СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое детская изобразительная деятельность?

Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл? Многие ошибки практики в методике обучения и развитии детей в изобразительной деятельности идут от слабого понимания изобразительного искусства вообще и зрелой изобразительной деятельности - в частности.

Искусство — это художественное (образное) отражение человеком окружающего мира: предметов, явлений природы, общества, себя. Образ в изобразительном искусстве наглядный. Окружающий мир в наглядной чувственно-воспринимаемой форме с помощью специальных изобразительных материалов, способов, средств (композиция, цвет, колорит, линия и др.).

Главным предметом искусства являются человек и его общественная жизнь. Искусство всегда обращено к человеку, к его чувствам и мыслям. Процесс восприятия искусства — это одновременно и процесс сотворчества с художником. В силу этих особенностей искусство является своеобразной формой эмоционально-интеллектуального общения людей не только в пределах одного общества и времени, но даже между поколениями. Поэтому главный смысл изобразительного искусства заключается в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.

Зачем крохе рисовать? Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Конечно, можно. Но как много потеряет человек в своем развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к развитию, которыми наделила его природа, не будет реализовано!

Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребенка?

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. От специалиста в сфере дошкольного образования требуется понимание закономерностей и возможностей полноценного психического развития ребенка, становления его как личности. Одной из важнейших закономерностей развития личности является становление личности в обществе, в процессе общественных отношений. Другая закономерность развития личности - признание того, что она порождается и развивается в деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий. Освоение деятельности, превращение индивида в субъект деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности: ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Педагогу ДОУ важно понимать в детской изобразительной деятельности, какие мотивы ее побуждают, закономерности их становления и развития, постепенный характер становления целенаправленной деятельности; действия, составляющие изобразительную деятельность, их появление, развитие и соотнесенность между собой; возможные результаты деятельности, их смысл и значение для развития ребенка. Процесс формирования личности ребенка в изобразительной деятельности – это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности, то есть одновременно развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера – словом, целостное психическое развитие ребенка в данной деятельности. Развитие личности ребенка и его общее психическое развитие в условиях конкретных видов деятельности – это суть деятельностного подхода, который традиционно является ведущим в отечественном дошкольном образовании. Он проявляется: - в реализации основного положения психологии о главенствующей роли деятельности в развитии ребенка; - в принятии возрастной периодизации развития детей, сделанной на основе анализа изменения социальной ситуации развития ребенка и соответствующего ей ведущего вида деятельности; - в раскрытии своеобразия детской изобразительной деятельности и задачи ее формирования у детей как одной из основных; - в трактовке педагогической деятельности взрослых, содержательного взаимодействия их с детьми как основного условия амплификации развития ребенка в изобразительной деятельности. В соответствии с ним, общение и деятельность – это основополагающие условия развития личности, формирования знаний, умений и навыков, становления ребенка как субъекта этой деятельности. Формирование ребенка как субъекта любой деятельности немыслимо в отрыве от общих особенностей каждого возрастного периода в его жизни и деятельности. Положение ребенка в обществе, особенности его социализации, ведущий тип его отношения к окружающему миру и, как следствие, ведущий вид деятельности существенным образом определяет не только отличие детской изобразительной деятельности от взрослой, но и его своеобразие на каждом возрастном этапе.

На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся рисовать, узнают, как с помощью карандаша, кисти можно получить простейшие изображения. Этот процесс вызывает у детей большой интерес. Постепенно они начинают понимать содержание своих рисунков.

У детей младшего дошкольного возраста происходит формирование художественно - образного начала, когда ребенок двух лет мазками, штрихами передает явление окружающего. Воспитатель направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями», в другом «белыми снежинками», «яркими огоньками». В зависимости от содержания меняется фон бумаги, на котором рисуют малыши: темно - синий, коричневый, голубой, серый. Восприятие фона с цветовым мазком создает сочетание, которое и вызывает у детей ассоциации с образом «осени», «снегопада», «вечерних огней».

Большое внимание воспитатель уделяет показу приемов изображения, способов действия с карандашом, кистью. Часто педагог использует метод пассивных движений. Он помогает тем детям, которые боятся взять карандаш, кисть. Действуя рукой ребенка, воспитатель учит его рисовать. Дети, подражая взрослому, постепенно осваивают правильное движение. Однако надо помнить, что в первой младшей группе особенно велики индивидуальные различия. Если одни дети могут быстро овладеть рисовальными движениями, то с другими приходится больше заниматься.

Изображение формы в рисовании осваивают дети не сразу. В процессе рисования воспитатель поощряет стремление малыша повторять появившееся простые очертания форм, предлагают назвать их. Если ребенок не отвечает, не следует торопить с ответом, постепенно малыш сам назовет, что получилось

Хотя у детей двух лет нет еще развернутого сюжета, однако это не значит, что у них отсутствует стремление выразить свой замысел. Воспитателю надо помнить, что замысел носит сюжетно - игровой характер, то есть ребенок не все передает изобразительными средствами, многое остается за пределами рисунка. Педагогу нужно тактично, умело подойти к замыслу ребенка и попытаться помочь ему выразить содержание линией, формой, словом, жестом.

Большое значение имеет участие детей в комплексных занятиях, когда учитываются те знания и умения, которые дети приобрели за определенный промежуток времени. Им предлагают рассказать знакомые стихи, спеть песенку.

Начиная с первой младшей группы, рисование имеет место не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Воспитатель создает условия для развития у детей самостоятельности, вызывает у них желание рисовать.

Ознакомление с искусством проводится на занятиях рисованием и во время самостоятельной деятельности. Перед занятием показ произведений изобразительного искусства воспитатель проводит с целью вызвать у детей эмоциональный отклик на красочность иллюстраций.

Малыши осваивают технические навыки: учатся правильно держать в правой руке карандаш, кисть, не сжимая их сильно пальцами, лист бумаги придерживать левой рукой. Важно обращать внимание на положение корпуса во время рисования.

На занятиях рисованием педагог развивает у детей способность замечать выразительность сочетаний цвета краски и бумаги: «Как красивы белые кружочки на синем платье. Огни салюта особенно заметны на темном небе (синий фон бумаги). Разноцветные шары выглядят особенно празднично на голубом фоне».

Программа по изобразительной деятельности осваивается детьми в течении года. Чтобы проверить каков уровень художественного развития, как дети овладели знаниями, умениями по рисованию воспитатель в конце года предлагает задания, которые помогают определить, как они научились воспринимать картинки, иллюстрации, эмоционально ли реагируют на них. На занятиях дети изображают предмет круглой или прямоугольной формы. Они должны сами выбрать цвет карандаша, краски. Воспитателя при этом интересуют не только технические навыки и умения детей в работе с материалами, но и выразительность рисунка.

Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка.

Овладение техникой у детей нередко отстает от овладения изобразительными умениями. Несмотря на то, что техническое выполнение работы не является самым главным - это лишь средство решения изобразительной или декоративной задачи - без овладения этим средством невозможно и развитие других сторон деятельности. Именно для того, чтобы ребенок возможно скорее мог выразить свой замысел, дать отчетливые изображения, надо научить его приемам владения карандашом, кистью и др.

Прочность усвоения навыка достигается только при условии повторения и многократных упражнений. Поэтому не следует спешить показывать детям все новые и новые приемы работы. Технические навыки прочны, когда ребенок владеет ими свободно, они не занимают его внимания. Тогда он может думать о содержании своей работы и решении изобразительной или декоративной задачи.

Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а, следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения. Регулировать изображение в рисунке может только полное, отчетливое представление о предмете, которое образуется при внимательном рассматривании.

Процесс восприятия предмета перед его изображением должен быть организован и направлен педагогом, с тем чтобы дети прежде всего восприняли те свойства предмета, которые особенно важны для последующего изображения, а именно: форму, строение, величину, цвет. Такое организованное и направляемое воспитателем восприятие детьми предмета называется обследованием. Нужно позаботиться о том, чтобы у детей были ясные представлениях о тех предметах, которые они будут изображать.

При обследовании предмета важно подчеркнуть именно те его стороны, которые определят характер изображения, провести связь с требуемой техникой рисунка: при рассмотрении дома - прямизну стен, ровный ряд окон; при рассмотрении предметов овальной формы - ее некоторую вытянутость по сравнению с округлой и т.д. Сложившееся в процессе обследования представление потом воплощается в рисунке с помощью изобразительных средств. Организация обследования предмета перед его изображением есть организация ориентировочно - исследовательской деятельности, направленной на ознакомление с теми свойствами предмета, которые необходимо знать для последующего изображения.

Формирование навыка происходит быстрее у того ребенка, который предварительно активно знакомится с заданием и со способами его выполнения и лишь за тем переходит к выполнению системы исполнительных, рабочих движений, чем у того, который сразу приступает к осуществлению последних без предварительной ориентировки в ситуации.

В связи с эти большое значение имеет первое ознакомление детей со способами действия карандашом или кистью при изображении, на основе чего складывается представление о нужном способе.

Ориентировочные обследовательские действия ребенка, направленные на ознакомление со способами действия, не совершены. Это обусловлено тем, что двигательный опыт дошкольников еще очень мал.

Совершенствование исполнительных рисовальных движений происходит в течении всего периода пребывания детей в детском саду.

Особенно важно активизировать детей в процессе работы, когда какой - то способ изображения дети осваивают впервые.

Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы.

Обучение детей рисованию этих форм, важно подчеркнуть различия в движении руки, фиксируя внимание на положение руки и на двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы.

Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов и затем при их изображении. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы (шар, мяч и др.) и предметы овальной и эллиптической формы (лимон, яйцо, огурец и др.).

Дети быстрее осваивают различия в движении при рисовании круга и эллипса, если вначале давать изображение круглого и эллиптического предметов, резко различающихся по пропорциям предмет: эллиптической формы должен быть более удлиненным и равномерно утолщающимся.

23.08.2020 16:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!