СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание эстетически развитой личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы. На современном этапе развития общество нуждается в воспитании эстетически развитой личности детей. В соответствии с «Концепцией подросткового воспитания» основой воспитания и обучения в подростковом возрасте является культура поведения, эстетика учащихся. Проблема эстетического воспитания детей на основе традиционной национальной культуры приобретает особую актуальность в современной социокультурной ситуации, характеризующейся идеологической неопределенностью, размытостью нравственных и ценностных ориентиров. В настоящее время в эстетической практике прослеживается утрата лучших национальных традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. Подростки, живя в «огрубевшем» обществе, невольно становятся бездуховными, эстетически неграмотными. Это одна из главных проблем современного общества. Говоря словами выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского, «Воспитание моральных, интеллектуальных, эстетических чувств в их тесной взаимосвязи располагает практическую целенаправленность: научить молодого человека управлять своими желаниями, сознательно ограничивать их, быть властелином желаний, воспитывать в себе благородные человеческие потребности» [54, 465]. В отечественной педагогике 20 века к проблеме эстетического воспитания обращались многие ученые, изучая всесторонне ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития творческих способностей подростка (В. А. Сухомлинский), как источника духовности (В. В. Зеньковский), как средства сознания художественного образа, активизации процесса творчества (Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) и др. В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, ее ценностей, близость ее к восприятию подростков представляет наибольший интерес для исследования. Оно уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи. Говоря о художественных национальных традициях, педагоги стремятся заполнить возникший духовно-идеологический вакуум произведениями традиционного русского фольклора. Слабо разработан на сегодняшний день комплексный подход в эстетическом воспитании. Поэтому исследование этой сферы для педагогов музыки, руководителей фольклорного кружка очень важно. Поэтому нас интересует тема «Эстетическое воспитание подростков в условиях общеобразовательного учреждения средствами фольклора». За последнее десятилетие в педагогической практике появились разнообразные «комплексные» формы эстетического развития детей, в том числе с включением в процесс обучения нескольких видов художественного творчества. Однако они существуют лишь в «единичных» формах, нет научно обоснованных принципов всестороннего (комплексного) подхода: почти не изучена сама возможность использования фольклорных образов как средства для эстетического восприятия и эстетической деятельности. Целью данного исследования является теоретическое обоснование, экспериментальная проверка учебно-методического комплекса по эстетическому воспитанию подростков средствами фольклора. Цель предполагает следующие задачи исследования: – Охарактеризовать состояние проблемы эстетического воспитания подростков средствами фольклора. – Разработка учебно-методического комплекса и программы по эстетическому воспитанию подростков. – Теоретическое обоснование и эксперимент проверки учебно-методического комплекса по эстетическому воспитанию подростков средствами фольклора. В основу исследования легла гипотеза о том, что комплексное использование фольклора как дидактического составляющего, обеспечивающего нравственно-эстетическое воздействие на учащихся, возможно при соблюдении следующих принципов: - включение фольклора в художественно-эстетическую деятельность детей, направленную на формирование положительных качеств личности; - творческая трансформация фольклорного материала как педагогического явления с учетом особенностей существующих программ общеобразовательных учреждений (программы: «Музыка», «Изобразительное искусство»); - психолого-педагогическая диагностика развития детей подросткового возраста как эффективное освоение традиций народной культуры. Объект исследования – педагогический процесс по освоению детьми традиционной народной культуры. Предмет исследования – художественно-эстетическая деятельность детей на основе комплексного освоения фольклорных образцов. Методологическую основу исследования составили работы В. С. Русановой где исследуются проблемы художественно-эстетического воспитания подростков в условиях дополнительного образования детей[51,165] А. А. Радугина. Теоретической базой исследования явились также труды известных талантливых отечественных и зарубежных педагогов (В. А. Сухомлинский, Я. А. Каменский, Д. Локк, Е. Э. Линева, Н. Л. Брюсова и др.), исследования по общей педагогике, дидактике, музыкальному образованию, эстетике и фольклористике. Теме « эстетическое воспитание подростков в условиях общеобразовательного учреждения средствами фольклора», посвящены труды многих современных деятелей науки и культуры (Д. С. Лихачев, Г. М. Науменко, Л. Г. Дмитриева и др.). Между тем, нераспространенность форм и содержания фольклорного материала в программах структур общеобразовательных учреждений в современных условиях представляет собой особую проблему. Народная педагогика рассматривается как основанная на традициях и опыте предшествующих поколений, как система педагогических воздействий на личность, способствующих ее преобразованию с учетом этнических и региональных различий. Методы исследования. Для решения исследовательских задач была использована система взаимодополняющих методов, основным из которых стал эксперимент (в течение 4-х лет, с 2003 по 2007 гг.) комплексного эстетического развития детей посредством фольклора в рамках дополнительного образования. В эксперименте использован сравнительный анализ результатов художественно-эстетической деятельности средствами фольклора, анкетирование, тестирование детей (психологическая диагностика), а также статистический анализ результатов экспериментального исследования. Научная новизна и теоретическая значимость исследования эстетического воспитания средствами фольклора подростков общеобразовательных учреждений в педагогическом процессе предполагает поиск смыслового содержания фольклорных образцов в рамках выбранного репертуара, способствующего формированию у подростков эстетически-художественных качеств личности. Достижение результата предполагает наличие дидактического материала фольклорных образцов, а также воздействие дидактики в целом. Практическая значимость исследования. Полученные автором результаты исследования нашли применение в учебно-воспитательном процессе, организованном в Смолинской общеобразовательной школе, на базе районного дома творчества, обеспечив повышение эффективности и качества музыкально-педагогической деятельности. Программа фольклорного кружка поэтапно реализуется и развивается на методологической и теоретической базе.

Категория: Музыка
10.10.2018 07:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!