственных образовательных продуктов. Структура курса или проекта, система творческих заданий основываются на развитии у учащихся универсальных умений учиться дистанционно, образовательные же цели каждый из учащихся достигает сообразно своим способностям, потребностям и умениям. Неоднородный состав участников дистанционного курса создает интенсивную образовательную среду, обеспечивает эффект новизны, который благоприятно влияет на эффективность учебного процесса.

Взаимодействие указанных выше основных форм дистанционной деятельности креативного характера, а также введение новых форм обучения типа дистанционных семинаров, родительских собраний, лабораторных работ, круглых столов, педсоветов, практикумов, экскурсий опирается на педагогическую концепцию креативного образования.

Применение дистанционных форм творческой деятельности достаточно обширно - от изучения отдельных учебных дисциплин до организации системы дистанционного обучения на базе образовательного учреждения. Выстраивание системы дистанционных форм творческой деятельности с опорой на индивидуальные особенности учащихся, их целевые установки позволяет оптимально решать задачу их позитивной самореализации в современном мире.

Актуальной проблемой развития информационно-педагогических технологий является создание условий для организации творческой деятельности учащихся. На сегодняшний день в дистанционном обучении преобладают учебные задания, ведущие учащегося к поиску готовых решений и ответов. Вместе с тем, компьютерные технологии открывают возможности для реализации творческого образовательного потенциала школьников, развития умений изобретать способы решения проблем, возникающих в процессе работы в сети Интернет.

Сегодня дистанционное образование необходимо как дополнение к очному школьному образованию, при этом они не исключают друг друга, а тесно взаимодействуют. Школа должна стать местом обмена интересной информацией, местом живого общения, дистанционное же обучение должно способствовать развитию ребенка и желанию приобретать знания. Одна из главных задач дистанционного обучения - НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ, ощутить радость познания и творчества!

 

Категория: Внеурочка
10.01.2015 01:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!