СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми Выступление на ШМО учителей начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №6

РФ, 142002, Московская область, г. Домодедово, мкр. Западный ул. Текстильщиков,13б, тел.: (496 79)5-46-09 факс: (496 79)5-46-09 Е-mail: dom111-06@list.ru

Работа с одарёнными детьми

Выступление на ШМО учителей начальных классов

Моризенова Наталья Константиновна,

учитель начальных классов высшей категории

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Одарённый ребенок. Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.

Интерес к одаренности как явлению в настоящее время очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС НОО (Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования). Поэтому, выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Сегодня актуальна потребность общества в формировании неординарной творческой личности. Современная образовательная ситуация требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в развитие современного общества.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отве­чающих требованиям современного общества;
  • учёт индивидуальных особенно­стей учащихся; разнообразие их развития,
  • обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Что же понимается под термином «одаренность»?

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

  1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.
  2. Дети с высоким уровнем творческих способностей.
  3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.
  4. Дети, хорошо обучающиеся в школе.
  5. Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления.

Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.

Задачи, стоящие перед учителем:

- Своевременное выявление одарённых детей;

- Использование в урочное и во внеурочное время дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;

- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа по выявлению одарённости ребёнка, тем полнее и шире раскрывается его талант. Мы, учителя начальных классов, начинаем эту работу с первого класса.

Выявление одаренных детей начинается при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Стратегия работы с одаренными детьми

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития.

В начальных классах внеурочная деятельность организована по следующим направлениям:

  • Историческое краеведение – «Моя Родина - Россия»;
  • Художественно-эстетическое - «Наблюдаем, изучаем, творим», «Оригами»;
  • здоровый образ жизни «Азбука здоровья», «Здоровейка»;
  • естественнонаучное «Информатика», «Учимся создавать проекты»;
  • социально-педагогическая «Мир деятельности».

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

§ совершенствование предметных умений и навыков;

§ повышение учебной мотивации одаренных детей;

§ развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;

§ развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;

§ овладение навыками самоконтроля, самооценки.

Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы работы с одарёнными детьми:

§ частично - поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);

§ исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);

§ проблемный;

§ проективный.

Формы работы с одарёнными детьми:

§ нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);

§ классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;

§ ролевые игры;

§ консультации;

§ предметные кружки;

§ кружки по интересам;

§ конкурсы;

§ участие в олимпиадах;

§ работа по индивидуальным планам;

§ исследовательская деятельность и участие в НПК.

Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуникативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.

С целью определения подходов родителей к данной проблеме целесообразно проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания.

Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:

• круглые столы;

• информационно-практические беседы;

• информационные лектории с элементами практикума;

• обучающие семинары;

• творческие лаборатории родителей;

• родительские педагогические тренинги;

• родительско-ученические мероприятия;

• обмен мнениями.

Вывод. Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

12.12.2018 20:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!