Подростковый возраст – отрочество – период от 10 до 15 лет – переход от детства к юности.
Виды деятельности:
- Социально значимая деятельность (учебная, организаторская, бизнес-экономическая);
- Познавательная деятельность с учетом интересов, способностей;
- Групповая деятельность (трудовая, спортивная);
- Общение со сверстниками, состязательные игры-соревнования;
- Организация целесообразного режима труда и отдыха;
- Компенсаторная деятельность с учетом интересов и способностей;
- Самодеятельное творчество;
- Избирательное чтение;
- Сотрудничество со старшими.
Направления развития:
- Развитие социального и понятийного мышления, стиля организации самостоятельной работы;
- Перевод знаний в убеждения;
- Поиск индивидуальных стратегий обучения, удовлетворения потребности личности в признании;
- Половое воспитание и половое развитие;
- Обучение сотрудничеству;
- Учет индивидуального темпоритма в организации деятельности;
- Помощь в самореализации духовного, физического, социального потенциала подростка;
- Учет субкультуры подростков;
- Поощрение интереса к чтению биографий;
- Помощь в развитии индивидуальных смыслов, мировосприятия, мироощущения.
Новообразования личности:
- Чувство зрелости, стремление к самостоятельности, экономическому самоутверждению;
- Индивидуальный репродуктивный или творческий стиль мышления, выбор собственных задач в познании;
- Склонность к риску;
- Половое созревание, возникновение половых влечений, «жажда переживаний»;
- Потребность сравнивать себя с другими, развитие самосознания, уровня притязаний, самооценки;
- Стремление к самоорганизации учебного и свободного времени;
- Активная самореализация задатков и способностей;
- Избирательные лидерские качества;
- Кризис ценностей;
- Стремление к самовоспитанию, самообразованию.
Подростковый кризис ценностей – (11-13 лет) возникает в результате трудностей бурного роста организма, полового созревания и противоречий между возросшими физическими возможностями, духовным самосознанием подростка и способами социального удовлетворения его потребностей в мире взрослых.
- является следствием амбивалентности (двойственности) эмоциональных состояний подростка, неустойчивости и противоречивости его социального положения,
- проявляется в силу недостаточного опыта успешного самостоятельного решения подростком своих индивидуальных жизненно важных задач.
Акцентуации – чрезмерные усиления отдельных черт характера, возникающие в отрочестве, ранней юности, уязвимость отношений и эмоционально-волевой сферы личности, проявление «пунктиков» при росте нервно-психических нагрузок.
- проходят и выравниваются при целенаправленной компенсаторной деятельности, при психолого-педагогической помощи в индивидуальном воспитании и изменении социальной ситуации развития личности.
- носят смешанные формы, в чистом виде встречаются редко, характеризуются следующими типами проявлений:
- «Астеник» - тревожный, подавленный, нерешительный, раздражительный, с повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью психической жизни.
- «Сензитивный» (психастеник) – робкий, неуверенный в себе, боязливый, стеснительный, мнительный, ипохондрик (с преувеличенным вниманием к своему здоровью).
- «Истероид» - с демонстративным, манерным поведением, стремится любой ценой обратить на себя внимание, искажает факты и события жизни в свою пользу, лживый, авантюрный, с «бегством в болезнь» (притворщик), с недостаточным этическим началом (отсутствием чувства долга, сопереживания, сострадания).
- «Дистимик» - чрезвычайно серьезный, ответственный, сосредоточенный на мрачных мыслях и переживаниях, слабо активный в деятельности, нерешительный, робкий, с устойчиво положительной этической позицией в отношении выполняемых дел, поручений, социальных ролей.
- «Циклотимик» - склонен к резкой, непредсказуемой смене настроения в зависимости от внешней ситуации или внутреннего биоритма, имеет циклично меняющееся настроение, которое держится от нескольких часов до нескольких дней, независимо от разных событий, в которые он включен.
- «Шизоид» - постоянно уходит от контактов, замкнутый, скрытный, эмоционально холодный, не склонен к состраданию и сопереживанию, легко раним.
- «Параноический» («застревающий» на сверхценных идеях) – упрямый, эгоцентричный, повышенно честолюбивый, с маятниковым движением чувств, подозрительный, враждебный к окружающим, болезненно обидчивый, с резко завышенной самооценкой, постоянно жалуется на свои потери, неудачи, «придирки» к нему других людей.
- «Эпилептоид» - крайне раздражительный, с приступами разнообразных страхов и тоски, неуправляемый, с чрезмерно обстоятельной речью, педантичный, неспособный бороться со своими влечениями.
Тест-анкета «Кругозор»
Проводится социальным педагогом с классным коллективом, активом учащихся, разными группами подростков в целях улучшения организации школьной жизни и моделирования средств индивидуальной поддержки. Данные анализа обсуждаются учащимися, используются в индивидуальном взаимодействии с подростком.
- Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными: _____; 2. _____; 3. _____. Школьные предметы самые полезные _________________ самые трудные для тебя _________________________.
- Назови самые трудные школьные уроки, если такие у тебя есть: 1. ____; ____; 3. _____.
- Допиши незаконченные предложения:
- Охотнее всего я встречаюсь в школе…
- Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться с …
- В свободное время я больше всего интересуюсь …
- После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь …
- Мое любимое занятие дома…
- Со сверстниками мне интереснее всего …
- Мне нравятся такие люди…
- Мне нравятся телепередачи …
- Главным событием моей жизни в этом году было …
- Свое свободное время я предпочитаю тратить …
- В моей жизни меня огорчает …
- В будущем я хотел бы…