СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальное образование призвано заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, именно этот возраст является продуктивным в развитии логического мышления: дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

Актуализация темы:

  • Умение рациональным способом решать нестандартные задачи- требование времени.
  • Низкий уровень развития словесно-логического мышления у учащихся начальных классов и вызванные этим затруднения в учебной деятельности детей.

Математику затем учить надобно, что она ум в порядок приводит. М.В. Ломоносов.

Логика – наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем?

Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.

Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум».

На уроках математики необходимо заботится не только о формировании математических знаний, но и создавать условия для развития логического мышления. В своей практике я придерживаюсь следующей последовательности в работе над развитием логического мышления. С первых дней первого класса учу детей наблюдать и анализировать

Значительное место вопросу развития у младших школьников логического мышления уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Сухомлинский наблюдал за ходом мышления детей, и наблюдения подтвердили, "что прежде всего надо научить детей охватывать мысленным взором ряд предметов, явлений, событий, осмысливать связи между ними… Изучая мышление тугодумов, я все больше убеждался, что неумение осмыслить, например, задачу - следствие неумения абстрагироваться, отвлекаться от конкретного. Надо научить ребят мыслить абстрактными понятиями".

Развитие логического мышления в условиях введения ФГОС НОО

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию.

Направления работы:

  • Использование системы развивающих упражнений
  • Применение различных форм организации учебного процессе
  • Индивидуальной, фронтальной, групповой
  • Осуществление дифференцированного подхода
  • Моделирование проблемной ситуации
  • Создание условий для овладения навыками критического мышления

Затруднения, с которыми сталкиваются учащиеся на уроках математики.

  • Анализ объектов с целью выделения признаков
  • Составление целого из частей (синтез).
  • Выбор оснований и критериев для сравнения.
  • Определение понятий, выведение следствий.
  • Установление причинно- следственных связей.
  • Построение логической цепи рассуждения.
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Недостаточная доказательность рассуждений.

Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности в обучении математике. Однако следует больше использовать так называемую «внутреннюю» занимательность самой математики, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врожденную любознательность маленьких детей. «Внутренняя» занимательность – это появление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых «почему» там, где, казалось бы, все ясно и понятно (но только на первый взгляд). Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

Пути решения проблемы:

  • Создание на уроках благоприятной атмосферы, способствующей включению учащихся в познавательную деятельность.
  • Применение технологии деятельностного метода обучения.
  • Решение логических, комбинаторных и эвристических задач разного уровня сложности

Формы работы на уроке математики:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая

По данным Х.И.Лийметса на уроках занимаются посторонними делами

  • при ответах соучеников у доски - 66.2% учащихся
  • при фронтальном объяснении учителя - 13,4% уча­щихся, при фронтальной работе - 8,5%
  • при групповой работе– 2,1% учащихся

Использование кинезиологических упражнений

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

  • Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель

  • Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии.
  • ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ:
  • Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНОЙ СПЕЦАЛИЗАЦИИ: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.

09.03.2023 23:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!