СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие личности в подростковом возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый возраст – отрочество – период от 10 до 15 лет – переход от детства к юности.

Виды деятельности:

  • Социально значимая деятельность (учебная, организаторская, бизнес-экономическая);
  • Познавательная деятельность с учетом интересов, способностей;
  • Групповая деятельность (трудовая, спортивная);
  • Общение со сверстниками, состязательные игры-соревнования;
  • Организация целесообразного режима труда и отдыха;
  • Компенсаторная деятельность с учетом интересов и способностей;
  • Самодеятельное творчество;
  • Избирательное чтение;
  • Сотрудничество со старшими.

Направления развития:

  • Развитие социального и понятийного мышления, стиля организации самостоятельной работы;
  • Перевод знаний в убеждения;
  • Поиск индивидуальных стратегий обучения, удовлетворения потребности личности в признании;
  • Половое воспитание и половое развитие;
  • Обучение сотрудничеству;
  • Учет индивидуального темпоритма в организации деятельности;
  • Помощь в самореализации духовного, физического, социального потенциала подростка;
  • Учет субкультуры подростков;
  • Поощрение интереса к чтению биографий;
  • Помощь в развитии индивидуальных смыслов, мировосприятия, мироощущения.

Новообразования личности:

  • Чувство зрелости, стремление к самостоятельности, экономическому самоутверждению;
  • Индивидуальный репродуктивный или творческий стиль мышления, выбор собственных задач в познании;
  • Склонность к риску;
  • Половое созревание, возникновение половых влечений, «жажда переживаний»;
  • Потребность сравнивать себя с другими, развитие самосознания, уровня притязаний, самооценки;
  • Стремление к самоорганизации учебного и свободного времени;
  • Активная самореализация задатков и способностей;
  • Избирательные лидерские качества;
  • Кризис ценностей;
  • Стремление к самовоспитанию, самообразованию.

Подростковый кризис ценностей – (11-13 лет) возникает в результате трудностей бурного роста организма, полового созревания и противоречий между возросшими физическими возможностями, духовным самосознанием подростка и способами социального удовлетворения его потребностей в мире взрослых.

  • является следствием амбивалентности (двойственности) эмоциональных состояний подростка, неустойчивости и противоречивости его социального положения,
  • проявляется в силу недостаточного опыта успешного самостоятельного решения подростком своих индивидуальных жизненно важных задач.

Акцентуации – чрезмерные усиления отдельных черт характера, возникающие в отрочестве, ранней юности, уязвимость отношений и эмоционально-волевой сферы личности, проявление «пунктиков» при росте нервно-психических нагрузок.

  • проходят и выравниваются при целенаправленной компенсаторной деятельности, при психолого-педагогической помощи в индивидуальном воспитании и изменении социальной ситуации развития личности.
  • носят смешанные формы, в чистом виде встречаются редко, характеризуются следующими типами проявлений:
  • «Астеник» - тревожный, подавленный, нерешительный, раздражительный, с повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью психической жизни.
  • «Сензитивный» (психастеник) – робкий, неуверенный в себе, боязливый, стеснительный, мнительный, ипохондрик (с преувеличенным вниманием к своему здоровью).
  • «Истероид» - с демонстративным, манерным поведением, стремится любой ценой обратить на себя внимание, искажает факты и события жизни в свою пользу, лживый, авантюрный, с «бегством в болезнь» (притворщик), с недостаточным этическим началом (отсутствием чувства долга, сопереживания, сострадания).
  • «Дистимик» - чрезвычайно серьезный, ответственный, сосредоточенный на мрачных мыслях и переживаниях, слабо активный в деятельности, нерешительный, робкий, с устойчиво положительной этической позицией в отношении выполняемых дел, поручений, социальных ролей.
  • «Циклотимик» - склонен к резкой, непредсказуемой смене настроения в зависимости от внешней ситуации или внутреннего биоритма, имеет циклично меняющееся настроение, которое держится от нескольких часов до нескольких дней, независимо от разных событий, в которые он включен.
  • «Шизоид» - постоянно уходит от контактов, замкнутый, скрытный, эмоционально холодный, не склонен к состраданию и сопереживанию, легко раним.
  • «Параноический» («застревающий» на сверхценных идеях) – упрямый, эгоцентричный, повышенно честолюбивый, с маятниковым движением чувств, подозрительный, враждебный к окружающим, болезненно обидчивый, с резко завышенной самооценкой, постоянно жалуется на свои потери, неудачи, «придирки» к нему других людей.
  • «Эпилептоид» - крайне раздражительный, с приступами разнообразных страхов и тоски, неуправляемый, с чрезмерно обстоятельной речью, педантичный, неспособный бороться со своими влечениями.

Тест-анкета «Кругозор»

Проводится социальным педагогом с классным коллективом, активом учащихся, разными группами подростков в целях улучшения организации школьной жизни и моделирования средств индивидуальной поддержки. Данные анализа обсуждаются учащимися, используются в индивидуальном взаимодействии с подростком.

  1. Назови в порядке предпочтения школьные предметы, которые кажутся тебе самыми интересными: _____; 2. _____; 3. _____. Школьные предметы самые полезные _________________ самые трудные для тебя _________________________.
  2. Назови самые трудные школьные уроки, если такие у тебя есть: 1. ____; ____; 3. _____.
  3. Допиши незаконченные предложения:
    • Охотнее всего я встречаюсь в школе…
    • Меньше всего в школе мне хотелось бы встречаться с …
    • В свободное время я больше всего интересуюсь …
    • После школьных уроков я охотнее всего занимаюсь …
    • Мое любимое занятие дома…
    • Со сверстниками мне интереснее всего …
    • Мне нравятся такие люди…
    • Мне нравятся телепередачи …
    • Главным событием моей жизни в этом году было …
    • Свое свободное время я предпочитаю тратить …
    • В моей жизни меня огорчает …
    • В будущем я хотел бы…

Категория: Прочее
14.10.2019 16:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!