СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Развитие коммуникативных и речевых навыков у детей старшего возраста посредством театрализованной деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие коммуникативных и речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности как эффективная форма социализации детей.

Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих грамотно и смело выражать свои мысли.

Наша с вами задача, как педагогов, вырастить и воспитать эмоционально благополучных, активных, любознательных, стремления к творческому самовыражению, компетентных в общении со сверстниками и взрослыми, детей.

Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения.

На протяжении нескольких лет приоритетным направлением работы нашего ДОУ является социально – личностное развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

В решении этих задач помогает, созданная в нашем ДОУ детская театральная студия «Золотой ключик», которую посещают дети старших и подготовительных к школе групп. Работа по театрализованной деятельности включает в себя следующие блоки:

1 блок: «Мы – дружные ребята», решает такие задачи как: учить детей выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. В старшем возрасте ребенок, с опорой на поддержку взрослого, может решать, как ему поступить, предполагая последствия собственных действий. Огромное значение для развития навыков сотрудничества является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания, не ущемляя при этом достоинство и интересы другой стороны.

2 блок: «Ритмопластика», решает следующие задачи: развивать актерские и имитационные способности, пантомимические навыки, исполнительские умения, воспитывать доброжелательные партнерские отношении

3 блок: «Культура и техника речи», реализуется совместно с логопедом. Основные задачи блока: помочь детям сформировать четкое произношение (дыханиение, артикуляцию, дикцию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, ударение, силу голоса, темп речи). Для решения этих задач используются речевые игры, диалогические стихи, артикуляционная гимнастика, скороговорки, стихотворения, потешки.

4 блок: «Основы театральной культуры». Этот блок определяет ряд задач:

приобщать детей к театральной культуре, знакомить с видами, устройством театра, правилами поведения в театре; знакомство с материалом носит практический характер, т. е. проходит во время игр, работы над пьесой, посещения спектаклей, просмотра видеозаписей спектаклей.

5 блок: «Работа над спектаклем», где решаются такие задачи, как создание условий для развития творческой активности детей при подготовке спектакля, развитие знания и умения в овладении той или иной ролью.

По мере подготовки спектакля, дети усваивали общечеловеческие нравственные ценности.

Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.

Детской театральной студией были показаны следующие постановки: русские народные сказки: «Гуси- Лебеди», «Морозко», «Репка», «Колобок»; китайская народная сказка «Соловей»; башкирская народная сказка «Щедрый заяц»; рок-опера «Весна» и др.

Последней театральной постановкой явился спектакль «Как зайчата маму обидели». Спектакль был показан всем воспитанникам детского сада и родителям. В книге отзывов родители писали: « была приятно удивлена талантом и способностями детей, перевоплощаться», «мой внук стал спокойнее, рассудительнее…», « с ребенком стало интересно общаться – он делает интересные умозаключения…» и т.д.

Родители принимают активное участие в подготовке спектаклей – шьют костюмы, изготавливают атрибуты, декорации, что положительно сказывается на процессе воспитания их детей. Тесные отношения родителей, детей, педагогов являются хорошим примером.

Но работа в этом направлении не ограничена только театральной студией. Во всех возрастных группах оформлены и широко используются театральные зоны: «мини-музей», «театральная сцена», «в стране театра», «уголок ряженья». Театральные центры представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, театр ложек, пальчиковый театр, театр кукол с «живой рукой», театр петрушек, эстрадный театр, театр-драматизации, театр на блюдечках, театр на зонтике, театр на воздушном шаре, театр на ладошках, театр картинок (фланелеграф), атрибуты и декорации (макет дерева, домик, цветы и так далее).

Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды детской деятельности и в их взаимосвязи. Она организовывается в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня.

Педагогами используются разнообразные формы организации совместной и самостоятельной театрализованной деятельности: проигрывание отрывка из сказок; прослушивание сказок, потешек, стихотворений; режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом; рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий; пантомимические этюды и упражнения; дыхательная и артикуляционная гимнастики; пальчиковые игры со словами; разучивание чистоговорок и т.д.

На занятиях как художественного - эстетического, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включают разнообразные виды театра: кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр-драматизации и другие. Накопленные знания дети позже активно используют в художественной и самостоятельной деятельности. При организации занятий педагоги ДОУ с помощью куклы создают игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, дают от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще проводятся как показ кукольного спектакля, когда персонажи рассказывают: Буратино рассказывает детям о буквах, цифрах; пчелка Мая - о жизни насекомых. С помощью куклы (Волк, Лиса, Карабас-Барабас) воспитатели корректируют реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показывают «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым. Из опыта работы выявлено, что маленькая кукла вызывает меньше страха и опасений, с ней ребенок быстрее идет на контакт, нежели со взрослым.

В циклограмму деятельности II половины дня во все возрастные группы введено одно театрализованное занятие в неделю. Театрализованные занятия представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Использование театрализованной деятельности в работе с детьми даёт хорошие результаты в развитии коммуникативных и речевых навыков. Это видно по результатам проведенной диагностики (данные 2014 – 2015учебного года). У детей:

  • повысился интерес к театрально – игровой деятельности;
  • усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа;
  • расширились представления детей об окружающей действительности;
  • обогатился и активизировался словарь детей;
  • усовершенствовалась интонационная выразительность речи;
  • развивалась память, мышление, воображение, внимание детей;
  • усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, частые их выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. В заключение хочу добавить, что от того, какие нравственные ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.

Категория: Логопедия
14.05.2017 17:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!