СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок изобразительного искусства в школе - это своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль». И каждый раз он новый. Урок – это действие, его можно во многом сравнить с театральным искусством.
Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками.
Урок изобразительного искусства - всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Но это особый театр, где импровизация - душа всего. С одной стороны может показаться, что полностью предугадать развитие спектакля-урока учитель не может, так как героями урока являются ученики и они не знают замысла постановки, к тому же в каждом классе разные «действующие лица». Но учитель должен быть готов к любому изменению в «сценарии», на то он и режиссер этой постановки.
Параллель между уроком изобразительного искусства и театральным искусством носит, приблизительный характер, но она определяет ряд моментов в организации учебного процесса: творческую атмосферу и неоспоримую важность проблемности в деятельности каждого учащегося (и при восприятии, и при созидании).
В процессе восприятия произведений искусства, постановочного материала, видеоряда по теме урока у каждого ребенка рождается свой замысел, который предстоит, затем воплотить в рисунке.
Драматургическое решение урока должено решать задачи нравственно-эстетического воспитания и духовного развития. Нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства.
Урок изобразительного искусства предполагает духовное общение через сотрудничество, сотворчество учителя и ученика. Такие уроки строятся по законам искусства: восприятие, созерцание, общение, диалог, художественное творчество. Учитель должен задействовать весь арсенал средств обучения и воспитания, чтобы «разбудить», увлечь, «зажечь» ребёнка, нацелить его на творчество. Т.е. обеспечить условия, при которых каждый ученик сможет пережить все этапы, свойственные творческому процессу, выразить в рисунке свое отношение к изображаемому средствами искусства.
Урок изобразительного искусства выстраивается по принципу художественно-педагогической драматургии и состоит из следующих структурных элементов:
Технологические этапы художественной драматургии
Театральные приёмы на уроках рисования дают результаты только в том случае, если учитель-режиссер имеет чувство меры. Если же учитель начинает «переигрывать» или играет для себя, то урок из красивого спектакля превращается в «театр одного актёра». При режиссуре урока очень важно, чтобы учитель помнил и учитывал, что как в театре главный судья — зритель, так в учебном процессе главными являются ученики. Ребёнку должно быть комфортно, интересно, трудно и радостно на каждом занятии.
На уроке изобразительного искусства необходима особая эмоциональная атмосфера увлеченности и творчества. Она достигается с помощью живого слова учителя, музыки, наглядно-зрительных образов, поэтического текста и игровых моментов.
Сохранять и поддерживать деловую направленность обучения педагогу помогают три «премудрости» театральной режиссуры: смена темпоритма, смена лидерства, смена мизансцен.
Учитель должен радоваться каждой маленькой детской победе на уроке: сосредоточенной и увлеченной работе, радостному озарению в глазах и даже задумчивому выражению лица.
Учитель-режиссер, приобщая своих учеников к миру искусства в рамках школьного урока, в единстве восприятия и осмысленной творческой деятельности, помогает сделать своим ученикам первые шаги в мире искусства. А ведь первые шаги — самые ответственные, самые трудные.
По режиссерской теории взаимодействия, разработанной П.М.Ершовым, кто наступает и держит инициативу в своих руках, тот добывает информацию, а тот, кто обороняется – выдает. Понимание этой закономерности позволяет учителю получать новые для себя практические выводы. Добывать информацию в общении с учениками свойственно тем учителям, которые инициативны и наступают. Учитель, добывая информацию в деловом общении, ощущает и готовность щедро делиться ею. Таким образом, он и поднимает своих учеников еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры. А ведь все начинается с простого — с отношения ребенка к капле россы, цветку, животному. Постепенно проявляются отношения более высокого порядка — к родной природе, Родине. И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека.
Задача учителя своей режиссерской работой научить ребенка сопереживать, формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, художественным традициям, воспитывать и развивать художественный вкус, интеллектуальную, эмоциональную сферы и творческий потенциал. Сохранить и развить в маленьком человеке подаренное ему природой в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
В заключение хочется процитировать слова известного художника-графика В.А.Фаворского: «Было бы чрезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не отрывая, но и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоеванных ребенком».
Литература
© 2017, Горячих Галина Александровна 382