СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей младших школьников»

Цель: определение методик и способов развития творческих и интеллектуальных способностей младших школьников.

Задачи:

  1. изучить имеющийся методики и способы развития творческих и интеллектуальных способностей у младших школьников по этому вопросу.

2. определить роль тьютора в данном процессе.

3. Подобрать дидактический материал, позволяющий развитию творческой способности младших школьников.

Ожидаемый результат: умение работать в команде и индивидуально достигая результата в интеллектуально - творческом задании.

введение

Изначально детям в школе создаются условия для обучения по основной общеобразовательной программе, где для творчества отведено несколько занятий в неделю. Казалось бы, всё просто. Уроки для развития интеллекта и развития творчества есть ребёнку этого должно хватить для развития. Но тогда откуда берутся записи на полях тетрадей и дневников? Иногда это очень красивые рисунки. Обыденность не даёт детям развивать свои способности, а их не мало. И тогда взрослые стремятся помочь детям.

Разговор о том, что хотят дети и их родители - успех в жизни.

Всевозможные секции и кружки дополнительного образования, олимпиады, конкурсы, всё это было и раньше. Это действительно становится иногда головной болью. Ведь нет такого родителя, который бы желал плохого своему ребёнку и искал бы для него то, что он не хочет. Но очень часто происходит именно так. Понятно, что родители желают только лучшего, НО со своей точки зрения. А какова точка зрения ребёнка? «Хочу в компьютер!», «Мам, я ещё не дорисовал, потом сделаю уроки», «Уроки скучные (сложные)», «я в тик-токе такое видео снял!». и т.д. Что это, бунт? протест против учёбы? «Кошмар, мой ребёнок не хочет учиться, он станет двоечником!» Знакомая картина?

А ведь ребёнок вовсе не собирался делать плохо. Он искал, что-то интересное, и нашёл. Вот только выразить своё творчество не может. Что делать?

Человек так устроен, что он тянется все узнавать и познавать, даже, когда уже достиг вершины мастерства в своём деле. Великие художники и писатели не исключение — у всех были хобби и увлечения.

Леонардо Да Винчи

Это был не просто гениальный художник, а просто человек на все руки! Леонардо был вегетарианцем, но приходя на рынок он покупал птиц и выпускал на волю. Любимым увлечением художника была кулинария, он также превосходно владел искусство сервировки.

Лев Николаевич Толстой

Лев Николаевич был удивительным человеком, порой крестьяне поражались привычкам графа. Великий писатель любил простую еду, ходил в крестьянской одежде, часто ходил босым. А бывало, что запряжётся в плуг и давай землю пахать :)

Петр I

Петр I был великим реформатором, знал много языков: голландский, английский, французский. Заслугам и увлечениям Петра можно посвятить целую статью, но вот мало кто знает, что император любил еще на досуге лечить зубы своим поданным. Кстати, именно Петр I привез зубную щетку из Голландии.

Николай Николаевич Ге

Мастер портретов, исторических и религиозных полотен любил солить грибы, вести хозяйство и собирать русские печи!

Дмитрий Иванович Менделеев

Мало кому известно, но Менделеев вообще-то был ещё и мастером по изготовлению кожаных чемоданов.

А что любили делать вы в своём детстве? Вопрос не риторический. А теперь поставьте себя на место современного ребёнка.

Есть жгучее желание творить, больше средств для исполнения своего желания, но как? И где? И самое главное кто сможет в этом помочь? Есть учителя, педагоги, специалисты, а ещё тьюторы. В чём их задача? Вот что выдаёт интернет:

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося. Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/osnovnye_zadachi_tyutorskogo_soprovozhdeniya/.

Необходимо подчеркнуть, что отличительной чертой такого взаимодействия, как тьютор-ребёнок, является повышение творческой и интеллектуальной активности учащегося.

Мир увлечений - мир непознанный.

Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Проблема развития творческих способностей, непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. Для формирования творческой деятельности школьника необходима система. Что составляет систему творческой деятельности в начальной школе?

Организованный особым образом устойчивый процесс коммуникаций, направленный на формирование мотиваций развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству. Этим процессом является регулярные встречи и общение с педагогом тьютором. В ходе этого процесса возможно создание новых интеллектуальных и творческих работ по различным тематикам созвучных образовательной программе. Процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.

В каждом ребёнке есть творческий потенциал. А для развития этого потенциала необходимо создание некоторых условий. Предоставление ребёнку психологической свободы для работы в настоящей творческой работе: свободы выбора, свободы выражения чувств и переживаний, принятие самостоятельного решения. Такая свобода способствует развитию воображения, фантазии, самостоятельности. При оценке творческих достижений младших школьников учителю важно учитывать индивидуальные результаты каждого, а не ориентироваться на общепринятые стандарты. Самое главное, чтобы ученик испытал радость собственного открытия. Именно поэтому необходима не стандартная оценка его труда, а слова о реальном успехе. Слова окрыляют, и подталкивают к новым достижениям. Да ребёнок должен почувствовать «вкус успеха».

Для успешных работ необходимы и подходящие условия:

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

  • - наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
  • - доброжелательное отношение друг к другу, умение и желание сопереживать в данном виде деятельности.
  • - наличие общей задачи для выполнения которой требуется совместная работа педагога-учащихся, а иногда и родителей.
  • - важна заинтересованность родителей и учащихся в достижении результата по заданному заданию, и поэтому важно чаще привлекать к совместной работе в виде игровых мероприятиях, творческой деятельности, исследовательской деятельности.

Результатом такой работы станет развитие интереса к творческой и интеллектуальной деятельности, а в дальнейшем приведёт к успешному достижению поставленных задач:

- способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

-развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

-находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

-воспитывать интерес к участию в творческой и интеллектуальной деятельности.

-уход от обычных, обыденных решений, умение достигать результатов нетрадиционных решений любых поставленных задач.

Мозговой штурм педагога?

Как же работать с такими задачами тьютору? В своей работе довелось наблюдать множество интересных моментов. При распределении групп учеников по интересам мне очень помогла работа с диагностическими опросами психолога нашей школы Н. А. Вахрушевой. Об интересах детей помогали узнать их родители в личных беседах. Результатом этих работ стали привлечение детей к участию в конкурсах рисунков по различным тематикам. Создание различных презентаций, рефератов, графических изображений силами детей по их интересам.

На практике моя задача – вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль педагога здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся.

Из всевозможных форм работы хочется рассказать о некоторых:

  • реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе - вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счёт подключения семьи учащихся, участие в кружках и секциях по интересам.
  • дидактические и сюжетно – ролевые игры во внеурочное время;
  • экскурсии, наблюдения;
  • творческие мастерские; творческие интеллектуальные игры, конкурсы; творческие конкурсы разного уровня;
  • тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.
  • интеллектуальные марафоны;
  • школьные, районные, интернет – олимпиады;

Из проведённых мной мероприятий хочу рассказать о некоторых:

«игра: защита профессии», на которой дети должны были не только рассказать о профессии, но и показать основные функции, при использовании этой игры в 3-4 классе возможно усложнение заданий.

При разработке графического плаката к Новому году, дети использовали знания и умения, полученные ранее для работы с ноутбуком.

Участие в конкурсе по тематике рисунков по произведениям А. Барто. совместное участие в разработке и самом процессе изображения сценок.

А также работа с папье-маше по изготовлению новогодних масок, где требовалось особая усидчивость и желание достичь необходимого результата.

А также с ребятами медиа - группы были созданы 2 коллажа по проведённым мероприятиям.

Спасибо за внимание.

10.05.2023 13:24


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!