СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы .

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Компетентностный подход в настоящее время провозглашен в качестве основного на всех ступенях образования: от детского сада до высшей школы.

Особенности психического развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время — стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.) (М.И. Лисина, 2008)

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

1) опыт общения ребенка со взрослыми;

2) опыт общения со сверстниками;

3) индивидуальный опыт ребенка;

4) его умственное развитие. (А.В. Хуторской, 2003)

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают устойчивый и осознанный характер.

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. (И.П. Шкуратова, 2003)

Одно из важнейших условий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случае имеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий, которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире.

Важным условием формирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.

Исходя из теоретического анализа изучения коммуникативной компетентности отечественными и зарубежными исследователями мы сделали вывод, что однозначного определения этому понятию нет. И, как большинство авторов склоняемся к тому, что основными компонентами коммуникативной компетентности старших дошкольников являются:

  • распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
  • умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;
  • сотрудничество с взрослыми и сверстниками;
  • коммуникативные навыки:
    • умение слушать и слышать;
    • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
    • говорить самому. (А.М. Щетинина, 2013)

Как нам известно из трудов исследователей возрастной психологии (В.С. Мухина, 2009; М.И. Лисина, 2008; Е.О. Смирнова, 2005) – ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому предлагаем отследить имеющиеся навыки коммуникативной компетентности в игровой деятельности.

Для детей подготовительной к школе группы характерно содержательное общение с воспитателем по инициативе ребенка. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог — ролевой и по поводу игры. Дошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о летнем отдыхе, о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т.п.

У детей пользуются популярностью настольно-печатные игры «Подбери по ассоциации», «Назови животных» и др. Дети самостоятельно организовывают игры, приглашают сверстников, объясняют правила, следят за выполнением действий. Они доброжелательно относятся к партнерам даже в тех случаях, когда кто-то из них ошибается.

Возникают игры с мячом типа «Съедобное — не съедобное». Дети импровизируют, называя слова из разных тематических групп (овощи, фрукты, транспорт, одежда, рыбы, змеи и т.п.). В игре могут участвовать одновременно несколько игроков, бросая друг другу несколько мячей. Игровые действия сопровождаются смехом, радостными вокализациями, речевыми высказываниями.

Дети сопровождают речью и самостоятельную изобразительную деятельность. Как правило, за столом располагаются одновременно три-четыре ребенка. Каждый рисует свое и комментирует изображение, обращаясь к партнеру-сверстнику. В процессе рисования возникает непринужденная беседа. (Н.К. Ледовских, 2004)

Некоторые дети, перемещаясь, могут прогуливаться по группе парами, тройками, ведут диалоги, развивая сюжет в воображаемом плане.

У детей пользуются успехом игры с персонажами кукольного театра по сюжетам знакомых сказок. Разыгрываются импровизированные диалоги. Мотив театрализованной деятельности может включаться в традиционные сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад»).

Часто дети разыгрывают бытовые темы («Дочки-матери, «Поликлиника», «Магазин» «Перекресток»» и др.). Они легко воспроизводят профессиональную деятельность взрослых, копируют их поведение, характер взаимоотношений. Дети свободно ведут диалог друг с другом (ролевой и по поводу игры). (Д.Н. Дубина, 2006)

Поводом к общению могут стать новые книги, энциклопедии, журналы, которые приносят взрослые — родители, воспитатели, сами дети. Энциклопедия объединяет коллектив единомышленников. Возникает коллективное обсуждение самых разнообразных тем. И это обсуждение происходит как полностью самостоятельная нерегламентированная деятельность. Не обращаясь к взрослому, дети сами устанавливают порядок рассматривания иллюстраций и ведения диалога. Формируется культура дискуссии, умение выслушивать сверстника, говорить по существу, уважать право партнера на собственное мнение, на то, чтобы быть услышанным и понятым. (Е.С. Рычагова, 2012)

Такая культура ведения содержательной беседы возникает не на пустом месте. Дети приобретают опыт совместного рассматривания иллюстраций в более раннем возрасте, когда содержание картинок задается целью отработки правильного звукопроизношения, усвоения лексических групп и другими дидактическими задачами, т.е. при самостоятельной работе с развивающими дидактическими материалами (по принципу автодидактизма).

Соревновательная тематика также находит отражение в самостоятельной деятельности детей. Между детьми возникают разговоры по поводу игры-соревнования. Идет обсуждение вопроса, кто выиграл и почему? Возникает спор между сверстниками, в котором, по мысли Л.С. Выготского, происходит становление продуктивного мышления детей. (С.И. Поздеева, 2013)

Пути развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста:

— Большой блок методик основан на лингводидактическом подходе к коммуникативной компетентности и большую роль уделяют речевому развитию и диалогическому общению ребенка со сверстниками и взрослыми. При этом работа может строиться в различных видах деятельности.

— Д.Н. Дубина, Ю.А. Судаплатова (2013) за основу своей работы берут народную сказку. Они считают, что одним из способов расширения языкового поведения, формирования коммуникативных умений личности дошкольника является диалогическое общение на основе произведений устного народного творчества.

— Н.К. Ледовских (2003), Н.А. Богданова (2010) как коммуникативный повод для общения педагога с детьми видят изобразительную деятельность. Авторы считают, что общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых. Изобразительная деятельность требует коммуникативного взаимодействия на всех этапах: на этапе обсуждения темы, выбора средств и техники изображения, в процессе непосредственно изобразительной деятельности и на этапе осмысления ее результатов.

— Очень много проектов (Г.А. Саитова, 2012; Н.Н. Кулиш, 2011; С.С. Мальцева, 2012; С.А. Мурзина, 2011), связанных с игрой как средством формирования коммуникативной компетентности. При этом авторы решают насколько задач: формируют монологическую и диалогическую речь, учат сотрудничеству. И это очень обосновано, ведь игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

— В качестве методического материала педагоги используют достаточно известные среди воспитателей детских садов пособия: Л. Дубининой «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений»; К. Фопель «Как научить детей сотрудничать». (2008)

— Существуют и более частные программы по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Среди них:

Т.А. Благовещенская (2003) – Развитие основ коммуникативной компетентности при изучении английского языка в подготовительной группе;

И.А. Лыкова (2008) — Развитие коммуникативной компетентности через диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры;

В.Н. Чиркова (2005) – Здоровьесберегающая коммуникативная среда.

Но мне хотелось бы затронуть проблему формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников посредствам активных методов обучения (комплексно).

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение педагогом, в т.ч. воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Исходя из этого, задачей следующего этапа работы является разработка и внедрение психолого-педагогической программы развивающих занятий по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Организация, этапы и методики исследования

Цель исследования: апробация психолого-педагогической программы развивающих занятий с детьми, направленной на формирование и развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников.

Объект исследования: дети дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет.

Предмет исследования: компоненты коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Характеристика испытуемых и база исследования. Исследование проводилось на базе детского сада № 1796 г Москвы. Всего в исследовании участвовало 24 ребенка (из них мальчиков — 14 и девочек — 10) в возрасте 6-7 лет. Дети посещают подготовительную группу детского сада. По возрастной периодизации Д.Б. Эльконина возраст детей 6-7 лет соответствует старшему дошкольному возрасту.

Этапы исследования. Всего в исследовании было три этапа:

1) Констатирующий этап, в ходе которого исследовались некоторые компоненты коммуникативной компетентности.

2) Развивающий этап. На данном этапе с детьми проводилась комплексная психолого-педагогическая программа, состоящая из развивающих занятий, построенных на активном включении испытуемых в процесс обучения.

3) Контрольный этап. В ходе третьего этапа исследования провели диагностику компонентов коммуникативной компетентности и сделали выводы о применимости подобной работы для формирования коммуникативной компетентности у детей 6-7 лет.

19.05.2019 21:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!