СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья практического содержания на тему "Лингвистические игры как средство воспитания познавательного интереса к изучению русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Лушникова Маргарита Владимировна

Студентка 3 курса

Научный руководитель преподаватель русского языка с мет. препод.: И. В. Сюзева

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

г. Красноярск, Красноярский край

ФГОС НОО определяет требования к личностным результатам освоения обучающимися программ начального общего образования, в том числе в части ценности научного познания: учащиеся должны иметь развитые познавательные интересы, проявлять «активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании» [1, с. 31].

Познавательные интересы как показатели учебной мотивации школьников формируются и находят дальнейшее развитие в процессе учения. Имея развитый познавательный интерес, ученик сможет самостоятельно выделять учебную задачу, искать пути ее решения, делать выводы.

Развитию познавательной активности младших школьников способствует многое в школьной жизни: общение учащихся с одноклассниками и с учителем, особенно при наличии положительной эмоциональной атмосферы в классе, творческая деятельность школьников, а также, безусловно, эффективным средством формирования познавательных интересов выступают дидактические игры.

Выготский Л. С. отмечал, что в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, но ее значение не уменьшается для детей младшего школьного возраста, также он увидел в игре неиссякаемый источник развития личности [4:64].

М. П. Баев к игре подходит очень интересно. Проанализировав данное понятие, автор делает следующие выводы: игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Отсюда следует, что соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся [5:12]. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы плавно перейти от игровой деятельности – к учебной.

Лингвистическая игра является одной из разновидностей дидактической игры. Она помогает поддерживать интерес к обучению и направлена на приобретение знаний собственными усилиями путем выявления особенностей устройства и функционирования языка, скрытых в его обычном использовании. Само название «лингвистическая игра» раскрывает значение этой фразы. Это языковая игра, развлечение, связанное с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления и развлечением, где главным действующим лицом является языкознание, то есть лингвистика. Игра раскрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на знакомый урок, способствует возникновению интереса к предмету у школьников, а значит, процесс становится более эффективным [6:34].

Актуальность использования лингвистических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин. Во-первых, игровая деятельность сохраняет свое значение в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и методы является наиболее подходящим способом включения детей в образовательный процесс. Во-вторых, использование лингвистических игр на занятиях способствует развитию устойчивости и произвольности внимания, развитие логического мышления и повышение общего уровня речи. И, наконец, включение этой формы работы в урок позволяет объединить мотив и содержание учебной деятельности в единое целое [8:74]

Исходя из вышесказанного, можно определить следующие основные функции лингвистической игры:

1) функция формирования устойчивого интереса к учебе и снятие напряжения, связанного с формальностью учебного процесса;

2) функция формирования учебной деятельности;

3) функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельного изучения;

4) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

5) функция формирования смысла слова, обогащения активного и пассивного словарного запаса;

6) функция развития навыков речевого угадывания и общей языковой компетенции учащихся [7:107].

Педагог сможет применять лингвистические игры при изучении ведущих разделов школьной лингвистики, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис». Данные игры могут использоваться не только на основных занятиях по русскому языку, но и в качестве итогового контроля при закреплении, обобщении определенных учебных тем, во внеклассных занятиях, а также в олимпиадных разделах заданий по русскому языку.

Анализ методических сборников позволил выделить наиболее используемые лингвистические игры и разделить их на 2 более применяемые категории:

1. Игровые приемы, направленные на изучение нового материала и первичное его закрепление.

Так, к примеру, лингвистическая игра «Сыщики» используется при изучении темы «Лексическое значение слова», а также при грамматической или синтаксической работе. Ход игры: учащимся предлагается поработать со словарем и найти лексическое значение слов, написанных на карточках. Учитель делит класс на группы по 4-5 человек. Участники называют лексическое значение слова, которое команда должна угадать. Каждое верно отгаданное слово приносит команде один балл. Такого рода игры - это не только воспитание познавательного интереса, но они также учат детей самостоятельно извлекать данные с использованием дополнительных источников информации.

Игра «Найди слово» обычно используется в качестве разминки в начале урока или с целью «подвести» учащихся к определенной теме. Ход игры: предлагается разгадать ребус на доске, используя подсказку. Например: отделите плод от растения «сошисншака» (сосна и шишка) или: кто съел весь сыр? «семыршакая» (серая мышка). Затем учащимся предлагается подумать, что у этих слов общее (шипящие согласные в корне). Преимущество данной игры в том, что учитель может подобрать «разминочный» материал практически для любого раздела русского языка в начальной школе.

2. Игровые приемы, направленные на обобщение и систематизацию полученных знаний.

Так, игра «Да-нет». Ход игры: учитель задает игровую ситуацию «Я загадал слово (фразу), попробуйте отгадать его. Но я могу отвечать на ваши вопросы только, да и нет». Учащиеся задают вопросы по очереди, первый, угадавший слово – победитель. В данном виде игры отмечается универсальность, систематизация информации, а также широкая область применения.

Игра «Классификация» научает школьников определять общие признаки различных понятий, знакомит с важнейшими логическими категориями. Ход игры: учащиеся играют в командах. Задание: придумать как можно больше классификаций к заданной информации. Классифицировать можно абсолютно любые понятия, а также ошибки в диктанте (орфографические и пунктуационные, словарные и проверяемые и т.д.). Игра помогает не только узнать логические понятия множества, но и разобрать часто встречающиеся ошибки на уроках русского языка.

Игра «Кто о чем подумал?» Игра направлена на работу с лексическим значением многозначных имен прилагательных. Ход игры: учитель называет прилагательное. Ученики подбирают подходящие по смыслу существительные. Например: золотые - листья, кольца, зубы, очки и т.д. Никто не назвал слово «руки». Суть заключается в том, чтобы понять, о чем идет речь, прилагательное должно прилагаться к существительному.

В отдельную категорию лингвистических игр входят целостные игровые программы, которые направленны на развитие познавательных процессов, или уроки-игры, где игровая деятельность является приоритетным способом решения дидактической задачи.

1. Целостные игровые программы.

В данную группу игр входят задания, которые выполняются систематически на протяжении длительного периода времени и, как правило, направлены на развитие конкретного познавательного процесса: памяти, внимания, мышления.

Так, к примеру, игровая программа «Корректурная проба». Данный вид программы направлен на развитие концентрации и устойчивости внимания. Учащемуся предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.

2. Урок-игра.

Урок-игра является заключительным видом лингвистических игр, которые широко применяются в современной педагогической практике. Данная категория игр отличается временными рамками, включает в себя несколько этапов, которые способствуют системному и комплексному усвоению материала при достаточно высоком уровне творческой реализации и эмоциональной вовлеченности участников процесса.

Так, к примеру, урок-игра «Клуб знатоков». Ход игры: игра состоит из семи раундов. Задания для каждого раунда находятся в конвертах и расположены на игровом поле. За каждое правильно выполненное задание участники получают очки. Участник, набравший наибольшее количество очков – побеждает и получает титул «знатока» [9:211].

Следует отметить, что систематическое использование лингвистических игр развивает у детей желание самим придумывать подобные игровые задания, а значит, развивает и творческие способности учащихся.

Итак, можно сделать вывод, что систематическое использование лингвистических игр на уроках русского языка способствует повышению уровня познавательного интереса.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2019. – 41с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2016. – 246 с.
  3. Трубинова К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). – Казань: Молодой учёный, 2017. – 9-14 с. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский //Вопросы психологии, 2011. - №6. – 44-47 с.
  5. Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей: психодиагностические таблицы; психодиагностические методики; коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. - М.: Ось-89, 2015. – 272 с. - (Практическая психология).
  6. Панов Б. Т. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя / Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. - М.: Просвещение, 2011. – 272 с.
  7. Подласый И. П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов – 2-е изд., доп. / И.П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2011. – 574 с.
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М: ВЛАДОС, 2012. – 228 с.
  9. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку / Н. А. Юрьева – М.: Юнипресс, 2015. - 304 с.
03.03.2023 06:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!