СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разноуровневые задания олимпиады по литературе для учащихся 9 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЗАДАНИЯ

школьного этапа Республиканской олимпиады обучающихся общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики 2018 – 2019 учебный год ЛИТЕРАТУРА 9 класс

1-й уровень (3 задания – 20 баллов)

1.1. Продолжите предложение: «Лирический герой – это…» ( 5б.)

1.2.Укажите жанр древнерусской литературы. (5 б.) а) Сказание б) Роман в) Поэма г) Комедия

1.3.Соотнесите произведение с героем (5 б.). Назовите автора произведения (5 б.)

а) «Куст сирени» 1 Монтекки

б) «Пиковая дама» 2 Хлестаков

в) «О любви» 3 Алмазов

г) «Ромео и Джульетта» 4 Герман

д) «Ревизор» 5 Алехин

2-й уровень ( 5 заданий – 50 баллов)

2.1. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. (10 б.)

«Василий Теркин», «Мцыри», «После бала», «Алые паруса», «Недоросль», «Шинель», «Уроки французского», «Старый гений», «Айвенго», «Тарас Бульба».

2.2.Перед вами отрывки из посланий литературных героев. Постарайтесь определить, кто кому пишет. Укажите произведение и его автора. (6 б.)

а) «Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю - потому что я не шут, а старинный дворянин. - За сим остаюсь покорным ко услугам…»

б) «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

в) «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».

2.3. По данным примерам определите вид тропа. (5 б.)

а) «Рыцарь дрался как лев»

б) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

в) «Побледневшие звезды»

г) «Редкая птица долетит до середины Днепра»

д) «Черный ветер, белый снег»

2.4. Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры)использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите. (4 б.)

а) Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. ( С.А.Есенин)

б) Унылая пора! очей очарованье! ( А.С.Пушкин)

в) Печальная береза у моего окна,

И прихотью мороза разубрана она. (А.А.Фет)

г) Мурава лугов

Ковром стелется… ( И.С.Никитин )

2.5. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.) ( 25 б.)

*

Слышу ли голос твой Звонкий и ласковый, Как птичка в клетке, Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои Лазурно-глубокие, Душа им навстречу Из груди просится,

И как-то весело, И хочется плакать, И так на шею бы Тебе я кинулся. 1838

3-ий уровень. Творческое задание (30 баллов)

Придумайте монолог ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Домашнего Компьютера ( по выбору)

P.S. Всего 100 баллов

ОТВЕТЫ ЛИТЕРАТУРА

9 класс

1.1.Лирический герой — это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём.

1.2. а)

1.3. а) 3 А. И. Куприн

б) 4 А. С. Пушкин

в) 5 А. П. Чехов

г) 1 В. Шекспир

д) 2 Н. В. Гоголь

2.1. «Василий Теркин» А. Т. Твардовский; «Мцыри» М. Ю. Лермонтов; «После бала»

Л. Н. Толстой; «Алые паруса» А. Грин; «Недоросль» Д. И. Фонвизин; «Шинель»

Н. В. Гоголь; «Уроки французского» В. Г. Распутин;

«Старый гений» Н. С. Лесков; «Айвенго» В. Скотт;

«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь.

2.2.а) А.С. Пушкин «Дубровский». А.Дубровский – К. Троекурову

б) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А. Гринёв - Савельичу

в) Н.В. Гоголь «Ревизор». Хлестаков – Тряпичкину

2.3. а) Сравнение

б) Метафора

в) Эпитет

г) Гипербола

д) Антитеза

2.4. А. Анафора: Не напрасно…., Не напрасно

Б. Оксюморон: Унылая пора! очей очарованье!

В. Эпитет - Печальная береза

Г. Метафора - Мурава лугов Ковром стелется

2.5. Отвечая на поставленные вопросы, ученик должен:

– Обнаружить адекватное понимание семантики стихотворения. Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»).

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

– Указать характерные принципы отбора поэтических средств, создающих впечатление «простоты, непосредственности, естественности», как-то: Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов). Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики. Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др. Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками. Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.

27.09.2018 20:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!