СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
Лушникова Маргарита Владимировна
Студентка 3 курса
Научный руководитель преподаватель русского языка с мет. препод.: И. В. Сюзева
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
г. Красноярск, Красноярский край
ФГОС НОО определяет требования к личностным результатам освоения обучающимися программ начального общего образования, в том числе в части ценности научного познания: учащиеся должны иметь развитые познавательные интересы, проявлять «активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании» [1, с. 31].
Познавательные интересы как показатели учебной мотивации школьников формируются и находят дальнейшее развитие в процессе учения. Имея развитый познавательный интерес, ученик сможет самостоятельно выделять учебную задачу, искать пути ее решения, делать выводы.
Развитию познавательной активности младших школьников способствует многое в школьной жизни: общение учащихся с одноклассниками и с учителем, особенно при наличии положительной эмоциональной атмосферы в классе, творческая деятельность школьников, а также, безусловно, эффективным средством формирования познавательных интересов выступают дидактические игры.
Выготский Л. С. отмечал, что в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, но ее значение не уменьшается для детей младшего школьного возраста, также он увидел в игре неиссякаемый источник развития личности [4:64].
М. П. Баев к игре подходит очень интересно. Проанализировав данное понятие, автор делает следующие выводы: игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Отсюда следует, что соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся [5:12]. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы плавно перейти от игровой деятельности – к учебной.
Лингвистическая игра является одной из разновидностей дидактической игры. Она помогает поддерживать интерес к обучению и направлена на приобретение знаний собственными усилиями путем выявления особенностей устройства и функционирования языка, скрытых в его обычном использовании. Само название «лингвистическая игра» раскрывает значение этой фразы. Это языковая игра, развлечение, связанное с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления и развлечением, где главным действующим лицом является языкознание, то есть лингвистика. Игра раскрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на знакомый урок, способствует возникновению интереса к предмету у школьников, а значит, процесс становится более эффективным [6:34].
Актуальность использования лингвистических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин. Во-первых, игровая деятельность сохраняет свое значение в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и методы является наиболее подходящим способом включения детей в образовательный процесс. Во-вторых, использование лингвистических игр на занятиях способствует развитию устойчивости и произвольности внимания, развитие логического мышления и повышение общего уровня речи. И, наконец, включение этой формы работы в урок позволяет объединить мотив и содержание учебной деятельности в единое целое [8:74]
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие основные функции лингвистической игры:
1) функция формирования устойчивого интереса к учебе и снятие напряжения, связанного с формальностью учебного процесса;
2) функция формирования учебной деятельности;
3) функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельного изучения;
4) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
5) функция формирования смысла слова, обогащения активного и пассивного словарного запаса;
6) функция развития навыков речевого угадывания и общей языковой компетенции учащихся [7:107].
Педагог сможет применять лингвистические игры при изучении ведущих разделов школьной лингвистики, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис». Данные игры могут использоваться не только на основных занятиях по русскому языку, но и в качестве итогового контроля при закреплении, обобщении определенных учебных тем, во внеклассных занятиях, а также в олимпиадных разделах заданий по русскому языку.
Анализ методических сборников позволил выделить наиболее используемые лингвистические игры и разделить их на 2 более применяемые категории:
1. Игровые приемы, направленные на изучение нового материала и первичное его закрепление.
Так, к примеру, лингвистическая игра «Сыщики» используется при изучении темы «Лексическое значение слова», а также при грамматической или синтаксической работе. Ход игры: учащимся предлагается поработать со словарем и найти лексическое значение слов, написанных на карточках. Учитель делит класс на группы по 4-5 человек. Участники называют лексическое значение слова, которое команда должна угадать. Каждое верно отгаданное слово приносит команде один балл. Такого рода игры - это не только воспитание познавательного интереса, но они также учат детей самостоятельно извлекать данные с использованием дополнительных источников информации.
Игра «Найди слово» обычно используется в качестве разминки в начале урока или с целью «подвести» учащихся к определенной теме. Ход игры: предлагается разгадать ребус на доске, используя подсказку. Например: отделите плод от растения «сошисншака» (сосна и шишка) или: кто съел весь сыр? «семыршакая» (серая мышка). Затем учащимся предлагается подумать, что у этих слов общее (шипящие согласные в корне). Преимущество данной игры в том, что учитель может подобрать «разминочный» материал практически для любого раздела русского языка в начальной школе.
2. Игровые приемы, направленные на обобщение и систематизацию полученных знаний.
Так, игра «Да-нет». Ход игры: учитель задает игровую ситуацию «Я загадал слово (фразу), попробуйте отгадать его. Но я могу отвечать на ваши вопросы только, да и нет». Учащиеся задают вопросы по очереди, первый, угадавший слово – победитель. В данном виде игры отмечается универсальность, систематизация информации, а также широкая область применения.
Игра «Классификация» научает школьников определять общие признаки различных понятий, знакомит с важнейшими логическими категориями. Ход игры: учащиеся играют в командах. Задание: придумать как можно больше классификаций к заданной информации. Классифицировать можно абсолютно любые понятия, а также ошибки в диктанте (орфографические и пунктуационные, словарные и проверяемые и т.д.). Игра помогает не только узнать логические понятия множества, но и разобрать часто встречающиеся ошибки на уроках русского языка.
Игра «Кто о чем подумал?» Игра направлена на работу с лексическим значением многозначных имен прилагательных. Ход игры: учитель называет прилагательное. Ученики подбирают подходящие по смыслу существительные. Например: золотые - листья, кольца, зубы, очки и т.д. Никто не назвал слово «руки». Суть заключается в том, чтобы понять, о чем идет речь, прилагательное должно прилагаться к существительному.
В отдельную категорию лингвистических игр входят целостные игровые программы, которые направленны на развитие познавательных процессов, или уроки-игры, где игровая деятельность является приоритетным способом решения дидактической задачи.
1. Целостные игровые программы.
В данную группу игр входят задания, которые выполняются систематически на протяжении длительного периода времени и, как правило, направлены на развитие конкретного познавательного процесса: памяти, внимания, мышления.
Так, к примеру, игровая программа «Корректурная проба». Данный вид программы направлен на развитие концентрации и устойчивости внимания. Учащемуся предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.
2. Урок-игра.
Урок-игра является заключительным видом лингвистических игр, которые широко применяются в современной педагогической практике. Данная категория игр отличается временными рамками, включает в себя несколько этапов, которые способствуют системному и комплексному усвоению материала при достаточно высоком уровне творческой реализации и эмоциональной вовлеченности участников процесса.
Так, к примеру, урок-игра «Клуб знатоков». Ход игры: игра состоит из семи раундов. Задания для каждого раунда находятся в конвертах и расположены на игровом поле. За каждое правильно выполненное задание участники получают очки. Участник, набравший наибольшее количество очков – побеждает и получает титул «знатока» [9:211].
Следует отметить, что систематическое использование лингвистических игр развивает у детей желание самим придумывать подобные игровые задания, а значит, развивает и творческие способности учащихся.
Итак, можно сделать вывод, что систематическое использование лингвистических игр на уроках русского языка способствует повышению уровня познавательного интереса.
Библиографический список
© 2023, Лушникова Маргарита Владимировна 130