СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей у дошкольников посредством ознакомления с окружающим миром

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

Р.Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного..»1: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Я считаю, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

Эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства».

Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости обучение чувствованию и художественному воображению – путь через игру, фантазирование, сочинительство и продуктивную деятельность.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен. Неправомерно утверждать, что художественное воспитание разрешает все проблемы. Но мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках.

В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.»

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства, украшает жизнь.

Мир ребенка- сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие захватывает ребёнка, полностью овладевает им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, свойственные ребёнку с рождения.

В последнее время возросло внимание общественности к проблемам эстетического воспитания, ибо человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Мы не можем утверждать, что эстетическое воспитание разрешит все проблемы, но мы не сможем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в достаточной мере эстетический элемент жизни.

Наш детский сад уделяет особое внимание художественно-эстетическому развитию дошкольников и взрослых. Целью деятельности коллектива является развитие эмоционально-чувственной сферы к явлениям действительности и искусству, формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности. Все окружение ребёнка направлено на развитие его художественного вкуса, чему способствует грамотно организованная среда всех помещений детского сада.

Работая по авторской программе художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, я выделила для себя направление: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников 3-7 лет посредством ознакомления с природой родного края».

Целью этой работы является содействие воспитанию человека с развитым миром эмоций и творческим мышлением, умеющего эстетически воспринимать окружающий мир, ценить произведения искусства, любить и беречь природу, владеющего изобразительными навыками.

Для успешного достижения цели и целостного развития ребенка необходима согласованная совместная работа всех участников образовательная процесса: детей, воспитателей, специалистов и родителей. Одним из важных условий развития детского творчества являются единая позиция в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между взрослыми.

Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми на занятиях, я ставлю перед собой задачу развивать творческие способности детей, сохраняя и развивая их индивидуальность, свое видение мира в процессе освоения языка изобразительного искусства. Я стараюсь строить занятия так, чтобы каждый ребенок смог проявить себя при решении поставленных задач, осуществляя воспитательно-образовательный процесс на основе личностно – ориентированного, дифференцированного взаимодействия с детьми, развивающего обучения, используя для этого принципы природосообразности, культуросообразности, преемственности и целостности педагогического процесса.

При этом неукоснительно следую соблюдению следующих правил:

- внимательно относиться к естественным проявлениям ребенка;

- обеспечивать условия для их творческой самореализации;

- уважать позицию ребенка в решении художественных задач;

- удовлетворять потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа;

- в своей работе я придерживаюсь правила не «рядом», не «над», а «вместе с ребенком».

В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребёнок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка. Поэтому эстетическое чувство я связываю с сенсорным развитием, т. К. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков; ребенок подражателен, поэтому я стараюсь давать только положительные примеры для подражания.

В своей деятельности я использую следующие методы, способствующие формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  • Метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
  • Метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  • Метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  • Метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех её красках.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через приобщение детей к общечеловеческим ценностям средствами искусства (театрального, музыкального, изобразительного, литературного, краеведческого) с целью развития эстетического вкуса, навыков рукотворчества с учетом их интересов ведется кружковая работа.

Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и искусстве – важное условие духовной жизни человека.

Тагор говорил: « Нельзя растить человека без воспитания в нем чувства прекрасного.», в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей…

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Необходимо создать условия для её появления и становления, и тогда она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребёнка.

Организуя свою деятельность по программе, я огромное внимание уделяю умению видеть природу, что является первым условием воспитания мироощущения единства с ней, первым условием воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой, и чтобы ощущать себя частью целого, ребенок должен постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Поэтому я учу замечать всю необычность и красоту родного края: краски и оттенки неба, форму облаков и их окраску, первый снег и первые проталины, особенности и оттенки лепестков, листьев. Каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу.

Учитывая, что особенности детей дошкольного возраста не позволяют строить творческую деятельность детей с опорой лишь на конкретную деятельность, без подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого очень сложно ребёнку раскрыть, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребенок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь продуманным образом. Поэтому я в своей деятельности активно использую принцип интеграции. Работая в данном направлении второй год, я могу сказать, что в интегрированном творческом процессе дошкольники создают эмоционально-выразительные образы, самостоятельно выбирая вид деятельности, соответствующие материалы и способы. Отличительной особенностью программы «Цветные ладошки» являются занятия дизайном. В дизайн-деятельности у детей возникает потребность общения с результатами собственного творчества (игровые атрибуты, костюмы, декорации, элементы интерьера и пр.)

Таким образом, можно сделать вывод, что интегрированный подход позволяет:

  • Оптимизировать художественное воспитание в ДОУ
  • Улучшить качественные характеристики образов, создаваемых детьми
  • Повысить креативность, инициативность, самостоятельность и ответственность каждого ребенка ( т.е. базисные характеристики личности)

Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, я строю свою деятельность таким образом, чтобы максимально обогатить его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все проистекает из наблюдений человека над природой.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания мира природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи.

Чтобы любить природу, надо её знать, а чтобы знать, надо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития ребёнка.

Но в ходе реализации программы, я увидела, что в ней очень мало внимания уделено региональному компоненту. У меня появилось желание разнообразить содержание программы внесением донского колорита. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

Для того, чтобы эти наблюдения имели целостность, воспитателем детского сада Софроновой Н.В., была разработана план-программа кружка «Неизведанное рядом». Педагогами творческой группы определено содержание кружковой работы по всем возрастным группам, предполагающее систематическую работу по ознакомлению дошкольников с особенностями города и края. Тематика занятий с детьми варьируется с учетом возможностей детского сада, географических и климатических условий края. В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы, осознание ребёнком себя, как субъекта природы.

Работа в кружке позволяет решать следующие задачи:

- Воспитывать желание познавать историю и культуру своего народа;

- Развивать эмоциональную сферу, чувства сопричастности к событиям, происходящим в городе;

- Обогащать жизнь детей разнообразными впечатлениями;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение, чувство любви и уважения и гордость к малой Родине.

Мир, в котором мы живём, переполнен информацией, новыми технологиями.Он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряя шаг. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к верованиям народа в то, что красота, созданная их руками,защитит и принесет счастье.

Декоративно-прикладное искусство создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь привлекательной и праздничной.

В программе «Цветные ладошки» уделено много внимания промыслам средней и центральной частей России. Конечно, знакомить с промыслами России необходимо, но на Дону существует единственный в своем роде промысел - семикаракорский фаянс. И я считаю, что нельзя оставить в стороне донских умельцев, поэтому творческой группой был разработан план реализации кружка «Донских степей неяркая краса». Основные задачи кружка:

  • Совершенствовать технику рисования красками, смешивания красок для получения необходимых цветов и оттенков. Формировать умение пользоваться кистью, умело проводить линии в разных направлениях, создавать элементы всем ворсом или концом кисти.
  • Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждении; эмоционально-нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.
  • Воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.
15.10.2019 21:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!