СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личности ребенка в процессе обучения изобразительной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства в школе - это своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль». И каждый раз он новый. Урок – это действие, его можно во многом сравнить с театральным искусством.

Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками.

Урок изобразительного искусства - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация - душа всего. С одной стороны может показаться, что полностью предугадать развитие спектакля-урока учитель не может, так как героями урока являются ученики и они не знают замысла постановки, к тому же в каждом классе разные «действующие лица». Но учитель должен быть готов к любому изменению в «сценарии», на то он и режиссер этой постановки.

Параллель между уроком изобразительного искусства и театральным искусством носит, приблизительный характер, но она определяет ряд моментов в организации учебного процесса: творческую атмосферу и неоспоримую важность проблемности в деятельности каждого учащегося (и при восприятии, и при созидании).

В процессе восприятия произведений искусства, постановочного материала, видеоряда по теме урока у каждого ребенка рождается свой замысел, который предстоит, затем воплотить в рисунке.

Драматургическое решение урока должено ре­шать задачи нравственно-эстетического воспитания и духовного развития. Нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства.

Урок изобразительного искусства предполагает духовное общение через сотрудничество, сотворчество учителя и ученика. Такие уроки строятся по законам искусства: восприятие, созерцание, общение, диалог, художественное творчество. Учитель должен задействовать весь арсенал средств обучения и воспитания, чтобы «разбудить», увлечь, «зажечь» ребёнка, нацелить его на творчество. Т.е. обеспечить условия, при которых каждый ученик сможет пережить все этапы, свойственные творческому процессу, выразить в рисунке свое отношение к изображаемому средствами искусства.

Урок изобразительного искусства выстраивается по принципу художественно-педагогической драматургии и состоит из следующих структурных элементов:

Технологические этапы художественной драматургии

  1. Пролог – предполагает настроить учащихся на предстоящее содержание урока, ввести их в определенное эмоциональное состояние. Здесь следует отметить, что здесь самое главное для учителя не упустить возможность и тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволит затем удачно организовать изучение нового материала.
  2. Завязка – воспламеняет искру, дает импульс к действию, определяет ход, темп урока, активность всех действующих героев (учителя и учащихся). В завязке урока ставятся его основные задачи, определяется материал, с которым предстоит работать и способы взаимодействий всех субъектов, осуществляется организация готовности учащихся к предстоящей деятельности или непосредственному включению в деятельность. Так, например, яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Применение же на уроке интерактивных средств обучения стимулирует влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Без наглядных средств обучения урок изобразительного искусства просто не мыслим.
  3. Развитие действия – происходят определенные события, которые заставляют совершать учителя и учащихся конкретные действия. Развитие действия, прежде всего, характеризуется неустойчивостью. Т.к. именно в ходе развития действия возможны отклонения, сомнения, противопоставления. Существует множество приемов развития действия: повторение основной мысли, контрастное сопоставление, сравнение, варьирование.
  4. Кульминация – результат развития, высшая точка переживания. А переживания, как известно, всегда связаны с эмоциями. Эстетическая сущность переживания возникает в результате интуитивного осознания учащимися сложных структурных отношений в их гармоничной целостности. В результате эстетическое содержание художественного переживания дает качественное изменение субъекта деятельности. А это скажется как на широте его интересов, богатстве запросов и влечений, так и на общем интеллектуальном кругозоре.
  5. Развязка – действие построено на обобщении, умозаключении, утверждении основной мысли. В развязке акцентируются основные моменты содержания, закрепляются новые способы действия, осуществляется контроль. Развязка на уроке завершает работу с предметным содержанием. Если урок был связан с раскрытием темы, то развязка означает момент завершения раскрытия темы в рисунке. Самым важным здесь является создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Чтобы этого добиться при выполнении задания детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки учителя, который взглянул на рисунок, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях и показе, а некоторым требуется и совместная работа со взрослым. В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
  6. Эпилог – происходит после того, как все события уже свершились, т.е. рисунки на заданную тему выполнены. Действия эпилога могут быть связаны с оцениванием работ, анализом работ учащихся (проводит учитель), анализом самоощущений и т.п. Эпилог может так же завершить какую-либо иную мысль, прерванную развязкой основной темы.
  7. Последействие – осуществляется за рамками урока. Что уносят ученики с урока, большая загадка. Секрет последействия заключается в том, что настоящий урок никогда не заканчивается со звонком, а лишь начинает свои процессы внутри сознания каждого его участника и ученика и учителя. Запущенный механизм мышления продолжает осознавать открытия урока, сортирует важное и неважное, дает сигнал на работу памяти и забывания. Главное последействие урока испытывает сам учитель. Часами, днями приходится анализировать все удачи и неудачи урока. Трудно представить более острые по силе переживания и более строгий суд, чем самоанализ своих публичных действий.

Театральные приёмы на уроках рисования дают результаты только в том случае, если учитель-режиссер имеет чувство меры. Если же учитель начинает «переигрывать» или играет для себя, то урок из красивого спектакля превращается в «театр одного актёра». При режиссуре урока очень важно, чтобы учитель помнил и учитывал, что как в театре главный судья — зритель, так в учебном процессе главными являются ученики. Ребёнку должно быть комфортно, интересно, трудно и радостно на каждом занятии.

На уроке изобразительного искусства необходима особая эмоциональная атмосфера увлеченности и творчества. Она достигается с помощью живого слова учителя, музыки, наглядно-зрительных образов, поэтического текста и игровых моментов.

Сохранять и поддерживать деловую направленность обучения педагогу помогают три «премудрости» театральной режиссуры: смена темпоритма, смена лидерства, смена мизансцен.

Учитель должен радоваться каждой маленькой детской победе на уроке: сосредоточенной и увлеченной работе, радостному озарению в глазах и даже задумчивому выражению лица.

Учитель-режиссер, приобщая своих учеников к миру искусства в рамках школьного урока, в един­стве восприятия и осмысленной творческой деятельности, помогает сделать своим ученикам первые шаги в мире искусства. А ведь первые шаги — самые ответственные, самые трудные.

По режиссерской теории взаимодействия, разработанной П.М.Ершовым, кто наступает и держит инициативу в своих руках, тот добывает информацию, а тот, кто обороняется – выдает. Понимание этой закономерности позволяет учителю получать новые для себя практические выводы. Добывать информацию в общении с учениками свойственно тем учителям, которые инициативны и наступают. Учитель, добывая информацию в деловом общении, ощущает и готовность щедро делиться ею. Таким образом, он и поднимает своих учеников еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры. А ведь все на­чинается с простого — с отношения ребенка к капле россы, цветку, животному. Постепенно проявляются отношения более высокого порядка — к родной природе, Родине. И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и граж­данскую позицию человека.

Задача учителя своей режиссерской работой научить ребенка сопереживать, формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитывать и развивать художественный вкус, интеллектуальную, эмоциональную сферы и творческий потенциал. Сохранить и развить в маленьком человеке подаренное ему природой в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

В заключение хочется процитировать слова известного художника-графика В.А.Фаворского: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».

Литература

  1. Букатов В. М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Пособие по социо-игровым технологиям обучения. Петрозаводск, 2009.
  2. Heменский Б. М. Познание искусством. М: Издательство УРАО, 2000.
  3. Heменский Б. М. Приглашение к диалогу. М.: Издательство МИОО, 2003.
  4. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству. Ижевск, 2010.
Категория: ИЗО
05.03.2017 18:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!