СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие эмоциональной отзывчивости на красоту окружающего мира.

Наряду с задачами получения художественных знаний и умений, занятий творчеством программа Неменского ставит самой главной задачей - способность через язык искусства воспри­нимать художественную информацию всех предыдущих поколений. Решение этой глобальной за­дачи возможно через тренировку у ребенка способности всем своим существом переживать произведение искусства. Чувствовать искорку восторга, восхищения чем-то для себя открытым в произведениях искусства или в творчестве своих товарищей, как говорит сам Неменский ". научить ребенка чувствовать, как на мгновение у тебя захватывает дух от чего-то увиден­ного или проскальзывает молния между тобой и произведением.". Такую сложную задачу может решить педагог на уроках только ощущая себя ". режиссером, а класс детей своей труппой, где для сопереживания "актеры" должны войти в роль.". Учитель же как режиссер тонко, незаметно, тактично вовлекает их в сопереживание. Я предполагаю для осуществления всего этого кабинет должен стать каким-то необычным для детей местом - куда заходишь и хочется сначала все рас­смотреть, потрогать, где может состояться это необычное чувство восторга, восхищения, удивле­ния.

Затем даже не только удивление чем-то, что смогли другие, а в первую очередь должен со­стояться сам ребенок - он должен здесь почувствовать себя пусть не талантливым "актером", художником, а хотя бы способным на многое, способным создавать, творить что-то своими, пусть маленькими руками, удивлять других. Кабинет должен стать как бы храмом, хранилищем не только репродукций картин твоих предков, а и хранилищем работ разных поколении: и студентов, и таких же ребят, которые сюда пришли и своими руками, и фантазией, своим вдохновением создали какие-то свои произведения, которыми дети восхищаются; чтобы можно было осознать величай­шую роль художника в жизни. Мы знаем, что искусства вызывают в людях противоположные чувства: радость и печаль, смех и слезы, надежду и разочарование; даруют счастье и страдание и т.д. Мне бы хотелось, чтобы на уроках ИЗО дети испытывали в большей степени положительные эмоции. Потому что, судя по медицинским карточкам детей - почти все больны какими-то болез­нями, некоторые довольно тяжелыми значит боли испытывают много. А судя по семейным поло­жениям и неурядицам в семье - дети видят и пока не очень осознанно испытывают и отрицатель­ные эмоции - страх, переживания и разочарования, ведь на них часто срывают зло, а они еще малы чтобы управлять своими желаниями - и не понимают, почему у соседа есть такая игрушка, ручка, пенал, а у него нет. Они о чем-то мечтают, им чего-то хочется, а достичь этого нельзя из-за материального неблагополучия. Исходя из этого - мне хочется каждым уроком ИЗО места с положительными эмоциями заставить их почувствовать себя уверенными в своих силах, в том, что они могут что-то сделать своими руками, рисовать то, чего нельзя купить. Итак, уроки ИЗО и кружок по ИЗО начинаются с кабинета. Проводя уроки или кружковые занятия в нем, надо создать ситуации, в которых наибольшее количество детей эмоционально отзывалось на увиденное и начинало "творить". Есть дети тонко с рождения и от верного эмоционального воспи­тания чувствующие; есть лидеры, умеющие пусть грубовато, но удивиться и обратить на что-то его поразившее внимание других детей; есть чувствующие для всех незаметно, тихо; а есть и заве­домо "бесчувственные" - с неразвитой эмоциональной отзывчивостью. Они входят в кабинет ИЗО и начинают разглядывать все в нем. ИЗО — это эмоции через зрение и осязание. В кабинете стенка с игрушками и поделками - игрушки дети любят - о них мечтают, с ними делятся секретами, болеют - обнимая и засыпая; играя в них, вкладывают свой небогатый жизненный опыт. Их хочется по­смотреть, потрогать, подержать. Тут первые эмоциональные переживания - у одних такие есть, таких не видели, вопросы, а где их столько взяли, а кто их сделал, из чего сделали - это о глиняных, из ниток, из проволоки., а как их много, "мне бы такую, такое.". Далее разглядывают маску, прикладные поделки детей стеклом по керамической плитке, бабочек на шторах, работы студентов ОХУ, портрет, выполненный мною и т. д. Все в кабинете им нравится, все удивляет. А когда они насмотрелись, на уроке я рассказываю им сказку о первобытном человеке, имевшем волшебную птицу, научившую человека видеть красоту окружающего мира, давшую ему чувства восторга и восхищения этим миром, научившую его творить, т. е. самому вызывать у других эти чувства сво­ими произведениями (рисуя, строя, создавая). Акцентирую, что каждый из них научится создавать что-то красивое своими руками на уроках ИЗО, показывая лучшие детские работы. Детям даже не верится, что это их сверстники 1-Зкл. могли так сделать или нарисовать. У них нет еще веры в свои силы в этих областях художественного творчества.

Затем начинаются уроки - открытия, где дети получают, и знания специфические по предмету и параллельно идет эмоциональное развитие, умение чувствовать, ощущать себя и свои способности. Например, урок изображения стихий, дождливой погоды с применением воска и в технике по-сырому. Урок очень тонко продумывается. Дети еще не умеют восхищаться на репро­дукции картин - я заметила - большинство равнодушны. Не заставляю и не призываю искусственно восторгаться - здесь как бы просто рассказываю по картинам как художники рисуют дождливое небо, сырую землю, порывы ветра и все - время вставляю слова: как красиво, как здорово, как тонко, как точно, как прочувствованно художник изобразил все это. Детям пока еще не понятно, что художник не просто рисовал природу, а она его увлекла в этот момент, вызвала восторг и вдохновила так изобразить., Знаю, что слова доходят не до всех детей, ведь каждый со своим внутренним миром, поэтому сценарий урока развиваю дальше. Начинаем рисовать сами, попробуем, как мы сможем нарисовать дождь, какими красками, какие оттенки и цвета будем подбирать? Я уже о них говорила, дети начинают перечислять - они запомнили. Дальше рисуем "дождь" воском - им не понятно, т.к. его на бумаге не видно; смочили водой лист, и начинаем за учителем рисовать перечисленными цветами и оттенками. И вот тут-то начинаются выкрики восторга и удивления, глаза начинают светиться. Удивляются, что получается, удивляются, что красиво, а когда в конце урока начинаем сравнивать с работами художников, оказывается, что хоть немного и подражали, но каждый по-своему нарисовал так, как раньше не умели и не могли даже представить. Дети просят оценить их, показывают работы, которые им понравились больше всего. Восторг и оценка сливаются вместе, они начинают ощущать себя, свои силы, возможности. Так свершилось для них задуманное мной театральное действие урока - урок нашел отклик в их душах. Многие из них ведь никогда и не приглядывались к самой природе, их никто не призывал посмотреть во­круг - как там красиво, какие там оттенки цветов, они даже не знают оттенков, а многие и цвета. Поэтому понимать произведения искусства им тяжело, ведь они не чувствуют пока самой приро­ды, их не учили этому. Поступательно, последовательно из урока в урок приучаю детей обращать внимание на природу, на изменение в ней, открывать ее для себя, находить в ней что-то красивое. Привлекаю музыкальные произведения. Музыка через слух действует не только на сознание, но и на подсознание. Ее можешь не понимать, а она на тебя давит или волнует, что-то необъяснимо в тебе бередит - это хорошее дополнение к зрительным образам для детей, чтобы создать для них художественный образ какого-то момента в природе. Например, урок, который непосредственно вводит детей в то, какие чувства вкладывает художник в изображение - как он относится к приро­де, какие чувства старается вызвать у нас. Тема " Теплые и холодные цвета. Море ласковое, солнеч­ное и море взволнованное, злое, приближение бури". И опять действие с эмоциональными кульми­нациями. Воспитывается и хороший художник, и отзывчивый зритель. На произведениях разных художников - Клода Моне, Ван Гога, Айвазовского и т.д. показываю, как живописцы рисовали море в различных состояниях. Дети сами эмоционально рассказывают о своих впечатлениях от мо­ря (некоторые были на море). Перечисляем оттенки моря теплого и "доброго" и моря "злого", бурного. Говорим, что каждый художник одинаково любовался и тем и другим морем. Но одно у нас вызывает ровные, приятные чувства и воспоминания, а другое, темное море с огромными волнами - чувства волнения, а иногда и страха перед стихией. Смотрим рисунки Билибина к "Сказке о Царе Салтане" Пушкина, где- то огромные волны катят бочку, то ласково ее выбрасы­вают на берег. Слушаем музыку Рнмского-Корсакова к этой же сказке, где дети точно угадывают, когда море бушует, грозно ударяясь волнами о берег, злится, а когда море плещется ласковыми волнами, тихими, "солнечными". Здесь как раз для детей открытие различных средств, которыми разные виды искусства отражают одно и то же явление природы (музыка в звуках, ИЗО в зри­тельных образах). Затем свое открытие я разрешаю передать на бумаге. Быстро показываю опыт детей предыдущих классов. Во-первых, восторги ахи на работы детские, а во-вторых, очень хоро­шие результаты урока. 100% выход детских работ. Удивление на самих себя и радость от соб­ственных работ, двойная радость для меня - учителя, что они уже без моей помощи могут нарисо­вать море, да еще вложить свое к нему отношение, причем все это уже с пониманием. Таким обра­зом почти на всех уроках ИЗО дети овладевают способностью воспринимать через язык искусства его художественной информацией. Они начинают понимать, что своим произведением хотел нам сказать художник, каких чувства хотел добиться от нас, как хотел нас приобщить к творчеству. Задача учителя закрепить в детях потребность в овладении языком искусства, потребность в сопе­реживании, в творчестве, в стремлении окружать себя прекрасным на всю жизнь. Тогда его духов­ная жизнь станет более полнокровной, он сможет глубже воспринимать и человека, и природу, и музыку, и ИЗО, и многое другое. Он поднимется еще на одну ступеньку общечеловеческой куль­туры. В сопереживании - истоки нравственности.

Понятия добра и красоты у детей специфичны. Красота для ребенка то, что ярко, бро­ско, привлекательно; а доброта ассоциируется с образом мамы, бабушки. Наша задача, опираясь на эти представления детей, повысить уровень их понимания красоты, которая может быть небро­ской, спокойной - маленький цветок в траве, крылышки бабочки; а понятие доброты наполнить многообразием ее жизненных проявлений, чтобы они сами смоли творить добро. Вот почему це­лый цикл уроков программы посвящен понятиям добро и зло: "Изображение природы в различ­ных состояниях. Море ласковое и бурное"; "Выражение отношения через изображение животных (зверь злой и зверь добрый)"; "Образ человека и его характер. Женский образ и мужской, добрые и злые герои сказок", "Портрет друга", "Портрет мамы" и т.п. Уроки воспитывают реакцию ребенка на добро и зло, представление о добре и зле, оценку добра и зла.

На уроках ИЗО дети приобщаются к духовной жизни людей до нас, они узнают о жиз­ни других народов в других эпохах и странах - русское национальное творчество, искусство Гре­ции, Японии, Америки. Художественные знания, умения и навыки • основное средство приобще­ния к художественной культуре. Учить не искусству, а искусством. Сегодняшние мальчишки и девчонки через искусство могут прожить, прочувствовать тысячи жизней людей иных эпох - и опытом их чувств и отношении "скорректировать", уточнить свой эмоциональный и ценностный опыт. Дети могут быть Василисой Прекрасной, Иваном Царевичем, Онегиными Татьяной. Искус­ство дает опыт переживания прошлого и настоящего. Искусство очеловечивает человека.

Почти все дети любят рисовать, а если уроки проходят без тени "насилия" и "насаждения " знаний; в игровой, увлекательной форме, с открытием себя и своих возможно­стей; то можно сказать, что у нас все дети любят ИЗО. Во всех высокоразвитых странах на ИЗО отводится 5,6, а то и 7 часов в неделю как в Японии, Голландии. Считается, что художественно развитые руки и головы работают лучше, с большей отдачей, создают и производят поистине фан­тастические вещи и машины, я уже не говорю о художественных произведениях живописи, графи­ки, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. У нас пока этому уделяется слишком мало внимания. Мы смотрим телесериалы по телевизору, и видим, что в доме простого рыбака, в доме богатого и обеспеченного делового человека обязательно на стенах висят художественные произ­ведения искусства - у одного подешевле, у другого дороже. А у нас на стенах безвкусные безде­лушки и ковры, а дома заполнены стереотипным ширпотребом - примитивным и безвкусным. Это наше примитивное представление о красоте - на "красоту " нет времени ни в школе, ни дома, да и учат отличать красивое от примитивного и безвкусного редко и мало. Боль­шинство программ до программы Неменского основное время ИЗО отводили рисованию с нату­ры и декоративному рисованию, да несколько уроков на историю искусства при одном часе в не­делю. У нас в школе есть все возможности приобщить детей к различным видам искусства, а ИЗО изучать и вширь, и вглубь благодаря программе Неменского и двум часам в неделю. Ну, а если их будет 3 или 4, то я думаю, наши дети не смогут не стать художественно-образованными людьми с развитым эстетическим вкусом.

Эстетическая культура передается детям через нас, учителей. Можно хорошо знать программу, материал, быть хорошим художником, но не уметь донести до детей свои знания и умения. Педагог сам должен быть человеком творческим, эмоциональным, любить детей и доно­сить до них материал так, чтобы и детская душа отозвалась. Обучение ИЗО — это шаги в мир радо­сти, добра и красоты. Одухотворенная красота несет себе добро, а добро всегда прекрасно. Дет­ская радость — это мощный эмоциональный импульс, созидающее начало. Поэтому введение ре­бенка в мир ИЗО, в систему взаимосвязей его с жизнью должно осуществляться в единстве радо­сти, добра и красоты.

Более тесные связи необходимо налаживать с родителями. В школе проводятся роди­тельские собрания с выступлениями учителя ИЗО, даются открытые уроки для родителей. Благо­даря этому мои идеи и желания в образовании детей стали и идеями родителей. Они иногда откры­вают в своих детях то, чего никогда не замечали.

Велика роль в развитии детей дополнительного образования. Любое кружковое заня­тие — это не только получение каких-то художественных навыков ребенком, но и получение ин­тересных знаний, открытие новых возможностей детей, даже получение ребенком каких-то положительных эмоций и даже, я бы сказала, положительная "зарядка" и "разрядка" для ребенка на оставшееся время. Почему так? На кружок идут дети с желанием обязательно что-то сделать объемное, то, что можно трогать руками, чувствовать кончиками пальцев, осязать. Причем это можно потом подарить, взять домой - показать родным, на что ты способен. А за счет меньшего количества детей легче осуществляется индивидуальный подход к ребенку. Мы на кружке выполняем долговечные рабо­ты. Мозаика цветным стеклом по облицовочной плитке, витражи, работы в глине и т.д.

Категория: ИЗО
21.11.2020 15:45


© 2020 346

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!