СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
М. В. Лушникова
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Научный руководитель: И. В. Сюзева
ФГОС НОО определяет требования к личностным результатам освоения обучающимися программ начального общего образования, в том числе в части ценности научного познания: учащиеся должны иметь развитые познавательные интересы, проявлять «активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании» [1, с. 31].
Познавательные интересы как показатели учебной мотивации школьников формируются и находят дальнейшее развитие в процессе учения. Имея развитый познавательный интерес, ученик сможет самостоятельно выделять учебную задачу, искать пути ее решения, делать выводы.
Значение интереса в жизни человека огромно. Именно интерес побуждает человека к деятельности: расширять свой кругозор, приобретать новые знания, преодолевать трудности.
Развитию познавательной активности младших школьников способствует многое в школьной жизни: общение учащихся с одноклассниками и с учителем, особенно при наличии положительной эмоциональной атмосферы в классе, творческая деятельность школьников, а также, безусловно, эффективным средством формирования познавательных интересов выступают дидактические игры.
Выготский Л. С. отмечал, что в дошкольном возрасте ведущей является игровая деятельность, но ее значение не уменьшается для детей младшего школьного возраста, также он увидел в игре неиссякаемый источник развития личности [4:64].
М. П. Баев к игре подходит очень интересно. Проанализировав данное понятие, автор делает следующие выводы:
1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Отсюда следует, что соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся [5:12]. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы плавно перейти от игровой деятельности – к учебной.
Лингвистическая игра является одной из разновидностей дидактической игры. Она помогает поддерживать интерес к обучению и направлена на приобретение знаний собственными усилиями путем выявления особенностей устройства и функционирования языка, скрытых в его обычном использовании. Само название «лингвистическая игра» раскрывает значение этой фразы. Это языковая игра, развлечение, связанное с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления и развлечением, где главным действующим лицом является языкознание, то есть лингвистика. Игра раскрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на знакомый урок, способствует возникновению интереса к предмету у школьников, а значит, процесс становится более эффективным [6:34].
Актуальность использования лингвистических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин. Во-первых, игровая деятельность сохраняет свое значение в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и методы является наиболее подходящим способом включения детей в образовательный процесс. Во-вторых, использование лингвистических игр на занятиях способствует развитию устойчивости и произвольности внимания, развитие логического мышления и повышение общего уровня речи. И, наконец, включение этой формы работы в урок позволяет объединить мотив и содержание учебной деятельности в единое целое [7:74]
Исходя из вышесказанного, можно определить следующие основные функции лингвистической игры:
1) функция формирования устойчивого интереса к учебе и снятие напряжения, связанного с формальностью учебного процесса;
2) функция формирования учебной деятельности;
3) функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельного изучения;
4) функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
5) функция формирования смысла слова, обогащения активного и пассивного словарного запаса;
6) функция развития навыков речевого угадывания и общей языковой компетенции учащихся [8:107].
Примеры лингвистических игр:
Игра «Найди слово» обычно используется в качестве разминки в начале урока или с целью «подвести» учащихся к определенной теме. Ход игры: предлагается разгадать ребус на доске, используя подсказку. Например: отделите плод от растения «сошисншака» (сосна и шишка) или: кто съел весь сыр? «семыршакая» (серая мышка). Затем учащимся предлагается подумать, что у этих слов общее (шипящие согласные в корне). Преимущество данной игры в том, что учитель может подобрать «разминочный» материал практически для любого раздела русского языка в начальной школе.
Игра «Кузовок». Ход игры: учитель берет корзинку и, передавая ребенку, говорит:
- Вот тебе кузовок, клади в него все слова, что есть на "-ок", обмолвишься -отдашь залог.
Корзинка передается по очереди друг другу со словами:
- Я положу в кузовок клубок.
- А я платок.
- А снежок. И т. д
Для игры можно брать и другие суффиксы. Данная игра помогает освоить структуру русского языка.
Следует отметить, что систематическое использование лингвистических игр развивает у детей желание самим придумывать подобные игровые задания, а значит, развивает и творческие способности учащихся.
Итак, можно сделать вывод, что систематическое использование лингвистических игр на уроках русского языка способствует повышению уровня познавательного интереса.
Библиографический список
© 2023, Лушникова Маргарита Владимировна 351