СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса и творческой активности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор: Крахина Ольга Геннадьевна

Организация: МАОУ лицей №7

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

В настоящее время вопрос формирования познавательного интереса у учащихся особенно актуален и способствует решению основного требования новых стандартов (ФГОС) «научить учиться». А также именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.

Развитие познавательных интересов имеет большое значение для любого учебного предмета. Ребёнок полюбит школу только в том случае, если учитель сохранит для него те радости, которые его окружали раньше. В этом может помочь занимательный материал, который не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном процессе.

Интерес направляет познавательную деятельность детей. Психологи подчёркивают, что интеллектуальная активность ребёнка направляется и подчёркивается интересом. Познавательный интерес – это интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты.

Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и к возможным сферам деятельности. Активное оперирование приобретёнными знаниями и умениями и стремление передать их другим детям.

Эмоциональный компонент – положительное. Предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции: мимика, оживлённость, выразительность речи.

Рассматривают следующие ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Эти ступени не сменяют друг друга, а сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно своё соотношение этих уровней.

Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, растёт мотивация к изучению материала.

Необходимо разрабатывать уроки, целевая установка которых должна быть – пробуждение интереса к знаниям и потребность в самообразовании у одних обучающихся, создание условий и углубления интереса у других.

  • Применение заданий дифференцированного характера, разноуровневые задания, связанные с элементами сравнения и сопоставления, использование различной литературы (словари, атласы, энциклопедии).
  • Использование системы творческого характера: сочини, продолжи историю, дополни текст, выставки, создание проекта, научно – исследовательская деятельность.
  • Использование элементов занимательности: ребусы, кроссворды, загадки, развивающие логические игры, электронные образовательные ресурсы, применение мультимедиа-систем; обучение с компьютерной поддержкой.
  • Применение элементов дискуссии, особенно при организации коллективной познавательной деятельности. Взаимообучение в паре, группе.
  • Применение кинезиологических упражнений, пальчиковой гимнастики: «Ухо, нос, хлопок», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц, коза», рисование двумя руками одновременно.
  • При изучении темы подключать работу всех органов чувств ребёнка.

Познавательная деятельность учащихся строится так, чтобы ученик на уроке имел возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал.

  • Диалогическая работа строится на активных формах обучения сначала с целью воспроизведения учебного материала и формирования элементарных умений и навыков, а затем – с целью проведения анализа, синтеза и оценки знаний.
  • Создание проблемных ситуаций и постановка проблемных вопросов (кубик Блума).
  • Учитывать индивидуальные особенности личности ребёнка, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Создавать атмосферу совместного поиска, творчества.
  • Участие в предметных и межпредметных олимпиадах.
  • Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, рассуждать по аналогии.
  • Особенности усвоения- от простого к сложному, от репродуктивного мышления к творческому поиску.
  • Необходимо уметь выслушать каждого ребёнка, принимать любые мнения.
  • Вносить в урок материал, связанный с деятельностью самих обучающихся: давать роль (смотрящий, наблюдающий, контролирующий, консультирующий, идейный вдохновитель, секретарь, ответственный и т.д.)

Эффективность обучения в деятельности:

Учитель управляет обучением: занимается организацией учебного процесса, мотивирует, консультирует, контролирует.

Ученик сам овладевает знаниями: через цель урока строит алгоритм работы: как необходимо изучить материал урока, на чём сосредоточить своё внимание; учится работать самостоятельно, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и товарища.

Создание ситуаций различного характера:

интеллектуального

игрового

эмоционального

проблемная,

поисковая,

дискуссии,

противоречия

познавательные игры,

соревнования,

успеха,

поощрения,

увлечённости

Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников – учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным; необходимо надолго удержать в ребенке чувство радости и интереса. Работа по развитию познавательного интереса должна проводиться систематически.

Творчество от слова «творить»- создавать новое, сочинять, выдумывать. В младшем школьном возрасте это любимые задания обучающихся. Это тот возраст, когда развитие творческой активности будет расти. Элементы творчества проявляются у детей в игре, труде, учебной деятельности, где имеет место проявление активности, самостоятельности мысли, инициатива, оригинальность суждений, творческое воображение.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. В психолого-педагогической литературе такими условиями являются:

  • Изменение роли ученика.
  • Комфортная психологическая обстановка: поощрение и стимулирование стремления детей к творчеству.
  • Создание внутренней мотивации учения с установкой на творчество, высокой самооценки, уверенности в своих силах.
  • Корректная педагогическая помощь ребенку: доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. Нельзя думать за ребенка, когда он сам может додуматься. Сочетание разнообразных форм работы. Сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на уроке в зависимости от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.
  • Межпредметность: использование знаний из разных областей.
  • Создание ситуации успеха. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность.
  • Самостоятельность выполнения творческого задания.
  • Разнообразие творческих заданий, как по содержанию, так и по степени сложности. Сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.
  • Последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников.

В условиях совершенствования и обновления российского образования, перестройки учебного процесса, появления федеральных образовательных стандартов, направленных на развитие личности, необходимо организовывать творческий образовательный процесс. Личность, способную к творческому развитию, совершенствованию и творческому преобразованию.

Список литературы:

  1. Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. Развитие творческих способностей младших школьников /— Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 15.10.2022).
  2. Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. А. Баранова. – СПб. : Речь, 2005. – 136 с.
  3. Булатова, О. В. Условия формирования познавательного интереса младших школьников [Электронный ресурс] / О. В Булатова. – URL :http://www.eduneed.ru/ededs-441-1.html
  4. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс [Текст] : уч. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2005. – С. 20. 60 36. Бодалев
  5. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Г. И. Щукина. – М. : Академия, 2011. – 160 с
02.11.2022 12:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!